Южно-Сахалинск, Рыбно-Сахалинск!
Южно-Сахалинск да без рыбы?! Да никогда такому не быть! И правда: главный город наш лица своего не теряет. Рыбный шопинг как был, так и есть – важнейшая достопримечательность. А экономика рыболовства занимает значительную часть деловой жизни областного центра.
По Южному можно судить о состоянии рыбной отрасли в регионе, о возможностях предприятий добычи и переработки, о маркетинге и рыночной конъюнктуре, о приоритетах власти и доступности рыбного продовольствия населению.
Поэтому разговор с начальником отдела пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности администрации Южно-Сахалинского городского округа Игорем Геннадьевичем ОРЛОВСКИМ начнем с вопроса: чем, собственно, располагает Южно-Сахалинск в столь важной сфере экономики?
- На острове бытует мнение, что Южный – город «сухопутный». По местным меркам и с большой натяжкой в какой-то мере это – так. Да, нет портов: до моря, мы считаем, не рукой подать. Но что такое 50 каких-то километров? На север, юг, восток и запад взять по 50, и мы у моря. Корсаков, Невельск, Долинск, Холмск, Охотское, Анива – все рыбные районы, езды до коих час, ну, может, два. Естественно, все муниципальные приморские территории связаны с Южным тесными производственными и административные узами. А сам областной центр по количеству предприятий отрасли и уровню рыбохозяйственной инфраструктуры даст еще фору и иным сугубо рыбным российским городам.
Даже несмотря на спад рыбохозяйственной деятельности и сокращение потребления рыбной продукции на душу населения, вызванных негативными явлениями переходного периода к рынку, Южно-Сахалинский городской округ сохранил свои лидирующие позиции. По состоянию на 1 января 2009 года в округе зарегистрировано 320 рыбопромышленных предприятий с общей численностью работающих 3450 человек. Количество занятых в рыбной отрасли, естественно, относится к тем организациям, которые не значатся только в бумагах. Таких у нас – 95. Соответственно, 60 осуществляют рыбопромысловую деятельность и 35 – занимаются рыбопереработкой. Наиболее крупными на сегодняшний день являются ЗАО «Остров Сахалин», ЗАО «Экарма-Сахалин», ОАО «Пиленга», АОА «Корсаковский агаровый завод», ООО «Промфлот», ООО «Сахалининвестморе», ООО «Компания Бином», ООО ПО «Сахалинрыбаксоюз», ООО «Атика», Березняковский рыбоводный завод. Эти предприятия составляют основу рыбопромышленного комплекса.
- Заострим внимание на промысле. Ваши компании, как известно, занимаются океаническим и прибрежным рыболовством. Чем они для этого вида деятельности вооружены?
- В собственности рыбодобывающих предприятий находятся 142 промысловых судна, под которые, как знаем, выделяются соответствующие квоты добычи. Эта количественная сторона имеет некоторые имиджевые и коммерческие характеристики. Пока углубляться не будем, поскольку проблемы в целом хорошо известны. Достаточно сказать, что из этого количества судов только 107 технически пригодны к эксплуатации. В том числе 12 судов крупнотоннажного флота, 64 – среднетоннажного и 34 – маломерного. Понятно, что южносахалинские компании облавливают океанические, морские и прибрежные промысловые зоны. Насколько качественно – это другой вопрос. Но в 2008 году ими добыто более 159 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, превышен уровень предыдущего года. Улов наших предприятий составил 33 процента от объема вылова Сахалинской областью! Важно подчеркнуть, что рост добычи стал возможен в основном за счет увеличения в 2008 году более чем на 40000 тонн квот на вылов минтая, одного из наиболее востребованных и осваиваемых объектов промысла. Мне хочется выразить слова благодарности руководителям и рыбакам ЗАО «Остров Сахалин», ЗАО «Сисафико», ООО «Инзель-Фиш», ООО «Компания ИДК», ООО «Кондор-транспорт», ООО «Миккор ЛТД», ООО ПО «Сахалинрыбаксоюз», ФГУ «СахНИРО» и других компаний, активно участвовавших в минтаевых экспедициях.Сработано грамотно, ответственно и эффективно. Успешное освоение квот добычи гарантирует ресурсное обеспечение сахалинских добытчиков, укрепило частный капитал, повысив его социальную значимость, и обеспечило приток денежных средств в федеральный и областной бюджеты.
- Как показали себя предприятия прибрежного рыболовства? Ведь наряду с экономической составляющей они играют очень важную социальную роль, прибрежный промысел в основном обеспечивает сырцом береговой рыбоперерабатывающий комплекс.
- В прошлом году квоты на вылов лососевых получили 8 предприятий из 16 подавших заявку. Из выделенных к добыче 3297 тонн лосося освоено 2950 тонн; путина в восточно-сахалинской промзоне не удалась из-за слабого подхода рыбы. Это одна причина. Другая состоит в том, что границы городского округа «Город Южно-Сахалинск» не соприкасаются с морской акваторией. Проще говоря, мы не имеем собственной береговой полосы. Поэтому администрация лишена возможности наделять пользователей рыбопромысловыми участками. Промучастки предприятия заимствуют у соседей. За немалые деньги, конечно же. Некоторые, в том числе достаточно развитые, перешли юридически в другие муниципальные образования. То есть: производство в Южном, люди, работающие в компаниях, в основном из Южно-Сахалинска, а налоги идут в другой район. В принципе, морская акватория имеет федеральный статус. Права на нее закреплены в Конституции, у каждого городского округа равные. Но приоритет из-за берега. Этот законодательный казус пока не решен. Тем не менее, несмотря на отток даже крупных отраслевых предприятий, как ОАО «Южно-Сахалинский рыбозавод», ООО «Сахалин-Фиш Фрозен», береговой перерабатывающий комплекс нашего округа впечатляет своей производительностью. Его годовая потребность в сырье составляет более 120000 тонн. Возможности технологического оборудования позволяют перерабатывать до 23 видов рыбы и морепродуктов, производить более ста наименований продукции из них. Производственные мощности перерабатывающих предприятий способны ежесуточно выпускать до 260 туб консервов, 800 тонн мороженой рыбы, 15 тонн соленой продукции, 30 тонн икры, 35 кормовой рыбной муки. Холодильные мощности рассчитаны на хранение более 13 тысяч тонн продукции.
- И все это загружено по полной программе?
- Естественно, нет. В прошлом году мы взяли лосося около трех тысяч тонн. Да ведь это такая капля! Часть сырца дали соседние районы. В целом от прибрежного промысла приняли и переработали только 10600 тонн рыбы. Что-то завозили с Курил и других регионов. Но это не снимает проблем. И это ложится на внутренний потребительский спрос. Само собой становятся убыточными и закрываются целые предприятия, находившиеся на хорошем счету. В частности, прекратило свою производственную деятельность подававшее большие надежды ООО «Рич Фиш», в прошлом году не производил консервы рыбоперерабатывающий цех ООО «Гранат». На этом фоне положительно выделяется современное консервное производство ООО РПК «Сахалин», вложившее в дело значительные средства. Вместе с тем консервное производство из-за высоких основных и сопутствующих затрат на Сахалине остается нерентабельным, использование всего потенциала рыбоперерабатывающего комплекса носит ярко выраженный сезонный характер.
- Главным образом, не хватает сырца и, что всех и давно возмущает, ломят цены монополисты-энергетики и поставщики ГСМ?
- Да, об этом прекрасно знают все уровни власти и руководство регионального и российского рыболовства. Меры предпринимаются, однако цены на электроэнергию, топливо формируются вне всяких административных границ, таможенное оформление всего рыбодобывающего флота в сахалинских портах ощутимую выгоду для берега еще не принесло. Естественно, нам нужен свой современный развитый оптовый рыбный рынок со всеми сегментами производственно-торговой инфраструктуры. Нам очень нужна хотя бы относительно дешевая рыбопереработка. Тогда деликатесная рыба и востребованные морепродукты не будут уходить сплошным потоком сырца в центральные регионы страны, в Японию, Корею, Китай. Тогда мы прекратим закупать сельдь и крашеный лосось у Норвегии, продукцию из минтая – в Китае, искусственную лососевую икру привозить из Москвы, шпроты из мойвы – с Кызыла, салат из морской капусты – с Орловщины.
- Конечно, прекрасно, если сахалинский океанический флот, добывая рыбу в любом районе Мирового океана, будет хотя бы часть улова привозить к себе домой. И на переработку, и на продажу сырцом. Слюнки текут, когда вспоминается простипома, угольная, красный окунь, палтусы, скумбрия и много чего еще. Всего было в достатке и очень доступно…
- Дело-то вот в чем: географию промысла расширять необходимо, но чем добывать и на чем перерабатывать? Промысловый флот изношен, стареет прямо-таки на глазах. А уровень современного океанического, морского и прибрежного промыслов прогрессивно диктует все новые и новые технологии. А у нас ведь, в основном, извините, еще какое б/у! Только за прошедший год рыболовный флот округа уменьшился на 30 единиц. У нас колоссальные сырьевые возможности, а взять-то их нечем. В недавнем прошлом на Сахалине в собственности рыбаков было 15 плавбаз, в том числе пять консервных плавучих заводов! Где они? Проданы нуворишами на металлолом. Ушли за эти годы с молотка около 40 единиц крупнотоннажников типа БАТМ. Осталась одна мини-плавбаза у ООО «Сахалининвестморе». Восстанавливать старье совершенно нет смысла. Покупать частным компаниям новые современные суда – не в жилу. Нашим знаменитым «Пиленгам» уже за десяток лет. Ремонт вылетает в копеечку! Постройка нового судна класса БАТМ стоит где-то 40 миллионов евро, а малого рыболовного сейнера – под миллион долларов! Где частным компаниям взять такие деньги? Да, надо ловить и ловить, делать конкурентную продукцию и зарабатывать. Но чем и на чем? Получается замкнутый круг. Ведь и своих судов, которые, может быть, стоили бы меньше, не строим. Вот ОАО «Пиленга» изыскало средства и купило за рубежом подержанный БМРТ. Ничего, побегает еще. Надо же чем-то осваивать выделенные квоты… А у ООО «Миккор ЛТД» хорошие планы оборвались. Предприятием уже были достигнуты договоренности с иностранными партнерами о закладке двух современных добывающих судов. Проведена большая подготовительная работа. Однако реализация данного проекта отложена на неопределенное время. Финансы… В общем – уйма проблем, которые в большинстве своем замыкаются на государственных структурах правительственного уровня. Взять ту же до стыда избитую проблему с нашими сахалинскими стеркодерами – прекрасными автономными добывающими и перерабатывающими судами, построенными в Германии. Они уже несколько лет – считаю, из-за каких-то корыстных интересов, безграмотности определенного круга чиновников рыболовства – простаивают в Китае. Пытался разрубить гордиев узел губернатор области. Тщетно. Три миллиона долларов вложило ОАО «Пиленга», чтобы привести в рабочее состояние два таких парохода. Этого оказалось мало, и стеркодеры не эксплуатируются. Кстати, из-за дефицита профилированного промыслового флота сахалинцы почти не ловят всеми любимую сайру и не ведут промысел кальмара.
- Выходит, закупаем со стороны. Отсюда и цены, включая посредников и торговый процент, и не всегда хорошее качество?
- Не без этого. Тем более, когда своего нет. Повторюсь, на Сахалине не хватает оптового звена, которое при должной рыночной гибкости способно загрузить необходимым сырьем производство, обеспечив круглогодичный цикл, и вдоволь накормить доступной и разнообразной рыбой население. Мы ту же сельдь, палтус, окунь, скумбрию и т.д. завозим из Приморья. Да нашу сахалинскую сайру во Владивостоке берем! Поэтому и стоит хорошая рыба в торговле 400 и более ре (!). Что делаем в этих условиях для обеспечения горожан да и приезжих более дешевой качественной рыбой и рыбопродукцией? На рынках за счет бюджета Южно-Сахалинска организуем торговые точки наших местных товаропроизводителей. Рыбное продовольствие идет покупателю непосредственно от добывающих и перерабатывающих предприятий. Цены перекупщиков сбиты, людям нравится. С нами плотно сотрудничают рыбохозяйственные организации Корсакова, Анивы, Холмска, Невельска, Долинска. Они тоже заинтересованы в такой форме рыночного бизнеса. Это финансово и социально выгодное партнерство. Другой наш проект – открытие сети торговых павильонов в черте областного центра с участием капитала их будущих владельцев, тоже местных производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции. По-моему, получился хороший торговый ряд в районе магазина «Орбита». Место густонаселенное. Южносахалинцы говорят, что угодили в самый раз. Этот проект оказался, как видим, востребован. Идем в этом направлении дальше. Планов, как говорится, – громадье… Надо сопоставлять их с реальностью и, как учит жизнь, заимствовать опыт прошлого. Много ностальгически говорят о бывших рыбных магазинах «Океан», «Охотское море». Такой специализированный современный торговый центр Южно-Сахалинску нужен. Вопрос – в средствах на строительство и ценах на то, чем хочется торговать. Создавать надо то, что выгодно людям, городу, области и что, естественно, окупается. Идея есть, и она активно прорабатывается.
- Игорь Геннадьевич, поднятые вами вопросы, касающиеся, в частности, океанического, экспедиционного промыслов, затрагивают глубинные экономические, финансовые и социальные интересы нашей Сахалинской области. О чем говорят и цифры. При годовой добыче всех ВБР в объеме 490 тысяч тонн порядка 80 процентов дает океаническое рыболовство. И там далеко не все гладко. Информации, можно сказать, никакой. До рыбохозяйственного актива слабо доходят проблемы?
- Я бы так не сказал. Региональное руководство рыболовством в курсе самых актуальных перипетий океанического промысла. Нужен очень тяжелый таран, чтобы пробить монолит федеральных административных барьеров. Надо сконцентрироваться. Чему, думаю, мешают постоянные неувязки в прибрежном рыболовстве. Действительно, такой пристально коммерческий взор Москвы на нашу прибрежку выглядит уже даже неприлично. А вообще, конечно, назрела необходимость поднимать пласты серьезных морских проблем. Сахалин должен закрепить статус рыбодобывающего форпоста России, а Южно-Сахалинску вполне пристойно называться РЫБНО-САХАЛИНСКОМ.