Лосось-2010. РУЗы – рыбоучетные или рыбоуничтожающие заграждения?
Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Он уже не первый год волнует рыбацкую общественность, экологов, да и просто жителей области, которым не безразлично будущее наших островов.
Где грань между регулированием захода производителей на нерест и промыслом на нерестовых реках? Что это за «регулирование», если в устье реки порой добывается не одна тысяча тонн рыбы? Вызывают тревогу изменения, внесенные в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, которыми, с одной стороны, длина центрального крыла морских неводов ограничивается двумя километрами, а с другой – разрешается промышленное рыболовство на рыбоводных забойках и рыбоучетных заграждениях…
Думается, поэтому в повестку недавнего заседания областной комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в качестве первоочередного был включен вопрос о заполнении нерестилищ производителями тихоокеанских лососей в реках и количестве установленных рыбоучетных заграждений в промысловых районах Сахалинской области.
Выступая с докладом по этому вопросу, начальник ФГУ «Сахалинрыбвод» Владимир Самарский отметил, что наиболее благополучная обстановка с заполнением нерестилищ производителями горбуши в Углегорском районе, где реки Орловка и Покосная заполнены уже на 70 с лишним процентов, а еще пять более мелких рек – на 100 и выше процентов. Если же говорить в целом о Западно-Сахалинской подзоне, то в северной части юго-западного побережья Сахалина заполнение нерестилищ япономорской горбушей беспрецедентное. По крайней мере, в обозримой истории такого никогда не наблюдалось.
На северо-западе и северо-востоке Сахалина заполнение рек единичное в связи с отсутствием массовых подходов рыбы. Примерно так же дела обстоят на Итурупе, где рыбалка только начинается. Более-менее ситуация в Долинском и Корсаковском районах, где идет сегодня основной промысел горбуши.
Как сообщил докладчик, рыбоучетные заграждения в режиме изъятия рыбы пока действуют на 26 водоемах, 9 из которых – базовые реки лососевых рыбоводных заводов. Все они работают по графикам пропуска производителей, утвержденным анадромной комиссией. Правда, на одной из рек дважды выявлены нарушения, меры по которым будут приняты в ближайшее время. Почему нельзя начинать регулирование после 100-процентного заполнения водоемов? Да потому, что тогда на нерестилищах не останется места для производителей более поздних группировок лососей, которые дают основной промысловый возврат.
Ответив на этот принципиальный вопрос, руководитель «Сахалинрыбвода» заверил, что методика пропуска рыбы через рыбоучетные заграждения была тщательно отработана в течение трех лет, и если РУЗы применять в точном соответствии с имеющимся на каждом из них графиком, то опасаться совершенно нечего. Он также выразил готовность сотрудничать с экологическими и другими заинтересованными организациями, то есть обмениваться информацией, проводить совместные проверки заполнения нерестовых рек производителями.
При обсуждении этой темы члены комиссии высказали ряд замечаний и предложений, сделав акцент на необходимости жесткого контроля за использованием рыбоучетных заграждений и привлечения к строгой ответственности нарушителей пропускного режима. В свою очередь заместитель председателя областного правительства Сергей Карепкин предложил информацию о заполнении нерестилищ и работе РУЗов заслушивать на каждом заседании комиссии, чтобы оперативно реагировать на меняющуюся в промысловых районах обстановку.
Анадромная комиссия также рассмотрела некоторые другие текущие вопросы прибрежного промысла тихоокеанских лососей, входящие в ее компетенцию.
По оперативным данным на 10 августа, в области добыто 32,7 тысячи тонн лососевых, в том числе горбуши – 28,7 тысячи (36,2 процента от установленного объема), кеты – 3,7 тысячи тонн (9 процентов).