Рыба-фугу из Севастополя
В бухте Севастополя рыбаки выловили…даже сами не поняли – кого. Внешне – шарообразное чудище с хвостом и плавниками, сплошь усеянное шипами. Ихтиологи, которым улов немедленно доставили, удивились не собственно чудищу – это оказалась хорошо известная рыба фугу или рыба-собака – а тому, что эта весьма ядовитая тварь оказалась в Черном море.
Легко встретить рыбу фугу у берегов Японии, Китая, обеих Корей, а у нас – в Японском море, от залива Петра Великого до Южного Сахалина.
Но в море у Севастополя?!..
Фугу условно съедобна: она содержит яд тетродоксин, который на два порядка сильнее яда кураре, в коже, брюшине, печени, жёлчном пузыре, молоках и икре.
Рыба-собака не сама производит свой яд, в отличие, скажем, от змеи. Фугу становится токсичной от поедания ядовитых морских звёзд и моллюсков. Ещё она умеет плавать вперёд хвостом.
Приготовление и поедание фугу – национальный японский спорт, что-то вроде нашей стрельбы из револьвера с одним патроном себе в висок.
Повара в Японии получают лицензию на право готовить блюдо из фугу. А если их рыбку кто-то поел и умер (что случается ежегодно по нескольку раз), то проштрафившийся кулинар должен доесть остатки или совершить ритуальное самоубийство – на выбор.
Правильно приготовленная рыба-собака содержит в себе ровно столько яда, чтобы вызвать у посетителя ресторана что-то вроде лёгкого наркотического опьянения.
Объяснение появлению фугу рядом с Севастополем может быть только одно: интродукция. То есть, нечаянное переселение живности из одного района планеты в другой с помощью человека.
У нас ведь балластные воды с судов не принимают, как положено по соответствующей международной конвенции, а просто сбрасывают, куда и где попало.
Видимо, рыбу-собаку засосало в балластную цистерну на Дальнем Востоке. А затем фугу вместе с японской забортной водой выплеснули в Чёрное море.
«Рыбак Сахалина» № 33 от 23 августа 2018 г.