Борьба за жизнь
Утром 6 ноября, в канун самого главного праздника Советского Союза – Великой Октябрьской социалистической революции – у председателя Сахалинской областной профсоюзной организации работников рыбного хозяйства Леонида Павловича ЧУРЫ было приподнятое настроение. Только что позвонили из Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства и сообщили, что сегодня у них состоится организационное собрание по созданию первичной профсоюзной организации рыбаков. А спустя минуту, уже при мне, поступил звонок с Канарских островов, из Лас-Пальмаса. Экипаж одного из сахалинских СРТМ-К, устав бороться со своими хозяевами и поняв, что в одиночку ничего не добьешься, решил создать на судне профсоюзную организацию.
Решение, надо сказать, абсолютно верное: на защиту нарушенных прав рыбаков в таком случае станет и профсоюз работников рыбного хозяйства страны, работающий в связке с международными профсоюзными организациями. Ведь «неорганизованного» рыбака профсоюз защищать не ринется: профсоюз, как и любая общественная организация, в первую очередь стоит на страже интересов своих членов. В этом отношении закон предоставил профессиональным союзам большие права. Видимо, сознавая это и не желая ощущать над собой никакого контроля, многие хозяева предприятий первым делом поспешили избавиться от первичных профсоюзных организаций.
Наша встреча с Леонидом Павловичем Чурой была посвящена злободневной теме – охране человека труда, его жизни на производстве.
- Это было, есть и будет самой главной задачей профсоюзов, – говорил Л. П. Чура. – У нас создана комиссия по охране труда, ежегодно этот вопрос выносится на рассмотрение президиума и совета областной организации. Но беда в том, что профсоюзные организации созданы далеко не на всех рыбацких предприятиях, а, значит, их работники не могут контролировать деятельность администраций ни в данном, ни в каком-либо ином направлении. Коллективы там бессловесны, если можно так сказать – лишены права голоса. В области свыше 600 предприятий рыбохозяйственного комплекса, но профсоюзные организации имеются на сегодняшнюю дату только на 31-м. Там, где работает первичка, там заключаются коллективные договоры с хозяйственниками, там имеются так называемые номенклатурные мероприятия по охране труда – они охватывают буквально всё, начиная с создания безопасных рабочих мест и кончая выдачей спецодежды и мыла.
А что происходит на предприятиях, не охваченных профсоюзным движением, никто толком не знает. Все вопросы охраны труда и остальные отданы на усмотрение хозяина: как он решит, так и будет. А если он решил неправильно? Губернатор Приморья, высоко ценя роль профсоюзов на производстве, подписал, например, совместное с краевой профсоюзной организацией обращение ко всем хозяйственным руководителям, в котором рекомендовано способствовать созданию на предприятиях профсоюзных организаций, в обязательном порядке заключать коллективные договоры, регламентирующие многие стороны жизни трудового коллектива, взаимоотношения на производстве. Я лично ставил перед нашим губернатором вопрос о том, чтобы администрация области поступала таким же образом, как их приморские коллеги, чтобы содействовала заключению колдоговоров. Ведь в них оговаривается буквально всё – и зарплата, и порядок и сроки ее выплаты, и оплата сверхурочных, и режим труда и отдыха, мероприятия по охране труда. В общем, регламентируется вся производственная деятельность, работа хозяйственника с трудовым коллективом, их взаимоотношения становятся абсолютно прозрачными.
Но во властных структурах данное предложение, к сожалению, отклика не находит. Считаю, что недостаточно в этом направлении работает и департамент по рыболовству администрации области. Да, он хорошо, достойно прорабатывал в этом году вопросы организации промысла – честь ему и хвала! – но вот к вопросам контроля за условиями труда рыбаков никак не подступится. Хотя ситуация здесь очень тревожная.
Сразу скажу: на предприятиях, где работают профсоюзные организации, уже 3-4 года не было ни единого случая травматизма со смертельным исходом. Потому что первичка, ее комиссия по охране труда ведет эту работу систематически и целенаправленно. Совместно с администрациями предприятий, а на многих из них, несмотря на финансовые трудности, сохранены должности освобожденных инженеров по технике безопасности – например, в рыбколхозе «Дружба», на жестяно-баночной фабрике и других – проводят рейды по производственным цехам, изучают и устраняют возможные причины несчастных случаев, рассматривают на заседаниях профкомов вопросы организации безопасного труда, спрашивают с тех, кто не уделяет этой проблеме должного внимания. И это дает свои плоды. Повторю: за последние годы на предприятиях, где работают профсоюзы, не было ни одного смертельного случая. Ведь хозяйственный руководитель не в состоянии всё увидеть и услышать. А профсоюз больше знает жизнь коллектива, притом – изнутри. Люди отвечают сами за себя по созданию безопасных условий труда и стараются, чтобы не было никаких ЧП, загодя бьют тревогу, если требуется.
А теперь пример иного плана. Вот гигант нашей рыбной отрасли – холдинг «Гидрострой». И руководитель там умный, знающий. Говорят, что и заработная плата хорошая, и людей спецодеждой обеспечивают. Но в то же время в холдинге ежегодно гибнут 1-2 человека. Не скажу, что там не организована служба техники безопасности, и освобожденный инженер по ТБ имеется. Значит, прервана цепочка «общественники – хозяйственники».
Еще раз повторю: профсоюз – общественная организация, общественность в данном случае – это коллектив, который в первую очередь заинтересован в безопасных для себя условиях труда. С таким контролем проще бы работалось по вопросам охраны труда и хозяйственному руководителю.
- Вы хотите сказать, что профсоюзная организация в «Гидрострое» бездействует?
- А ее там вообще нет. Я не раз разговаривал по этому вопросу с руководителем предприятия, но он не желает иметь у себя профсоюзную организацию.
- Почему?
- Мотивы мне неизвестны.
- Есть ли цифры, которые могут характеризовать состояние дел по охране труда в целом по рыбной отрасли?
- Да. Ведь я не только председатель рыбацкого профсоюза, но и главный технический инспектор профсоюзов по Сахалинской области. И картина весьма печальная. За девять месяцев этого года в отрасли произошло 8 случаев со смертельным исходом. В том же «Гидрострое», в «Компании ИДК», на Южно-Сахалинском рыбозаводе, на рыбокомбинате «Островной»… Такое же количество смертей – восемь – было в 2008-м году, в 2007-м… Но там – за год, а сейчас – за девять месяцев. А впереди еще три не самых спокойных месяца. Перспектива вырисовывается нехорошая. И дай бог, чтобы ничего в оставшиеся месяцы года не произошло.
- Но ведь бывают еще и несчастные случаи, которые приводят не к смерти, а к инвалидности. Они как-то учитываются?
- Таких случаев – они называются «с тяжелым исходом» – за те же девять месяцев произошло 10. Самое странное, что руководители почему-то не задумываются, что на выплаты по этим несчастным случаям у них уходит гораздо больше денег, чем на создание безопасных условий труда.
- От несчастного случая никто не застрахован…
- Конечно. Но главное – избежать смертей, это наша первейшая задача.
- В прежние времена предприятия отчитывались по каждому несчастному случаю на производстве. А как сейчас?
- Хозяйственник быстро понял: раз нет за ним контроля, то можно с этим и не заморачиваться, перестал отчитываться перед всеми органами власти и даже перед государственной инспекцией. И сейчас никто не знает, сколько произошло в отрасли легких несчастных случаев, то есть, тех, которые не привели к смерти и стойкой утрате трудоспособности, к инвалидности. Хотя в том, что они происходят регулярно, никто не сомневается. Хочу сказать, что профсоюз не враг хозяйственнику, а помощник. Особенно в охране труда.
- Но профсоюз будет требовать. Требовать и создания благоприятных условий труда, и подписания коллективного договора, и его выполнения.
- Конечно. Там, где работает профсоюз, нет например, долгов по зарплате.
- Значит, тогда враг. Если требует, мешает жить вольно…
- Не думаю. Ни один руководитель предприятия, где имеется первичная профсоюзная организация, подобного мнения не высказывал. Наоборот, видел в профсоюзе помощника и союзника в решении многих вопросов. Вот из этого и будем исходить.