В пределах Садового кольца рыбу не ловят…
Накануне съезда рыбаков. Точка зрения председателя Координационного совета работников рыбного хозяйства России В. К. Зиланова.
- По вопросу проведения Третьего Всероссийского рыбацкого съезда очень длительное время согласовывались различные организационные моменты, – говорит ИА «Nord-news» Вячеслав Зиланов. – Это связано с тем, что каждый рыбохозяйственный бассейн имел разные точки зрения по поводу необходимости его проведения. Одни говорили, что дела идут хорошо, и съезд не нужен. Другие возражали: мол, все плохо, отрасль в кризисе, но соглашались с тем, что съезд не нужен: «Шашками помашем и разбежимся. Правительство к нам не прислушается, президент проигнорирует». На это я, как председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России (а эти полномочия я получил на прошлом съезде), предложил оппонентам согласиться, что если мы не будем, как профессионалы-рыбники, заявлять «о своих бедах и победах», то власть совершенно успокоится и будет реагировать только на забастовки. Короче говоря, мы долго договаривались и, наконец, достигли согласия по вопросу проведения такого съезда.
- Какие надежды на этот съезд вы возлагаете?
- Он должен консолидировать всю рыбацкую общественность, потому что у нас есть много нерешенных вопросов. Имеются претензии и к законодательным органам власти, и мы надеемся, что новый состав Государственной Думы будет работать более эффективно, чем действующий. Достаточно сказать, что нынешняя нижняя палата парламента (интервью было дано еще до выборов новой Государственной думы. – Ред.) внесла много поправок в законодательство, которые не только не способствуют экономически эффективной работе флота, а наоборот её затрудняют.
- Какие можете назвать главные болевые моменты в работе рыбной отрасли?
- До сегодняшнего дня экономические механизмы обновления основных производственных фондов, как добывающего флота, так и рыбоперерабатывающих предприятий не сформированы. Кредиты якобы выделяются, но для того, чтобы их получить, нужно, как говорится, ноги исходить, руки натрудить и голову трижды перевязать от головной боли. Нам нужен простой механизм получения кредитных ресурсов. Такой, например, как у наших соседей-норвежцев. В законодательстве четко сказано, что 20% средств для обновления основных фондов вносят предприятия, 80% – деньги, выделяемые им под госгарантии. И не надо собирать по 30-40 бумаг. Это первая болевая точка.
Вторая – не за горами 2018 год, когда добывающие предприятия будут наделяться ресурсами на очередной период. Есть разные точки зрения по принципу выделения квот. Одни кричат, что квотами нужно наделять «под киль», другие – «под рубку» (по поводу рубки В.К. Зиланов, конечно же, шутит – Ред.) и т.д. Мы считаем, что на данном этапе нельзя менять систему, которая сложилась и дает свои ощутимые результаты. Конечно, в этом контексте должны быть ликвидированы так называемые рантье, которые имеют квоты, но у них нет судов, чтобы их осваивать. А раз у предпринимателя нет судов, он должен быть ее лишен – лишен возможности заниматься «подковерной» деятельностью.
Не менее важен и такой вопрос: какой орган управления у рыбной отрасли будет после выборов президента страны? По жизненному опыту мы знаем, что как только меняется президент, меняется практически все правительство. При этом рыбную отрасль стараются «спихнуть» куда-нибудь подальше. Все помнят, когда президентом страны стал Дмитрий Медведев, рыбную отрасль с какого-то перепуга «засунули» в Минсельхоз. И только после нашей настойчивой просьбы он исправил свой Указ (надо отдать должное Дмитрию Анатольевичу, хоть я и не являюсь сторонником его методов управления) и выделил орган по рыболовству в отдельное агентство, подчиненное непосредственно правительству. Как будет в этот раз? Это для рыбаков небезразлично. Если говорить о моей личной точке зрения, то она осталась неизменной – в составе правительства должно быть полнокровное Министерство рыбного хозяйства России.
Другой очень злободневный вопрос – финансирование научных исследований и обеспечение флота поисковой информацией. За перестроечные и рыночные годы в рыбной отрасли был полностью уничтожен институт поисково-разведочных работ. Разве может сегодня горнорудная и нефтегазовая промышленности работать без разведки своих запасов? Нет. А рыбная отрасль, по логике тогдашних властей, – может. Горнякам удалось частично сохранить и воссоздать геологоразведку, у нас же по этому вопросу – полный ноль инициативы, и никто этим не занимается. А ведь не за горами ситуация, когда мы «доедим» рыбные запасы, полученные в наследство от СССР, и останемся на бобах. Более того, законодательство, которое приняла уходящая Госдума об уничтожении научного улова, – это вообще абсурд сверх всякой меры, и его надо исправлять.
Имеется еще ряд вопросов, которые у рыбаков на слуху. Среди них – о системе управления отраслью, начиная от федеральных органов и заканчивая местными. До сегодняшнего дня не выполнено распоряжение прошлого президента РФ Владимира Путина по результатам работы Госсовета в Астрахани, где одним из пунктов распоряжения главы страны стояло – передать на места ряд полномочий центра. Это распоряжение так никто и не реализовал, оно было спущено на тормозах. Всё осталось сконцентрованным в Москве. Но в пределах Садового кольца рыбу-то не ловят!
Газета «Рыбак Сахалина» № 02 от 19 января 2012 г.