Рис всему голова
Фактически загубив отечественное сельское хозяйство, уничтожив своими действиями (бездействием) миллионы голов скота, миллионы гектаров пахотных земель и водрузив во главу всего доллар, российские власти поставили под угрозу продовольственную безопасность страны: без импорта Россия уже не может существовать.
Сейчас о продовольственной безопасности запоздало заговорили и на самом высоком уровне. Но разговоры – они и остаются разговорами. Перемороженные импортные мясные продукты заполоняют наши рынки, а отечественное мясо большинству населения не по карману.
О том, как решают проблемы продовольственной безопасности в Японии, рассказывает в «Российской газете» обозреватель В. ОВЧИННИКОВ.
С ПРЕВРАЩЕНИЕМ Японии в экономическую сверхдержаву судьба земледельцев оказалась под угрозой. Поредевшее после войны сельское население сократилось до трех миллионов семей, из которых рисоводы насчитывают менее двух.
И тем не менее японские земледельцы вправе гордиться результатами своего труда. Им удалось стабилизировать сборы риса на уровне 8 миллионов тонн. Менее двух миллионов крестьянских хозяйств не только полностью обеспечивают 127 миллионов жителей страны главной продовольственной культурой – рисом, но и производят почти две трети потребляемых народом овощей, мяса, яиц. Валовая продукция сельского хозяйства Японии (79 миллиардов долларов) втрое превышает показатель России.
После поражения в войне Япония лишилась колоний – Кореи и Тайваня, которые служили рисовыми житницами империи. Оккупационные власти начали приучать японцев к американской пшенице (начиная с бесплатных булочек в школьных завтраках). Так в традиционный рацион вклинился хлеб. И теперь в дополнение к 8 миллионам тонн отечественного риса приходится ежегодно импортировать по 5 миллионов тонн пшеницы. А для нужд животноводства и птицеводства еще ввозить на фураж около 20 миллионов тонн кукурузы и сои.
Страна восходящего солнца ныне производит лишь 39 процентов необходимого ей продовольствия. Об этой ошеломившей всех цифре заговорили после перехода к принятому в международной практике методу: сопоставлять отечественные и импортные продукты питания не по стоимости, а по количеству калорий.
Для страны-архипелага, окруженной морями, проблема продовольственной безопасности имеет жизненно важное значение. Поэтому японское правительство сформулировало стратегическую цель: к 2020 году поднять уровень самообеспеченности продуктами питания до 50 процентов.
Нынешняя чрезвычайная ситуация стала результатом того, что кардинально изменился традиционный рацион японцев. Прежде основу питания составляли рис, овощи, рыба. Ныне же потребление мяса увеличилось в 9 раз. В рационе появилось молоко. При этом потребление риса сократилось вдвое – со 120 до 60 килограммов на человека в год.
ПО УРОЖАЙНОСТИ РИСА (65 центнеров с гектара) Япония занимает третье место в мире. Но по его себестоимости не может конкурировать с крупным зерновым производством американских, австралийских или канадских фермеров. Зарубежные эксперты не раз советовали японцам учесть ограниченность посевных площадей Страны восходящего солнца. Земельные наделы большинства крестьян там немногим превышают полтора гектара. Поэтому японцам, мол, целесообразно перейти от риса к более доходным культурам. Скажем, по примеру Израиля выращивать под пленкой дыни, клубнику или киви. А зерно закупать по низким ценам на мировом рынке.
Однако в данном вопросе Токио руководствуется не коммерческой выгодой, а интересами продовольственной безопасности. Правительство контрактует весь урожай по рентабельной для крестьян цене. А затем продает рис отечественным потребителям гораздо дешевле, чем за него было заплачено. Власти исходят из того, что производство основной продовольственной культуры нельзя прекращать и возобновлять словно поворотом крана. Если разорится последнее поколение рисоводов, Страна восходящего солнца в случае международного кризиса и морской блокады уже не сможет прокормить себя.
Чем же объяснить, что показатель самообеспеченности продовольствием, упал до 39 процентов? Как уже упоминалось, вдвое сократилось потребление риса. Другая причина – распространение импортных мясных полуфабрикатов, а также ингредиентов для блюд “быстрого питания”. Если бы японцы больше полагались на свежее отечественное мясо, это было бы лучше и для самообеспеченности продовольствием, и для здоровья нации.
До войны жителям Страны восходящего солнца были практически неведомы сердечно-сосудистые заболевания. Они считали холестериновые бляшки уделом богатых иностранцев.
Из 47 японских префектур краем долгожителей всегда считалась Окинава. Ее жители потребляют особенно много морепродуктов. После войны на этом острове были сосредоточены американские военные базы. Был открыт первый в стране “Макдоналдс”. Ныне там уже 44 таких комбината. И островитяне потребляют почти столько же животных жиров, что американцы.
В результате по средней продолжительности жизни Окинава переместилась с 1-го на 30-е место. Люди стали там чаще, чем в других префектурах, умирать от сердечно-сосудистых заболеваний. Жирные “гамбургеры” оказались особенно вредны народу, создавшему самую изысканную, поистине лечебную кухню.
Всемирная торговая организация неустанно критикует власти Токио за то, что они субсидируют земледельцев и противодействуют импорту риса пошлинами, которые семикратно превышают мировую цену на него. Зато 86 процентов пшеницы и почти всю потребляемую в стране сою Япония под нажимом ВТО вынуждена ввозить из-за рубежа.
И все-таки нацеленность японского правительства на укрепление продовольственной безопасности, энергичные меры государственной поддержки отечественного сельского хозяйства, на мой взгляд, могут служить для России поучительным примером.