Газета "Рыбак Сахалина"
07 ноября 2019 года

​Вопрос ребром

Кто ответит Путину за рыбный базар: Медведев или Патрушев с Шестаковым?

Завершающийся 2019 год для «рыбохозяйственного комплекса» в понимании этого словосочетания господами Патрушевым, Шестаковым и Ко будет, как и предыдущий, преподнесен руководству страны и общественности со многими «впервые» достигнутыми рекордами.

Прежде всего, общий вылов – он ожидается почти на уровне прошлого года (признан Шестаковым рекордным за всю историю новой России).

Уловы лососевых на Дальнем Востоке так же надо считать рекордными для неурожайных нечетных годов. Правда здесь заслуга вовсе не Росрыболовства, а природы и камчатских рыбаков.

Увеличился до рекордного уровня за все историю современной капиталистической России экспорт рыбы и рыбопродукции и его стоимость.

Как о положительной тенденции в развитии отрасли можно говорить (или рапортовать) и о начавшемся строительстве рыбопромысловых судов на российских верфях за счет «инвестквот», и о строительстве береговых рыбопромышленных предприятий за счет все тех же «инвестквот», и о внедрении крабовых аукционов.

Найдутся, полагаю, и другие «рекордные» показатели, чтобы уверить вышестоящее большое начальство о том, что идет поступательное положительное развитие «рыбохозяйственного комплекса», как это определено в целом ряде решений, принятых при непосредственном участии Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Все это, уверен, прозвучит в СМИ в самое ближайшее время!

Но вот вопрос: а будет ли доведено Минсельхозом и Росрыболоством до руководства страны и общественности тот факт, что розничные цены на рыбу и рыбную продукцию увеличились в 2019 году по сравнению с 2014 годом не менее чем на 40-50%.? И то, что в результате этой ценовой «эволюции» рыба стала, при этих самых рекордных уловах, недоступна для большинства населения страны. Даже в приморских рыбных регионах, таких как Камчатский край, Сахалинская область, Приморский край, Мурманская область население выражает недовольство такими, не по карману, ценами на рыбу и рыбопродукцию. Для того, чтобы снять эту социальную (прежде всего, продовольственную) проблему, которая вот, вот приобретёт политический оттенок, губернаторы этих регионов с участием рыбопромышленников вынуждены проводить различные популистские акции, именуя их «Наша рыба», «Доступная рыба», «Приморская рыба», «Рыбный край» и т. д.

Но истинный смысл всех этих мероприятий – под лозунгами «патриотическо-социальной поддержки» рыболовных компаний населения дальневосточных краев и областей, продавать рыбу по себестоимости, себе в убыток, чтобы скрыть от местной общественности тот позор, который сотворен сегодня политикой Росрыболовства в отрасли, позволившей, в конечном итоге, взрастить цены на рыбу.

Дальше всех пошел губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, который провел акцию по бесплатной раздаче населению горбуши и другой рыбы. В результате выстраивались очереди, создалась давка. Пришлось наводить порядок. В итоге все это обернулось общественным скандалом, растиражированном в социальных сетях.

Словом, случился тот «речевой» рыбный базар, как результат полного отсутствия у правительства Российской Федерации и его председателя Д.А. Медведева какой-либо вразумительной политики по созданию механизма ценообразования на рыбу и рыбную продукцию.

В этих «тепличных» для рыбного ростовщичества условиях оптовики и всякого рода посредники «гуляют на всю катушку», задирая цены всё выше и выше. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которой неоднократно президент В. Путин давал указания разобраться с этим вопросом, так и ничего не делает. Зато руководство ФАС упорно продвигает, вдохновленное продавленными ранее «крабовыми аукционами», идею новых рыбных аукционов. Причем предлагает проводить их каждые три года, отбирая квоты, на которые рыбопромышленники имеют гарантированные (якобы!) государством договоры на 15 лет.

В результате этого всеобщего речевого рыбного «базара забылось, ушло куда-то в тень очень важное – то, что в свое время была принята «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (далее по тексту «Стратегия 2020 года»). Она широко рекламировалась, в ней расписывалось, как и к чему надо стремиться. В ней были определены целевые показатели – индикаторы развития отрасли, которые должны быть достигнуты в 2020 году.

Так вот ИСТИННЫЙ результат, а не тот, который докладывается Президенту: ни по одному из трех основных целевых показателей с учетом осуществляемой реализации «Стратегии 2020» развития, рыбохозяйственный комплекс к 2020 году и близко не подойдет.

Правда, в последние годы эта базовая «Стратегию 2020 года» неоднократно «подправлялась». В нее вносились минсельхозом и Росрыболовством, посредством соответствующих постановлений правительством РФ, различные поправки и даже продлевался срок ее реализация до 2024 года. Все это делалось, полагаю, с одной целью – внести коррективы в целевые показатели, чтобы их СНИЗИТЬ и тем самым избежать ответственности за СРЫВ этих самых показателей. Но даже «подправленные» показатели в реальности значительно отстают от принятых в последнее время.

В. ЗИЛАНОВ.

«Рыбак Сахалина» № 44 от 7 ноября 2019 г.