Взыскать ущерб с виновных
Хочу напомнить сахалинцам, что в июле на реке Пугачевке Макаровского района произошел массовый замор горбуши. Местное телевидение во всей красе показало это безобразие. Начальник департамента по рыболовству А. Мун заверял ранее островитян, что в этом году закапывать рыбу на берегу не придется («Рыбак Сахалина», № 28). Увы, пришлось.
Еще до основной путины была создана областная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб под председательством губернатора. Считаю, что комиссия со своей задачей не справилась, раз допустила такой промах. Рыба зашла в реку не одним залпом, как пытаются убедить меня межрайонный природоохранный прокурор, отвечая на мой запрос («Свободный Сахалин», № 40). Река каждый день, начиная с первых чисел июля, заполнялась рыбой в таких объемах, что угроза гибели была предрешена, если не принять никаких мер. В то время у рыбаков на реке было готово к постановке рыбоучетное заграждение (РУЗ). Я сам принимал участие в подготовке этого сооружения. В любой момент могли перекрыть заход рыбы в реку. Ждали только команду. Но она не поступила.
Этот вопрос нужно решать по каждой базовой реке при рыборазводных заводах отдельно. У каждой реки свои особенности и показатели. По той же температуре воды и кислороду. Не обязательно там присутствовать всей комиссии. Достаточно было создать мобильные группы и отслеживать обстановку. Этого не было сделано.
Когда установили заграждение, было уже поздно. Рыба задохнулась в реке от нехватки кислорода и погибла.
Мне приходилось заниматься промыслом горбуши в течение сорока пяти лет, в том числе и в этом водоеме. Так вот, уверенно могу утверждать, что погибло минимум 120-150 тонн рыбы. Нанесен колоссальный ущерб экономике и экологии. Прежде всего – Макаровского района, который и так не блещет доходами.
Судя по публикациям в печати, у этой комиссии изначально не было единогласия. Почему-то игнорировалось мнение таких профессионалов, как начальник ФГУ «Сахалинрыбвод» А. Проскуряков, его первый зам В. Самарский, директор СахНИРО А. Болтнев, президент ЗАО «Гидрострой» А. Верховский. Здесь и наука, и производство. Они настаивали на установке РУЗов с самого начала хода рыбы, чтобы сами пользователи регулировали заход. Видно, не хватило авторитета у этих товарищей. А вот мнение В. Табункова оказалось весомее («Рыбак Сахалина», № 12). Он предлагает вообще не использовать РУЗы, а регулировать заход рыбы на нерест в прибрежной зоне. Такое можно было практиковать в 70-80-х годах. Сейчас объемы другие. Представьте, что было бы в этом году на реках без этих заграждений!
Возможно, губернатор и не знал всех нюансов, доверился чиновникам. А чиновники каждый год в кабинетах что-то мудрят, мудрят. Один раз примут решение, затем его исправляют, дополняют. А потом, смотришь, и совсем отменят. Свежий пример с крыльями концевых неводов в устье Найбы. Что ж вы делаете, господа чиновники! Такой ляп.
Еще замечу, что если пенсионер или школьник возьмет хвост или два и будет пойман, то обязательно понесет наказание. Значит, работает система охраны ресурсов. И это должно распространяться на всех несмотря на чины и ранги. Будет справедливо, если ущерб, нанесенный государству на реке Пугачевке, будет взыскан с вышеуказанной комиссии. А ответ на мой запрос в природоохранную прокуратуру, в котором всё списывается на шторм, считаю простой отпиской.