Союз наш
Куда идет профессиональный союз работников рыбного хозяйства.
Почему Чубайс боялся профсоюзов
В 1990 году Анатолий Чубайс и его команда «родили» аналитическую записку по концепции перехода к рыночной экономике. В ней рядившиеся в шкуру демократов эксперты весьма рационально спрогнозировали, к чему может привести шоковая терапия, и откровенно предложили очень «демократичные» методы – от «заморозки» СМИ до уничтожения профсоюзов. Дышащей на ладан и полуразваленной КПСС они абсолютно пренебрегали и не видели в ней какую-либо реальную силу.
«Ускоренная реформа – писали они, – неизбежно приведет к формированию открытой для всеобщего обозрения иерархии жизненных стандартов различных слоев населения. Неравномерное накопление денежных средств по регионам и национальностям в результате приватизации может спровоцировать серьезные конфликты даже на национальной почве… Высока вероятность экономических забастовок в базовых отраслях промышленности и политических забастовок в крупных городах. Основными лозунгами этих забастовок будет недопущение роста цен, поддержание высокого уровня занятости, повышение заработной платы в соответствии с ростом цен и недопущение высокой дифференциации доходов.
В этих условиях правительству очень важно принять правильный тон по отношению к обществу: с одной стороны – готовность к диалогу, с другой стороны – никаких извинений и колебаний. Следует предусмотреть ужесточение мер по отношению к тем силам, которые покушаются на основной костяк мероприятий реформы, например, роспуск официальных профсоюзов в случае их выступления против правительственных мер, а также создание параллельных профсоюзов» (подчеркнуто авторами записки.- Ред. ).
Прошу прощения за столь пространную цитату, но она необходима для лучшего понимания того, что случилось после этого с нашими профсоюзами. После того, как «демократы» решили, что главным врагом намечавшихся ими реформ являются профсоюзы, в которых так или иначе состояли все работающие люди, они начали активную работу по их развалу. Официальные профсоюзы подвергались осмеянию, откровенно клеветническим нападкам – например, голословно утверждалось, что профсоюзные санатории и дома отдыха работают только для функционеров, что профсоюзы ничего не дают простому человеку, и в то же время умалчивалось, что они являются надежным гарантом прав работника, что дети членов профсоюза практически бесплатно отдыхают в пионерских лагерях. Не буду дальше продолжать, старшее поколение это должно помнить – например, то, что без согласия профсоюза нельзя было уволить ни одного человека.
Роль профсоюза в жизни работающего человека действительно была велика. Но умело развернутая дискредитация сделала свое дело: наивные русские люди, мечтающие о светлом капиталистическом завтра, стали массово выходить из профессиональных союзов – зачем, дескать, платить в качестве членских взносов 1 процент зарплаты? Таким образом «демократы» вывели с поля боя главную силу, которая могла противостоять дикой приватизации экономики страны и отстаивать права трудящегося на достойную жизнь. Потому что в планы «реформаторов» улучшение положения трудящихся не входило. В данной аналитической записке, которая стала известна широкому кругу только сейчас, говорилось: «Население должно четко усвоить, что правительство не гарантирует место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь».
За что борется ЦК
По сравнению с советским периодом численность профсоюза работников рыбного хозяйства значительно уменьшилась. Многое из того, чем занимались профсоюзы советского периода – например, оздоровлением и отдыхом трудящихся, ушло в прошлое. Капитализм выдвинул на первое место другие задачи. Вот что говорил на III Всероссийском съезде рыбаков председатель ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства Владимир Викторович КРУГЛОВ.
В выступлениях делегатов съезда, сказал он, поднимались проблемы, решение которых необходимо для устойчивого и поступательного развития рыбохозяйственного комплекса. Но для этого необходимо создать работникам отрасли достойные рабочие места, и получать они должны за свой труд достойную заработную плату.
Профсоюз и его организации, подчеркнул Круглов, заинтересованы в устойчивой и стабильной работе любого отраслевого предприятия, НА КОТОРОМ ЕСТЬ ЕГО ЧЛЕНЫ. Поэтому ЦК профсоюза и его структуры, сотрудничая с объединениями работодателей, федеральными и местными органами власти постоянно обращали их внимание на отсутствие конструктивного будущего и позитивной динамики развития предприятия, кадровые работники которого являются бедными, неспособными содержать себя и свои семьи в условиях рынка.
Мы всегда открыто провозглашали, что заработная плата работников отрасли не обеспечивает справедливой цены труда, она слишком занижена. В России есть одно государство, но имеются два народа. Один народ в состоянии тратить на собственные прихоти ежемесячно сотни тысяч рублей. А второй народ – это тот, которому рассказывают о том, что увеличение зарплаты никак невозможно. Стоит ли говорить, что подобный разрыв в доходах невозможен в цивилизованной стране!
Чем вызван такой разрыв в доходах? Эти деньги де-факто изъяты у работников за счет экономии на росте их зарплаты и присвоены собственниками предприятий как личный доход.
Именно сверхдоходы собственников предприятий – потенциальный источник роста фондов оплаты труда, источник пополнения бюджетных доходов, источник модернизации экономики. Отрасли, членам профсоюза нужны достойные, хорошо оплачиваемые рабочие места в инновационной экономике.
Нам часто говорят о том, что у нас низкая производительность труда, в 3 раза ниже, чем за рубежом. Но за рубежом зарплата выше нашей в 9-10 раз. Получается, что наши работники за мизерную зарплату работают в 3 раза лучше, чем работники в западноевропейских странах.
В программном документе «За достойный труд» профсоюзы заявили о необходимости ускорения темпов развития экономики на базе эффективных и, прежде всего, безопасных рабочих мест. Но государство в лице федеральных органов власти фактически самоустранилось от работы по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях и в организациях. Тем более что в результате административной реформы 2004 года из положений о министерствах, федеральных службах и агентствах эти полномочия изъяты. То есть, решение важной проблемы сохранения жизни и здоровья работников отдано на усмотрение самого работодателя.
Еще одна важная проблема – пенсионное обеспечение рыбаков, особенно северян. Люди, отработавшие по 15 и более лет в экстремальных условиях в море, должны получать достойную пенсию.
До вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия рыбакам-северянам выплачивалась с учетом максимального коэффициента 1,5. Однако после вступления в силу нового пенсионного закона рыбакам-северянам пенсию начали исчислять с учетом районного коэффициента по месту проживания или порта регистрации судна. Не было учтено, что их трудовая деятельность проходила в районах Крайнего Севера, что к заработной плате начислялись районные коэффициенты 1,5-1,8-2,0 и северные надбавки. Таким образом, грубейшим образом нарушены конституционные права рыбаков в части их пенсионного обеспечения.
ЦК профсоюза предложил от имени съезда обратиться в правительство страны с требованием проверить законность пенсионного обеспечения ветеранов плавсостава. Что съезд и сделал, дополнив проект решения, с целью обеспечения социальной защиты работников рыбохозяйственных предприятий, несколькими пунктами, в том числе такими:
- провести проверку соблюдения пенсионного законодательства в части полноты пенсионного обеспечения ветеранов рыбохозяйственного комплекса и возложить на соответствующие федеральные органы исполнительной власти полномочия по контролю состояния условий, охраны труда в отраслевых организациях;
- дополнить списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, следующими позициями: плавсостав рыболовецких судов, осуществляющих прибрежное рыболовство, для чего внести соответствующие изменения в действующее законодательство.
Чем чиновник отличается от рыбака
Парадокс, который логически абсолютно невозможно объяснить: чиновники, эта наиболее защищенная в нашем обществе категория людей, в профсоюзе нуждаются. А вот простым рабочим, которые находятся в полной власти работодателей и которым далеко не всегда даже заработанное платят, профсоюз не нужен. Пример по нашей области: в профсоюзе работников госучреждений сейчас состоит больше людей, чем в профсоюзе работников рыбного хозяйства. Хотя численность чиновников и рыбаков явно несопоставима – рыбаков гораздо больше.
Обычное рассуждение не обремененного образованием рыбака: а зачем он, этот профсоюз, нужен? Взносы платить? Жалко, ведь один процент от зарплаты. Но куда идет этот рыбак, когда его нагло кидает работодатель? Как ни странно, в профсоюз работников рыбного хозяйства. Жалостливо поет привычную песню о том, как хозяин обидел работягу. Надеется, видать, что штатные работники областной организации бросят действительно важные для профсоюзной организации дела и кинутся на защиту очередного «ваньки с улицы», которого неведомо каким ветром занесло в профсоюзный комитет. Вспомнил, вероятно, когда приспичило, что имеется такая организация, которая защищает интересы простого труженика. Да, есть. Но не учел жалобщик, что любая организация защищает только тех, кто состоит в этой организации.
Давайте говорить откровенно: если человек в приступе личной жадности или трусости перед работодателем с легкостью распростился с профсоюзом, то за него никто не в ответе. И ни один состоящий в рыбацком профсоюзе человек не потерпит, чтобы люди из аппарата областной организации, содержащиеся в том числе и за счет его взносов, занимались судьбой какого-то постороннего для общества человека. Нам-то что до его проблем! Кто хочет, тот пусть и занимается. Хоть само государство. Но вспомните блистательно яркие и откровенные слова Чубайса о том, что правительство не гарантирует место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь.
Отказавшись добровольно от многих завоеваний социализма, наш народ, в том числе и рыбаки, так же фактически добровольно отказался и от такого важнейшего завоевания рабочего класса как право на создание профессиональных союзов. В мире они стали возникать еще в 19-м веке и, вопреки распространенному в неграмотной среде мнению, их родоначальниками были вовсе не большевики. Профсоюзы во всех странах мира стали надежной защитой рабочего класса от всевластия и притеснений хозяев, во главе своей деятельности ставящей только получение прибыли. Быть членом профсоюза – значит быть социально защищенным. Капиталисты боятся профсоюзов и предпочитают прислушиваться к его мнению. Лучше потерять часть, чем – всё. Все, видимо, знают, какова роль профсоюза в жизни американских рабочих – ни один человек не может быть уволен без его согласия. Профсоюзные организации участвуют в переговорах по тарифной и социальной политике предприятия.
Велика роль профсоюза в соседней Японии. Они имеются не только на промышленных предприятиях, но, в отличие от России, и в финансовых учреждениях. В хорошо известном сахалинцам Мичиноку-банке работают аж пять различных профсоюзов, тяготеющих к различным политическим силам, в том числе и к коммунистам. И администрации банка приходится со всеми сотрудничать и считаться с их мнением по всем основным вопросам. Перед новым финансовым годом работающие в банке профсоюзы обязательно входят в администрацию с требованием очередного повышения заработной платы. Конкретная прибавка обсуждается в ходе переговоров.
Видимо, подобный поворот событий и пугает наших рыбопромышленников – что профсоюзы начнут принимать участие в распределении прибылей предприятия. Поэтому, чтобы не допустить подобного (каждый сверчок должен знать свое место!), владельцы предприятий первым делом требуют ликвидировать профсоюзную организацию или запретить его создание. Ну а так называемый рабочий класс, который был очень шумным и отчаянно смелым в период, когда рвущиеся к власти силы призвали его к разрушению СССР, под строгими взглядами современных хозяев стал рабски покорным и послушным. Поэтому областная профсоюзная организация работников рыбного хозяйства, которая когда-то была самой крупной по численности, переместилась на 6-е место, уступив и профсоюзу чиновников, и профсоюзу медиков…Отчетливо заметно: чем выше уровень образования и сознательности человека, тем сильнее у него желание защищать свои трудовые и экономические права. Недаром, видимо, поэтому пару лет назад была создана первичная профсоюзная организация в Сахалино-Курильском территориальном управлении Росрыболовства. Мощная профсоюзная организация действует в СахНИРО. И в то же время на предприятиях, где работники ничем и никем не защищены, одна за другой по требованию хозяев-руководителей ликвидируются профсоюзные первички. Таким образом исчезла и некогда сильная организация на Холмской жестяно-баночной фабрике.
Когда-то рыбаки ходили с гордо поднятой головой. Теперь они учатся ходить с согнутой спиной.
Б. ВОЛОДИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 13 от 5 апреля 2012 г.