Лосось-2009. На каждый чих разрешений не напросишься
Ливни, в два этапа обрушившиеся на юг Сахалина, и пронесшиеся в это же время шторма, доставили рыбакам немало проблем. Уже после первого дождепада фактически выбыла из числа нерестовых река Бачинская Анивского района – рыба в ней может пройти разве только до моста. Циклон повредил немало орудий лова, и рыбаки вынуждены были прекратить промысел.
В отсутствие на акваториях неводов не сдерживаемый ничем лосось устремился в реки, а также в разбухшие ручьи и ручейки, в которых лосось непременно погибнет, как только схлынет вода. Или его заберут (не пропадать же добру) люди, которых и язык не поворачивается в таком разе называть браконьерами.
Остро встал вопрос об установке рыбоучетных заграждений (РУЗ), чтобы не допустить излишнего захода в реки производителей, тем более что 70-80 % из них – это самцы. Заходя в нерестилища, они только ухудшают их состояние.
Не случайно в повестке дня состоявшегося 22 июля заседании Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб вопрос об установке рыбоучетных заграждений в рекомендованные Сахалинрыбводом реки – в связи с угрозой возникновения заморных явлений – стоял первым. В результате было решено установить РУЗы для осуществления мер регулирования захода производителей тихоокеанских лососей с правом изъятия излишних на 43 реках Корсаковского, Долинского, Макаровского и Поронайского районов. Определено, что меры регулирования осуществляют пользователи участков, в которые впадают данные реки. Такой лов производится в счет выделенных ранее этим рыбопромышленным компаниям объемов на промышленную добычу лососевых.
Проблема, таким образом, хотя и с некоторым запозданием, разрешена. Но вопрос остался: у нас почему-то бурная деятельность начинается тогда, когда факт уже свершился, и надо преодолевать его последствия, чтобы не допустить больших бед. Что, разве нельзя было установить РУЗы не тогда, когда рыба уже набилась в реки, а с самого начала путины – ведь это, в первую очередь, мера регулирования. По закону – нельзя. Мы живем в России, а это страна непредсказуемых телодвижений властей и парадоксальных во многом законов, которые исходят из того, что мы, по меньшей мере, враги народа и только и мечтаем о том, чтобы нанести ей какой-либо ущерб.
«Почти все специалисты говорят, что РУЗы нужны с первого дня. Так почему мы не принимаем такого решения? – спрашивал на комиссии первый заместитель начальника Сахалинрыбвода В. Г. Самарский и сам же отвечал: – Мы все попали в законодательную яму. В соответствии с правилами рыболовства комиссия должна принять решение об установке РУЗ в конкретном водоеме. Поэтому сейчас рождается список, и его стараются сделать как можно шире, чтобы обезопасить и смягчить эту законодательную базу. Чего мы боимся? С первого дня и до конца путины возникают основания начать регулирование. Если мы по каждой речке начнем собираться здесь – будет глупо. Имеется методика по регулированию, созданная на основании многолетнего опыта. И эта методика подразумевает работу с первого дня».
Поддержал В. Г. Самарского и директор СахНИРО А. И. Болтнев.
Рыбная отрасль сейчас заформализована донельзя – и не без помощи самих рыбаков, требовавших четких правил игры. В результате в данном случае получили эффект от обратного, когда требуется согласовывать каждый чих, даже каждое разумное действие, польза от которого совершенно очевидна.
«Никто не знает, сколько точно вылавливается рыбы в Сахалинской области, п – п сказал по этому поводу генеральный директор ЗАО «Гидрострой» А. Г. Верховский. – Как только начинают загонять рыбака под ОДУ, квотирование, он начинает скрывать улов. Что происходит, когда не дают свободной постановки РЗУ? Вся эта рыба становится браконьерской. Мы приходим к этому, действуя в соответствии с законом. Никто, кроме пользователя, не заинтересован кровно в том, чтобы рыба нормально отнерестилась в реке. Лучшего исполнителя нет, он регулировать заходы и охранять будет лучше, чем кто-либо другой. Если мы будем действовать по-иному, то нанесем колоссальный ущерб и экологии, и экономике».
Понятно, что правила рыболовства в Дальневосточном бассейне враз никто не изменит. Но их можно привести в соответствие с реальностью хотя бы к следующей путине. Это вполне возможно, если воедино выступают и Сахалинрыбвод, и СахНИРО, и рыбопромышленники.