В интересах всех рыбаков области
18 октября состоялось отчетно-выборное собрание Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» – самой крупной и влиятельной ассоциации рыбопромышленного комплекса нашего островного региона.
Собрание обсудило итоги работы за 2008 – 2012 годы. С докладом выступил председатель правления АСРКС С. А. Сенько. Заслушав и обсудив доклад, собрание отметило, что в отчетном периоде правление ассоциации, правления рыболовецких колхозов и руководители входящих в союз предприятий провели, как казенно и традиционно отмечается в постановлении, «определенную работу» по укреплению и стабилизации позиций. В переводе на более привычный язык «определенная работа» с полным основанием может звучать как «значительная». И этому есть немало подтверждений.
В работе собрания приняли участие руководитель агентства по рыболовству Сахалинской области П. С. КОЛОТУШКИН, руководитель Сахалино-Курильского территориально управления Росрыболовства М. Г. КОЗЛОВ, директор СахНИРО А. В. БУСЛОВ. В своих выступлениях они рассказали о современном состоянии рыбной отрасли, дали свою оценку происходящим в рыбопромышленном комплексе процессам, ответили на многочисленные вопросы участников собрания.
Председателем правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» на очередной пятилетний срок вновь избран Сергей Сенько.
У НАС В ОБЛАСТИ активно позиционируют себя как ассоциации двенадцать общественных организаций рыбопромышленников, четыре имеют областной статус, остальные – районный. АСРКС – самая крупная и мощная из всех имеющихся ассоциаций и по численности работающих на ее предприятиях людей, и по объемам производства, и по той роли, которую она играет в рыбохозяйственном комплексе области, и по влиянию на органы государственной власти, занимающиеся вопросами рыбной отрасли. И это объективная реальность.
Следует признать, что объединенных ассоциациями предприятий в отрасли с гулькин нос. Они созданы даже не во всех районах. Но и в имеющиеся очереди из желающих вступить нет. Поэтому нередко членами некоторых районных ассоциаций являются каких-то 3-5 предприятий из двадцати-пятидесяти. Отсюда и невысокая степень воздействия подобных ассоциаций и на властные структуры, и на работающие в районе предприятия, что, считаю, является причиной их отстраненности от важнейших для отрасли дел.
Однозначно определить, почему большинство рыбацких предприятий отказываются от профессионального объединения, игнорируют районные ассоциации, очень трудно. Сказать, что не видят целесообразности вступать, – это слишком расплывчато и неконкретно. Но, думаю, определенная доля истины прозвучала в выступлении на собрании макаровского делегата А. В. Сафронова, который высказал парадоксальную, на первый взгляд, мысль. Он сказал: «Ассоциация, которая нас объединила, это единственная в области ассоциация, в которой ее руководители работают не на свой бизнес, а на всю ассоциацию, за что получают заработную плату. Руководители всех других ассоциаций в первую очередь напрямую заинтересованы в работе своих предприятий. Они и хозяева предприятий, и руководители районных ассоциаций».
А что, может, в этом тоже правда? А еще, может, правда в том, что маломощная районная ассоциация, которых, к сожалению, большинство, не в состоянии достойно защищать ассоциантов и активно проводить свою намеченную линию, потому что мало кого представляет, за ней нет силы.
Не поймите меня превратно: я вовсе не выступаю против небольших ассоциаций. Они все (лишь бы были!) занимают свою определенную нишу – то ли территориальную, то ли функциональную и могут, особенно при консолидации с более влиятельными и сильными ассоциациями решать необходимые для них задачи. Ассоциация, чтобы быть дееспособной, должна стать притягательной для конкретных предприятий. А притягательной, как все понимают, может быть только сильная организация, к которой и стремятся притулиться и крупные, и мелкие, – она имеет больше возможности обеспечить надежную защиту интересов. Такая, например, как Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», которая год из года растет и качественно, и количественно. Как видно из приведенной таблички, в ней сейчас работают больше людей, чем во всех остальных ассоциациях вместе взятых
Так вот, о притягательности. За прошедшие пять лет состав ассоциации значительно изменился, в частности, и из-за вхождения в нее предприятий, не имевших и не имеющих отношения к рыболовецкой колхозной системе. Членами АСРКС стали несколько компаний Поронайского района, ООО «Соловьевка» из Корсаковского, группа предприятий из Макаровского района, четыре предприятия малого бизнеса, работающие на северо-востоке Сахалина. Месяц назад было утверждено решение о вхождении в состав ассоциации группы предприятий ООО «Корифена», занимающихся сайровым промыслом. АСРКС, как было сказано на отчетно-выборном собрании, готов принять в свои ряды и другие предприятия отрасли, которые считают, что совместная работа более эффективна и результативна, чем одиночное плавание в непростом рыбацком море с его порой непонятной и противоречивой нормативно-правовой базой.
Предприятия ассоциации, и другого мнения на этот счет нет, – ведущая составляющая рыбопромышленного комплекса области, объединяющая все направления деятельности, крупный, средний и мелкий бизнес. АСРКС – это крупнотоннажный флот, развитая автоматизированная и механизированная береговая переработка рыбы и морепродуктов, рыбопромысловые участки, отданные в пользование на 20-25 лет, собственные или арендованные лососевые рыборазводные заводы, порт-ковши, причалы, средне-и малотоннажные рыбопромысловые суда, используемые в прибрежном рыболовстве.
Поэтому так широк диапазон решаемых ассоциацией вопросов. Нельзя в связи с этим не отметить проводившуюся АСРКС целенаправленную работу по возвращению российского статуса пятнадцати лизинговым судам типа «стеркодер», построенным на германских верфях. С деятельной помощью правительства Сахалинской области, которое встало на сторону наших рыбаков, проблема была решена, удалось отстоять главный вопрос – о 15-летней реструктуризации кредита.
В течение последних 2-3 лет практически не возникало серьезных нареканий и вопросов, связанных с океаническим промыслом (минтай, треска, сельдь, сайра).
Это только два примера того, как ассоциация решает стоящие перед ассоциантами проблемы. И не только. Если исходить из доли ассоциации в экономике области, то она представляет интересы более половины рыбаков Сахалина и Курил.
ЖИЗНЬ так устроена, что на смену одним решенным проблемам тут же приходят другие. Основные сложности, как отмечалось на собрании, возникают при осуществлении прибрежного рыболовства, в частности, во время промысла тихоокеанских лососей. Хорошо, конечно, что в его основу в путину этого года легли основополагающие принципы, которые ассоциация вместе с другими рыбаками отстаивала в 2010-м году. А именно: сохранение заявочного принципа объемов вылова горбуши для каждого предприятия; сохранение традиционной схемы мест постановки ставных орудий лова; осуществление прилова кеты до 49 % и т.д.
Но не всё в организации промысла лососевых и устраивало. Большую критику со стороны участников собрания вызвало инициированное СахНИРО решение ограничить и быстро, практически в самый разгар подходов, закрыть промысел горбуши на юго-западном побережье под маркой того, что это, дескать, проходная рыба (об этом А. В. Буслов говорил и на отчетно-выборном собрании, отвечая на вопрос). В результате столь трогательной заботы нашего института о соседях-хабаровчанах сахалинцы не смогли выловить (и заработать, естественно) то, что вполне было возможно. Зато хабаровским рыбакам несколько раз делали корректировку возможного вылова горбуши в сторону увеличения, и край добыл свыше 50 тысяч тонн лосося – это рекордный показатель за последние 100 лет. Любопытно, что в Хабаровске никак не отметили в этих достижениях роль сахалинского института, а только сообщили, что столь высоких показателей удалось добиться благодаря хорошей промысловой обстановке и слаженной работе коллективов рыбопромышленных предприятий. Думаю, что рыбакам с юго-западного Сахалина не доставит большого удовольствия и чтение строк о том, что «немалую работу проделала краевая комиссия по регулированию промысла тихоокеанских лососей. По ее инициативе при содействии Хабаровского филиала ТИНРО-Центра и Росрыболовства было дополнительно привлечено в край и оперативно распределено более 27 тыс. тонн рыбы лососевых видов». Дополнительно привлеченная рыба – это, надо полагать, та, что махнула хвостом перед сахалинскими рыбаками.
Неоднозначную оценку всех участников лососевого промысла, и об этом также говорилось на отчетно-выборном собрании, получил принцип организации специализированного промысла кеты, принятый в этом году, когда его вели только на базовых реках ЛРЗ и предустьевых участках рыбоводных заводов. Принятие такого решения не допустило к промыслу кеты практически всех рыбаков, не имеющих хоть какого-то отношения к ЛРЗ.
И вообще, как говорилось в отчетном докладе, прошедшая лососевая путина запомнится тем, что в ее ходе то и дело присутствовали неоднозначные действия и со стороны контролирующих органов, и со стороны органов Росрыболовства, да и самих рыбаков. Введение тех же пропускных дней одними рыбаками приветствовалось, а другими критиковалось.
Кроме промысла тихоокеанских лососей, для предприятий ассоциации, да и не только для них, важны были лов наваги и камбалы, добыча которых проходила в непростых условиях. На взгляд докладчика, вывод их из ОДУ является ошибочным. Это привело к тому, что камбала Западного Сахалина находится в депрессивном состоянии, так как приходящий из других районов среднетоннажный флот фактически уничтожил ее запасы. В течение последних лет из-за увеличения количества промысловых судов в заливе Терпения резко усилился пресс на навагу, весь выделяемый наукой объем выбирается за одну-две недели, не оставляя предприятиям Долинского и Корсаковского районов возможности вести ее пассивный лов.
Нет смысла подробно говорить обо всех аспектах деятельности ассоциации, о том, что сделано (это уже мало кого интересует: сделано так сделано. Многие уже и забыли, какие бурные дебаты проходили, например, по поводу выведения лосося из ОДУ, по поводу внесения в правила рыболовства нужных рыбакам поправок). АСРКС ведет большую работу не только в интересах своих ассоциантов, но и в интересах многих рыбаков области, о чем мы неоднократно писали. Ведь такой крупной ассоциации, которая объединяет столько многопрофильных предприятий, как говорится, до всего есть дело. Поэтому АСРКС конструктивно работает с правительством области, агентством по рыболовству и другими областными структурами, областной Думой, депутатами и сенаторами от Сахалинской области. Ассоциация входит в состав Росрыбакколхозсоюза, является членом ДВНПС, участвует в различных комиссиях и рабочих группах, что повышает ее возможности в решении различных вопросов рыбохозяйственной деятельности.
В. ПЕТРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 42 от 25 октября 2012 г.