Первая путина года
3 января малые рыболовные сейнеры вышли в залив Терпения на добычу наваги. Рыба эта пользуется у потребителей хорошим спросом, поэтому высокий интерес к ней рыбопромышленников вполне понятен.
Ну а поскольку в бизнесе, как известно, друзей нет, и большинство, несмотря на громкие слова о единении и прочем, думают в первую очередь не о Родине, как заявляют, а только о своем благополучии, то и коллизий, разворачивающихся вокруг промысла этой вкусной рыбки, предостаточно. Самой популярной фразой тех, кому не улыбнулась удача и кто остался по итогам прошлогодней наважьей путины не у дел, была такая: «Нам не дали ловить». О том, почему не дали и кто не дал, речи не было, но, судя по интонации и глубокомысленным кивкам, вина за это возлагалась на теруправление Росрыболовства и на пару-тройку известных рыбопромышленников, на которых якобы и работает эта структура федерального органа.
«Нам не дают ловить!». Это утверждение прозвучало даже на состоявшемся в августе митинге в Корсакове.
О причинах запрета на дальнейший промысел, от которого пострадали те, кто собирался заниматься пассивной добычей наваги с помощью вентерей, понятно, не говорилось, ибо перед организаторами того митинга стояли совсем другие задачи. Истина тогда никого не интересовала. Хотя все знали, что ограничение на промысел ввели по той простой причине, что рыбопромышленники, ведущие активный промысел наваги, то есть МРСами, за очень короткий срок выбрали все утвержденные для добычи объемы, перечеркнув существовавшую договоренность оставить 10 % предложенного к вылову объема для пассивного промысла. Хорошо что наука немного добавила, и некоторые рыбопромышленники, работающие вентерями, смогли все-таки почувствовать вкус наваги. Но так как добавка была мизерной, то и она практически мгновенно закончилась. А откуда ей быть большой при таком прессе на навагу!? На добычу немногим более семи тысяч тонн набросились более тридцати малых рыболовных сейнеров. Можете самостоятельно определить среднюю нагрузку на судно и эффективность промысла этой рыбы. Мизер.
Кстати, об этих 10 процентах договорились вроде бы и на нынешнюю путину. Но договоренность эта не имеет абсолютно никакой юридической силы, и её исполнение зависит только от доброй воли самих рыбаков. А поскольку свой интерес всегда выше интереса соседа, подобная участь с большей долей вероятности ждет рыбаков пассивного лова и в этом году.
Чтобы снизить нагрузку на промысел, накал страстей и беспочвенных обвинений, необходимо одно: установить на навагу общедопустимый улов и выделить каждому заинтересованному предприятию соответствующие квоты.
Но пока нагрузка на навагу только увеличивается. На добычу нерестовой наваги, а по сути, как говорит заместитель председателя правления самой крупной общественной организации области – ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» А. Н. Макаров, – беременных женщин, в этом году собрались выйти уже не 33, а 36 судов. О том, как подобное положение повлияет на экономическую эффективность промысла, думаю, говорить не надо.
В целом наважья путина должна пройти без каких-либо особенностей и неожиданностей. Немало неприятностей в прошлом году доставила незаконная установке в фарватере реки Поронай вентерей, из-за чего части двух ловушек были намотаны на винты МРС. Чтобы освободить гребные винты, суда пришлось вытаскивать даже на берег. В этом году, еще в начале октября, капитан морского порта Поронайск подписал распоряжение, регламентирующее порядок установки стационарных орудий лова. На состоявшемся в конце прошлого года в Поронайске совещании, на котором присутствовали и представители КМНС, не отличавшиеся в целом законопослушностью при установке стационарных орудий лова и промысле ВБР, было решено, что в целях обеспечения безопасности судоходства расстановка вентерей должна осуществляться только в местах, согласованных с капитаном порта, и все ставные орудия лова должны иметь маркировку с указанием фамилий пользователей.
Еще одна особенность нынешней наважьей путины. Накануне ее начала в сахалинском отделе управления Россельхознадзора состоялось совещание по вопросам предстоящей наважьей путины. На нем было заявлено, что выездная лаборатория, которая раньше по настоянию АСРКС организовывалась в Поронайске, в этом году функционировать не будет. Как сказала директор Сахалинской межобластной ветеринарной лаборатории Е. В. Сапожникова, связано это с тем, что рыбопромышленники, работающие на добыче наваги в заливе Терпения, выездную лабораторию в минувшую путину попросту игнорировали и предпочитали везти образцы рыбы в Южно-Сахалинск на Саранскую, 17 а: из 133 поступивших образцов только около 30-и было освидетельствовано в Поронайске – это образцы, представленные рыбколхозом «Дружба» и Поронайским зверосовхозом. На неоднократные вопросы к рыбопромышленникам, чем вызвано решение тратить и время, и горючее на дорогу в областной центр и назад, вразумительного ответа, продолжила Екатерина Витальевна, так и не поступило. Поэтому в целях экономии средств, требующихся на содержание выездной лаборатории, которая, как оказалось, мало кому нужна, от нее отказались.
Начало наважьей путины этого года практически ничем не отличалось от прошлогодней. До 6 января – пустые изобаты, лишь 6 января в районе озера Невского были взято примерно 20 тонн, а 7 января начался шторм при северном ветре.
Такая она, зимняя путина.
Б. ВОЛОДИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 1 от 10 января 2013 г.