Река получает хозяина
В понедельник 30 мая на Сахалине стартовал конкурс на право заключения договоров на предоставление рыбопромысловых участков на осуществление промышленного рыболовства. На конкурс выставлено 155 участков, в том числе впервые – на 29-и речных: на базовых реках государственных лососевых рыбоводных заводов и реках пограничных. Именно речные участки стали яблоком раздора среди рыбопромышленников, вызвали весьма противоречивые мнения и немалые споры. Но, как бы там ни было, большинство рыбопромышленников сказали конкурсам на речные РПУ «да».
… Целую неделю вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина С. А. Сиянов и заместитель председателя Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» А. Н. Макаров ходили по вечерам в СКТУ и своими печатями опечатывали большой металлический сейф, в который складывались заявки рыбацких предприятий.
Наслышанные о том, какими скандалами и подтасовками сопровождались конкурсы на РПУ в некоторых регионах, в том числе на Дальнем Востоке, сахалинские рыбаки всерьез опасались нечестной игры со стороны чиновников, предопределенности результатов конкурса: дескать, всё уже проплачено. Поэтому Координационный совет рыбопромышленных ассоциаций, учитывая ситуацию, предпринял все возможные меры, чтобы обеспечить прозрачность конкурсов, их справедливость, чтобы победили действительно достойные.
Подтасовать итоги конкурса можно только одним способом: открыть конверт наиболее вероятного конкурента, узнать сумму, которую тот готов предложить за участок, и предложить несколько большую. Этот, последний критерий, дает участнику конкурса от 20 до 30 процентов, что весьма значительно.Поэтому очень важно, чтобы эта цифра сохранялась в тайне до официального вскрытия конвертов.
Сахалино-Курильскому теруправлению было предложено обеспечить обязательное участие общественности в приеме и хранении поступающих на конкурс документов. СКТУ охотно пошло навстречу: скандалы ему ни к чему, их за минувший год было предостаточно, и наступать на старые грабли, устраивать очередную конфронтацию с рыбаками территориальное управление Росрыболовства было не намерено. Вот потому-то каждый вечер и опечатывали выделенный для документов сейф Сиянов и Макаров.
В пятницу количество заявок (а некоторые поступали в посылочных ящиках, потому что в меньшую «тару» не входили) настолько увеличилось, что большой двухдверный сейф просто не мог вместить все документы. Перенесли все заявки в оружейную комнату – для хранения в выходные дни за двумя железными дверями с шестью печатями. Там они, 199 заявок, и пребывали в неприкосновенности до утра понедельника.
А утром в понедельник в коридоре было столпотворение. Так уж устроен русский человек, что выполнение любого дела привык оттягивать до последнего. Хотя, может быть, в данном случае это обычная перестраховка от несанкционированного вскрытия конвертов – за час до начала конкурса на это просто нет времени. Береженого, конечно, бог бережет, но подобная предусмотрительность была явно излишней: я недаром подробно рассказал о том, как обеспечивалась неприкосновенность заявок.
Сдача и прием конкурсной документации продолжались, как и предусматривалось, до 10 утра.
В 10 утра комиссия (кстати, в ее состав входят три представителя областных ассоциаций рыбопромышленников, руководитель и сотрудник областного агентства по рыболовству) в присутствии заявителей, работников прокуратуры, общественности объявляет, что готова приступить к вскрытию конвертов и сообщает, что к этому времени поступило 302 заявки. Председатель комиссии заместитель руководителя СКТУ А. А. Калюжный согласно протоколу интересуется, есть ли желающие еще сдать заявки, или изменить их, или забрать. Есть! Не все успели сдать. Процедура продолжается.
В итоге на конкурс поступило 403 заявки рыбопромышленников!
Началась процедура вскрытия конвертов.
В принципе, ничего особо интересного в ней нет. Перечисляются все приложенные к заявке документы (о том, насколько это «весело», можно судить по тому, что некоторые «конверты» – это посылки в тысячи страниц), проверяется наличие необходимых печатей, подписей. С особым любопытством присутствующие встречают цифры, означающие сумму, которую готов предложить конкурсант за участок. К деньгам у нас повышенное внимание. И это понятно, в них сейчас главная интрига.
Озвучивается заявка № 1. Предприятие из Анивского района предлагает за лот 1 миллион рублей.
Фирма из Ноглик предлагает за другой лот в своем районе (видимо, не столь богатый) 300 тысяч.
ООО из Александровска-Сахалинского предлагает за морские участки по 5 тысяч рублей. Негусто. Вероятно, вновь образованные участки на больше и не тянут.
Мало что говорящая мне фирма, абсолютно не на слуху, предлагает за участки в Долинском и Поронайском районе по 3 миллиона, в Макаровском – 4 , в Смирныховском по 4 и 8 миллионов.
Жить стало легче, жить стало веселее: озвучивается цифра в 19 млн. 970 тысяч рублей. По залу проносится легкий шум.
Цифры в 100, в 130 тысяч, 200 и подобные этим особых эмоций не вызывают. Оживление наступает, когда оглашаются суммы в 15 миллионов, 40 миллионов.
Но совсем весело и радостно становится на душе, когда слышишь, что какому-то не очень заметному и не очень крупному долинскому ООО, имеющему не очень большую добычу и переработку и представившему на конкурс весьма тощенькую заявку, не жалко отвалить за речку Береговую 400 миллионов рублей, по столько же за два участка на реке Большой Такой, а за реку Найба аж 800 миллионов рублей (кстати, чтобы не посчитали за опечатку, цифры написали прописью)! И, с чего это многие рыбаки плачутся, что им очень трудно жить и они работают чуть ли не себе в убыток? Судя по тому, какими средствами располагают мелкие фирмы, легко представить, как роскошно живут крупные. Чтоб вы так жили! А какие налоги с прибыли платит эта одна небольшая фирма! Если, конечно, у нее на самом деле такие доходы. Но поверить в это уж никак невозможно.
…За один день все конверты вскрыть не удалось…
А итоги конкурса будут известны не ранее через три недели. Предстоит очень скрупулезная работа – конкурсная комиссия будет изучать, проверять и перепроверять все внесенные документы.
С. ПЕТРОВ. Газета “Рыбак Сахалина” № 21 2 июня 2011 г.