Путин и Абэ продолжают закулисные переговоры по сдаче Курильских островов
Так называемый «курильский вопрос» обсуждается под убаюкивающим общественность наименованием «мирный договор».
На состоявшемся в Осака саммите G20 и по его окончании прошедшей там же 26 встречи «тэт-а-тэт» президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ так называемый «курильский вопрос» вновь привлек внимание общественности двух стран, японских и российских политиков, а также обозревателей. Точнее – к реваншистским японским притязаниям на российские южные Курильские острова и острова Малой Курильской гряды. При этом, по моему мнению, два важных события на этих политических мероприятиях вызвали столь пристальное внимание к «курильскому вопросу».
Первое – это вызывающая провокационно – политическая акция, осуществленная японской стороны на саммите G20, когда повсюду, где было возможно, демонстрировалась карта Японии с включенными в неё как японская территория, российских южных Курильских островов и островов Малой Курильской гряды. Полагаю, что сделано это было осознано и не без одобрения Абэ.
Какова была цель японской стороны в подобной акции? Прежде всего, привлечь внимание мировой общественности, что для Японии этот вопрос уже решен и никаких других решений быть не может. Поддержите дескать нас, японцев, в этом противостоянии с Россией! Одновременно ставилась задача проверить, как будет реагировать на это российская делегация. Опять проглотит, как это уже было не раз или все же отреагирует?
Десятки раз мимо этих провокационных вызывающих карт проходили, обозревая их, делегации 20 государств, участников саммита G20. Мимо них проходила и российская делегация во главе с президентом Путиным. Какова была ее реакция? Сие нам не известно. А следовало бы российской делегации хотя бы открыто заявить о недопустимости подобных реваншистских японских претензий, ведущих к пересмотру итогов Второй мировой войны, и прекратить какие-либо переговоры, даже «тэт – а - тэт» по разработке эфемерного «мирного договора». Но…все прошло молча.
И только спустя неделю МИД направил 2 июля с. г. японской стороне очередную ноту протеста из-за обозначения четырех российских островов Курильской гряды как территории Японии в материалах, подготовленных к саммиту G20 в Осаке. «В ноте указывается на злоупотребление японской стороной функциями председателя G20 в целях продвижения необоснованных территориальных претензий к нашей стране», – заявила представитель МИДа Мария Захарова. Наверняка, подобная мягкая реакция с нашей стороны останется без должного внимания японцев, как это было уже не раз.
Второе. По итогам состоявшихся очередных уже 26 переговоров «тэт – а - тэт» между Путиным и Абэ ими была дана позитивная оценка, достигнутых совместных договоренностей. Так, Путин по итогам эти переговоров подчеркнул: «Разумеется, мы с господином Абэ обсудили вопросы, касающиеся проблемы мирного договора, отметили в позитивном ключе, что министры иностранных дел двух стран наладили предметный диалог по этой непростой и чувствительной для обеих стран теме, и этот диалог будет продолжен. Исходим из того, что предстоит кропотливая работа по выведению российско‑японских отношений на качественно новый уровень».
В своей оценке прошедших переговоров Абэ был более откровенен и особо отметил: «Мы с президентом Путиным приветствуем активный ход переговоров по мирному договору в соответствии с нашей волей, выраженной в ноябре 2018 года в Сингапуре, ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе совместной декларации от 1956 года, согласовать и дальше продолжить наши переговоры по данным вопросам. Кроме того, сегодня мы снова подтвердили отмеченную нами в городе Нагато искреннюю решимость разрешить проблемы мирного договора и сошлись во мнениях приветствовать акт подготовки к реализации совместной хозяйственной деятельности на четырёх северных островах».
Как видно из этих заявлений, стороны продолжают, по их мнению, позитивное движение к заключению мирного договора. Последнее для Японии означает приобретение под свой суверенитет российских южных Курильских островов и островов Малой Курильской гряды.
А вот зачем России нужен мирный договор?
Ответа на этот простой вопрос нет до сегодняшнего дня от президента Путина, несмотря на неоднократные запросы по этому вопросу со стороны широкой общественности. И здесь не надо разъяснений представителей МИДа или пресс-секретаря президента, поскольку внешнюю политику по Конституции РФ определяет президент. Настало время Путину все же разъяснить открыто российскому народу, для чего России так необходим мирный договор с Японией спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны?
Несмотря на вышеприведенные позитивные оценки со стороны руководителей двух стран по итогам переговоров в японской прессе широко дискутируется мнение о том, что российская сторона якобы отказалась обсуждать в ходе переговоров какие-либо территориальные притязания Японии на российские южные Курильские острова и даже на острова Малой Курильской гряды. Если это соответствует действительности, то такой подход, а, по существу– «прозрение» российской делегации, следует только приветствовать! Вмести с тем подтверждения или опровержения этому нет ни от российских, как и нет его и от японских официальных лиц – участников самих переговоров. В этой связи, полагаю, преждевременно считать, что территориальные притязания Японии к России улетучились, исходя из твердой российской позиции – ни пяди земли, ни врагу, ни другу!
К сожалению, «Курильский вопрос» по-прежнему обсуждается на закрытых от общественности переговорах Путина – Абэ под убаюкивающим общественность наименованием «мирный договор». В этих переговарах с российской стороны принимают участие сотрудники МИДа во главе с Сергеем Лавровым.
Позволю обратить их внимание на заявление 18 чрезвычайных и полномочных послов РФ, опубликованном в СМИ 16 июля 1998 года под заголовком «Торг не уместен». Полный текст этого заявления нужен для того, чтобы читатель убедился в его актуальности. Привожу это заявление как приложение к статье.
Противостояние сдаче российских южных Курильских островов и островов Малой Курильской гряды под эфемерный «мирный договор» остаётся, как и ранее, актуальной задачей.
В преддверии празднования 75-летия Победы над нацистской Германией и милитаристской Японией претензии к пересмотру ее итогов и тем более подобные переговоры аморальны, особенно в отношении тех людей, которые отстояли эту Победу ценой своей жизни.
Вячеслав Зиланов, заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1988-1991 гг.), заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (1992-1997 гг.), заместитель губернатора Мурманской области (2003 – 2007 гг.), заслуженный работник рыбного хозяйства России.
«Рыбак Сахалина» № 33 от 22 августа 2019 г.