Газета "Рыбак Сахалина"
23 декабря 2010 года

Наша рыбалка

Буссе открывает сезон.

В этом году перволедье на юге Сахалина из-за аномально теплой погоды с конца ноября передвинулось на декабрь. И, как всегда, отпраздновали его южане на Малом Буссе. Если не считать, конечно, открытия сезона на речных старицах, где более-менее подходящий лед становится на несколько дней – до недели – раньше. Но там рыбалка, в отличие от озерной, не столь массова и добычлива.

Первая попытка на Малом Буссе была предпринята еще 1 декабря, о чем мы писали в недельном обзоре. Но тогда по приливу на лед сильным ветром погнало воду, и после обеда рыбачить уже было нельзя. В последующие дни эту разрушительную работу доделал очередной циклон с очередным потеплением. Так что для меня и моих партнеров праздник перволедья состоялся только через десяток дней (в пятницу 10 декабря). Об этом и расскажу более подробно.

Выехали из города с некоторым запасом по времени, поэтому, припарковав машину на базе отдыха (первый съезд с дороги направо), пришлось около получаса ждать рассвета. Народу было не слишком много – будний день, к тому же неопределенность с ледовой обстановкой.

Лед, впрочем, был уже 5 – 6-сантиметровым, хотя с утра и потрескивал, предупреждая, что на троих в одном месте лучше не соображать. Вначале сели недалеко от берега, метрах в полусотне, где рыбы не обнаружили, а редкие поклевки у соседей на долготерпение не вдохновляли. Потом ушли еще на сотню метров, пробурились – и сразу начался клев, который уже не прекращался. Морская малоротка была в среднем меньше, чем на открытии сезона в прошлом году, но брала активно, иногда по две-три штуки. Я ловил на одну гирлянду из пяти красных крючков № 3, насаживая на них опарышей и используя свою обычную подкормку – фарш из нескольких (в зависимости от размеров) свежемороженых селедок с добавлением одной упаковки криля. Кроме того, ставил неподалеку поплавочную удочку с двумя крючками на навагу, насадка – мясо гребешка.

Интересный момент: к обеду лед перестал трещать, видимо, холодный ветер с моря укрепил его. Но от того же ветра и непродолжительной метели мы быстро замерзли, и потому уже к половине второго созрели для перемещения в теплый автомобиль. В итоге у меня в рюкзаке (как показал домашний подсчет) оказалось 422 малоротых корюшки и десяток наваг (одна из них клюнула на гирлянду).

Продолжением этой рыбалки и окончательным открытием зимнего сезона стал еще один наш выезд на Малое Буссе, на сей раз в среду 15 декабря. Лед уже был толщиной около 10 см, поэтому сразу двинули на середину озера. Кстати, когда сотрудник МЧС говорит по телевидению, что лед на нем очень опасный, «всего 9 – 12 сантиметров», то это, на мой взгляд, явная служебная перестраховка. Если придерживаться таких «норм», понятие «перволедье» надо вообще исключить из рыбацкого лексикона. Помню из деревенской жизни, что по льду в 15 см мужики начинали ездить на лошадях с санями. Впрочем, мы отвлеклись.

Клев в тот день был менее активным (не «как из пулемета») и продолжался эпизодами только до 14 – 15 часов, но корюшка ловилась гораздо крупнее, каждая третья-четвертая годилась для вяления. Плюс время от времени попадалась на корюшковую снасть навага, реже – красноперка и камбала. Иногда из какой-то группы рыболовов слышался возглас: «Зубарь попался!». Правда, воочию его увидеть пока не довелось.

В этот выезд я впервые в жизни использовал на льду зимнюю палатку. Вспомнив, как задубел на предыдущей рыбалке, решил изменить принципу мобильности в обмен на относительный комфорт. Конечно, рыбачить защищенным от ветра лучше. Но есть один существенный недостаток – не хватает пространства, чтобы вытаскивать рыбу из лунки удильником, не перехватывая тонкую леску рукой. Из-за этого здоровенная навага лишила меня гирлянды. Хотя, может быть, причина в другом – просто не хватило сноровки.

Как бы то ни было, еще 342 корюшки пополнили мой рыболовный счет. Неплохое открытие зимнего сезона!

Е. ГРИШИН. Газета “Рыбак Сахалина” № 50 23 декабря 2010 г.