Ловят ли корюшку и терпуга в Волге?
Человек любит сравнивать. И даже радуется, если в его гнездышке (стране, городе, квартире, на базаре) лучше, чем где-либо еще. Сахалинская область омывается Японским и Охотским морями и Тихим океаном. Волгоградская область расположена большей частью в степной и полупустынной зонах. Ни морей, ни океанов здесь нет, на зато протекают две крупные реки – Волга и Дон, где также водится рыба.
Ну а теперь попробуем сравнить две вещи: состояние рыбного рынка двух этих регионов и уровень цен на рыбу. Не для того, чтобы радоваться, а чисто из спортивного интереса. Понятно, что арбузы, дыни, черешня и прочие персики, овощи-фрукты в Волгограде во много раз дешевле, чем на Сахалине (арбузы в разгар сезона, например, продаются по 3 рубля за 1 кг) – потому что они там растут, а у нас – нет. Ну а как с рыбой?
Вашему вниманию предлагаются фотографии, сделанные на рыбном рынке Волгограда в конце октября. Рынок под открытым небом, частично под легкими навесами, никто из продавцов не загнан в ларьки и павильоны. Мне подобный вид торговли – понятно, не на загазованной улице, а в стороне, нравится гораздо больше, чем наш заорганизованный (понятно, что кроме рыбаков и продавцов с этого кто-то еще должен кормиться), где свежей рыбой практически и не пахнет, потому что самая свежая – это зачастую позавчерашняя, а не только утром, за час-два до открытия рынка, выловленная.
Ну а теперь к делу. Оказывается, волгоградцы не пьют пиво с вяленой корюшкой. Потому что у них предостаточно своей вяленой рыбы. Одно только перечисление звучит как поэма: вобла (в среднем 210 руб. за килограмм), рыбец (200 руб.), чехонь (200-220), лещ (80-140, в зависимости от размера), синец (130-160), щука (100), густера (110). В середине 70-х в московских пивбарах мужики за кусочек воблы полжизни отдавали, но та, сушеная-пересушеная, не шла ни в какое сравнение с той, что сейчас продается на рынке: связка – 100 рублей.
Корюшка в Волгограде тоже продается. Мороженая зубатка по 135 рублей за килограмм. Но ее берут на жарёху – и не более того. Потому что уху предпочитают делать из свежей рыбы. Кстати, возвратившись в Южно-Сахалинск, прошелся по рыбным павильонам. Свежемороженая корюшка стоит 150 рублей. Поэтому даже не знаю, как теперь относиться к утверждению, что арбузы в Волгограде дешевы только потому, что растут там. Можно подумать в таком разе, что корюшка ловится в Волге.
Но науке сей факт пока неизвестен.
Много интересного довелось увидеть на местном рынке. Общее впечатление: рыбный ассортимент гораздо больше сахалинского. Объяснение этому простое – здесь продается не только рыба дальневосточных морей, но и северных, та же, например, неведомая у нас пикша. Ну и плюс ко всему – рыба двух протекающих в области рек и водохранилищ (в том числе и живая, и охлажденная, пересыпанная льдом): судаки, сазаны, щуки, караси, толстолобик, белый амур, карп…Местная рыба – во всём разнообразии: и цельная, и потрошеная, и очищенная (то есть уже без чешуи), и филе. Причем, филе лихо делают на ваших глазах.
Но самое веселое – это, конечно, цены. Такое ощущение, что морской красный окунь, скумбрия, минтай, горбуша, кальмар, терпуг, палтус, нерка, та же корюшка и прочее – живут и ловятся именно в местных реках и озерах, а не Дальнем Востоке. Потому что, как и арбузы, стоят дешевле. К нам, надо понимать, их везут с берегов Волги и включают в розничную цену транспортные расходы.
Почему у нас цена на выловленную у нас рыбу выше, чем в Волгограде? Когда я показал эти и другие фотографии одной продавщице из рыбного павильона в Южно-Сахалинске, она, не задумываясь, ответила: «Потому что у нас жизнь дороже». Так, может, потому и дороже, что торговля беззастенчиво накручивает свои проценты, многократно превышая установленную рыбаками довольно-таки невысокую отпускную цену и получая львиную часть дохода от рыбохозяйственной деятельности?
Когда на волгоградском рынке я рассказал о ценах на рыбу в нашей рыбной области, все три слушавших меня продавца в один голос сказали: «А вы не покупайте – и цены упадут. Нам важно быстро продавать. Мы работаем с оборота, а не рассчитываем, что когда-то придет богатый дядька и купит по высокой цене”.
Хотя богатых «дядек» в миллионном городе Волгограде явно побольше, чем в Южно-Сахалинске. По крайней мере, черная икра, которую на центральном рынке Волгограда «шепотом» продают из-под прилавка по 30-40 тысяч рублей за килограмм, не залеживается.
Б. ВОЛОДИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 50 от 22 декабря 2011 г.