Человек и его дело
Работа у Зои Ивановны Махортовой негромкая: она – заведующая лабораторией рыболовецкого колхоза имени Котовского. Работает, правда, в единственном числе, подчиненных сотрудников нет. Но тем больше ответственность за точное соблюдение всевозможных регламентов, от которых, в том числе, зависит качество и безопасность произведенной на предприятии продукции.
По первому своему образованию Зоя Ивановна акушер, в начале восьмидесятых закончила в Белгороде медицинское училище по этому профилю. Отработала медсестрой 21 год, из них полгода – в Долинской центральной районной больнице. Пока ее, медсестру высшей категории, десять лет назад не пригласили в рыбколхоз имени Котовского на должность микробиолога.
Махортова согласилась. Дело, в принципе, немного знакомое – в медицинском училище изучала микробиологию почти два года. Потом прошла специализацию в Сахэкспертрыбе, регулярно повышала квалификацию на курсах, которые проводились и в Москве, и в Санкт-Петербурге при медицинской академии.
Получив микробиолога, страна потеряла прекрасную (высшая категория!) медсестру. Казалось бы, навсегда. Но о своей первой профессии – акушерке – Зоя Ивановна Махортова нежданно-негаданно вспомнила в начале февраля этого года, когда возвращалась из Москвы на Сахалин. В самолете по громкой связи спросили, есть ли среди пассажиров медик. Зоя Ивановна встала с кресла, подошла к стюардессам: что случилось? Те глазами показали на женщину – вот в чем проблема. Одного взгляда на пассажирку стало ясно: роды. «Я посмотрела и сказала, что по специальности как раз акушерка, буду вспоминать, чему учили более тридцати лет назад», – рассказывает Зоя Ивановна.
Учили хорошо, и стюардессы были хорошо подготовлены к экстремальным ситуациям, предоставили всё, чем располагали на тот момент, даже резиновые перчатки нашлись. Освободили три места в среднем ряду, убрали подлокотники. Получилось нечто вроде кровати. «Ну а дальше, – говорит Зоя Ивановна, – как обычно».
Роды прошли без осложнений, родился мальчик. Здоровый, жизнь бьется…
Экипаж, который уже собирался было приземляться в Хабаровске, продолжил курс на Южно-Сахалинск, где в аэропорту маму с малышом ожидала карета «скорой помощи».
Потом Зоя Ивановна приезжала в роддом, встретилась с женщиной, которой оказывала помощь на многокилометровой высоте на борту самолета «Боинг», и с ее новорожденным сыном. Всё у них было хорошо.
А Южно-Сахалинский аэропорт подарил ей на память об этом событии сувенир в виде самолета «Боинг» на подставке.
Газета «Рыбак Сахалина» № 33 от 23 августа 2012 г.