Календарь сахалинского рыболова: СЕНТЯБРЬ
Всю рыбалку определяет лосось
Наш консультант – Виталий НИКИТИН, и.о. заведующего лабораторией пресноводных и прибрежных рыб СахНИРО:
– Начну с того, что лосось определяет не только нашу социальную жизнь, но и жизнь в бассейнах рек. А значит, и любительскую рыбалку на них.
В сентябре продолжает массово нереститься зашедшая в реки горбуша, начинает заходить кета. В свою очередь нерест лососей привлекает другие виды рыб – кунджу, ручьевую мальму, проходного гольца, на северо-западе Сахалина также ленка и хариуса.
– И всем подавай лососевую икру?
– Да. В связи с чем происходит рассредоточение всех этих видов по реке. Нерестовый лосось разгоняет всю мелочь, так называемая мелочевка прячется от него по всевозможным притокам, а рядом остается только соразмерная рыба, способная противостоять агрессивности той же горбуши, например.
В бассейне Тыми есть река Пиленга, и там часто приходилось видеть в чистой воде, как рядом с горбушей стоит таких же размеров голец. И горбуша не может его отогнать, принимает за своего. Но на самом деле он хищник, поедает икру и откармливается. Ясно, что основная наживка для рыбалки в это время – конечно же, тампоны из свежей икры или вареная икра.
– А блесна разве не может соблазнить хищников?
– Дело в том, что и горбуша, и кета, зашедшие в реки, сами активно реагируют на блёсны. То есть они мешают спиннинговой рыбалке. В этот период любителей поблеснить кунджу можно адресовать на юго-западное побережье острова, где горбуши нынче мало мало.
– В этом году был впервые открыт лицензионный лов горбуши на реке Лютоге, где ее до сих пор успешно продолжают ловить именно на блёсны, особенно на «тасманского дьявола».
– В морском прибрежье лосось еще питается, поэтому может схватить и «тасмана», и клюнуть на имитацию креветки или кальмара даже на поплавочную удочку. А вот в реке он старается разогнать других рыб, чем и объясняется его «нападение» на блёсны. Но он хватает приманку не как хищник, а идет за ней и словно грызет ее.
– Рыбаки жалуются, что не стало крупной кунджи на Таранае выше забойки. В чем дело?
– Объяснение очень простое – на забойках практически всех рыбоводных заводов в период подхода горбуши ставят решетки ячеей 40-45 см, в связи с чем половозрелые особи кунджи подняться в верховья не могут. То есть они в нересте не участвуют, поэтому с каждым годом этой рыбы там будет меньше и меньше.
– Значит, и вредить нересту она не будет?
– Суть в том, что кунджа, ручьевая мальма, голец нерестовые бугры не раскапывают. Они, конечно, могут воровать икру, но питаются, в основном, той икрой, которая не оплодотворяется и все равно погибнет. То есть вред от них минимальный. Лососи и другие виды рыб существуют вместе очень много лет, это соседство предусмотрено природой, его издержки компенсируются плодовитостью лососей.
– А как горбуша и кета «регулируют» любительский лов амурского язя и щуки?
– Так же. Язь, прячась от них, забивает старицы, которые связаны с реками северо-восточного побережья, но куда лосось не заходит. И там в зарослях водной растительности, если знать места, его можно ловить на ту же икру или червя. А вот щуку в таких зарослях найти и поймать проблематично. Зато на северо-западе Сахалина, где в отдельные реки и притоки горбуша с кетой не идут, такая рыбалка возможна. К примеру, на речке Икринке, которую лосось быстро проскакивает и в ней не задерживается.
– Это где, примерно?
– Это бассейн реки Лангры.
– Карась в сентябре будет ловится?
– Еще будет. Но, опять же, в изолированных водоемах, куда не заходит лосось. Допустим, в Тунайчу уже начинает идти кета, а она еще агрессивнее, чем горбуша. Вся пресноводная рыба будет прятаться по озерным закоулкам.
– А что наша любимая красноперка?
– Крупночешуйная красноперка, которая вышла нагуливаться в лагуны, озера и морское прибрежье, вслед за горбушей поднялась в реки, где ее и можно порыбачить на средних участках.
Почти весь сентябрь, повторю, нашу рыбалку будет определять лосось.