Больше чем рыба: Промышленный лов корюшки – не конкурент любительскому
На первом в этом году заседании областной комиссии по анадромным видам рыб семнадцати юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям было для добычи распределено 386 тонн корюшки. В общем-то, негусто – менее чем по килограмму на одну статистическую сахалинскую душу. Если ориентироваться только на этот объем, то многие бы вообще не познали вкуса рыбки. Слава Богу, корюшка у нас – один из любимейших и важнейших видов любительского рыболовства. И именно люди с удочками поставляют на наш стол львиную долю «огурцовой» рыбы. А в каком объеме – этим вопросом занялись сотрудники СахНИРО.
Начиная обследование, они исходили из того, что запасы рыб и других объектов лова должны использоваться рационально. А для этого необходимо иметь данные о численности запасов ВБР и степени воздействия на них вылова. Воздействие промышленного рыболовства определить, в принципе, несложно: пользователи ВБР обязаны вести соответствующую отчетность. Любители-рыболовы никакие отчеты не ведут, норм вылова для них сейчас не существует, да если бы и существовали, то проконтролировать их без повальных облав и вытряхивания уловов невозможно. Русские люди и раньше законопослушностью не отличались, а сейчас и подавно. Это вам не немцы или американцы, которые на рыбалку ходят с линейкой и измеряют каждую вытащенную рыбку. Поэтому объемы вылова при осуществлении любительской рыбалки на Сахалине неизвестны. Но специалисты ФГУП «СахНИРО» не раз отмечали, что любительский лов может оказывать существенное давление на ресурсы. В принципе, это известно всем, кто способен оценить количество находящихся на льду рыболовов.
Институт в последнее время стал проводить исследования, направленные на сбор и анализ материалов, характеризующих любительское рыболовство на Сахалине. В зимний период самым популярным у населения острова является подледный лов тихоокеанской зубастой корюшки и дальневосточной наваги. Учитывая массовость этого увлечения, одной из основных задач исследования была оценка ориентировочной величины изъятии этих видов и сбор материалов по их биологическим характеристикам.
Для выполнения этой задачи был выбран полигон (ледовый припай) на участке от Фирсова до Стародубского – одно из традиционных мест любительского лова корюшки. В этом районе в период со 2 февраля по 21 марта визуально оценивалось количество рыбаков, находящихся на льду, и количество машин, припаркованных в районах лова. В основных местах скоплений рыбаков проводился опрос рыболовов – интересовались величиной улова, чтобы определить среднее количество пойманной рыбы.
Для биологического анализа и массовых промеров сотрудники СахНИРО здесь же отлавливали рыбу аналогичными любительскими снастями. По данным этих анализов средняя масса корюшки в уловах, принятая для расчетов, составила 78,2 г при средней длине 21,1 см, наваги – 134 г и 24,4 см, соответственно.
За период наблюдений вылов корюшки существенно различался по дням. Обычная результативность составляла в среднем 50-100 экземпляров на человека, но можно выделить несколько дней, когда, по терминологии рыболовов, «ловят все». В этом году к таким дням в рассматриваемый период можно было отнести 9, 10, 12 и 13 марта. Такие дни характеризовались и максимальным количеством рыбаков, которых было не менее 3,5 тысяч.
В качестве примера расчетов вылова в дни с наибольшей интенсивностью институт приводит данные, полученные 13 марта.
В районе было отмечено 1473 машины. В среднем на машину приходилось 2,5 человека, соответственно на льду было 3682 рыбака. Вылов корюшки варьировался от 80 до 350 экз., в среднем 176 экз. на человека (отмечены отдельные рыбаки с уловами в 500-600 экз.). Прилов наваги колебался от 45 до 200 экземпляров (в среднем 76,5 экз.). Учитывая средний вес рыб, получаем суточный вылов зубастой корюшки – 50,7 тонн и наваги – 37,7 тонн.
Полученные цифры характеризуют вылов в дни с высокой интенсивностью лова, в ходе которых суммарный вылов зубастой корюшки мог составить 203 т, а наваги 151 тонн.
Для остального периода вылов был ниже и составлял, по минимальной оценке, зубастой корюшки от 0,3 т до 19,6 т (в среднем 5,6 т) и наваги от 1 до 20,1 т (в среднем 7,4 т).
В целом за период наблюдений на этом участке рыбаки-любители ориентировочно выловили: зубастой корюшки – 381 тонн, наваги – 334,6 тонн. Следует отметить, что еще один масштабный район любительского лова существует несколько южней – в заливе Мордвинова. По всей видимости, по итогам сезона объемы вылова корюшки и наваги там будут сопоставимы с вышеуказанными.
Как видно, изъятие зубастой корюшки рыбаками-любителями только у юго-восточного Сахалина исчисляется сотнями тонн. При этом утвержденный рекомендованный вылов этого вида вдоль всей Восточно-Сахалинской подзоны составляет 590 тонн. Из них в заливе Анива – 418 тонн, у северо-восточного побережья Сахалина – 22 тонн, а у юго-восточного побережья (включая и залив Терпения) – 150 тонн. Таким образом, рекомендованная для юго-востока величина изъятия корюшки не только уже выловлена, но даже и превышена, по-видимому, в разы.
С точки зрения логики и рациональной эксплуатации ресурсов, говорится в сообщении СахНИРО, следует ввести запрет на промышленный лов зубастой корюшки у юго-восточного Сахалина и в заливе Терпения, поскольку ресурс уже изъят при любительском рыболовстве. Но примет ли комиссия по анадромным видам рыб такое решение на основании экспертных (не официальных) оценок вылова – неизвестно. Если не примет, то тогда придется признать, что вылов зубастой корюшки на сегодня равен нулю, о чем свидетельствует официальная статистика. Кроме того, масштабный любительский лов корюшки продолжается, и возможности оперативно остановить его нет, поскольку граждане имеют право осуществлять любительское рыболовство свободно и бесплатно на водоемах общего пользования. Следовательно, промысловая нагрузка на ресурс корюшки будет только возрастать. Справится ли популяция с таким прессом – покажут дальнейшие исследования, констатируют эксперты института.
На этом фоне следует отметить, что любительский лов корюшки стихийно перерастает в коммерческий. Вдоль берега и подъездных дорог, где граждане осуществляют лов корюшки, организована масштабная скупка рыбы, которая, безусловно, стимулирует еще большие объемы ее изъятия, отмечает СахНИРО (что касается этого факта, то у большинства сахалинцев к нему двойственное отношение. Вылов в рамках любительского рыболовства, как известно, должен проходить только для целей личного потребления, но никак не на продажу. Поэтому продающие ее в людных местах люди – в основном, дети Кавказа, вызывают, и это не секрет, определенное неприятие. Но, с другой стороны, не будь их, тысячи горожан, не имеющих возможности отправиться на лед, были бы лишены возможности побаловаться свежей жареной корюшкой, которая для сахалинцев –больше чем рыба. Поэтому считаю, что борьба с подобной торговлей, о которой мечтают ретивые чиновники, вряд ли принесет какую-то пользу, зато вред общественному спокойствию нанесет немалый).
А вот со следующим утверждением, содержащимся в сообщении СахНИРО, следует всецело согласиться. Процитируем его: «И уж совсем непригляден тот факт, что недобросовестные рыболовы-любители (а таковых немало) наловив зубастой корюшки, оставляют на льду кучи свежей наваги, которая, по их мнению, представляет меньшую ценность. Если вспомнить, какие споры за право поймать навагу вентерями или малыми судами разворачиваются на Сахалине в январе между промысловиками, то такое отношение к рыбе любителей порыбачить у лунки просто недопустимо».
Что к этому можно добавить? Только то, что цивилизованная любительская рыбная ловля нам пока только снится. И вряд ли ее можно ввести в современные рамки, по которым живут нормальные страны, одними только словами и уговорами.
Газета «Рыбак Сахалина» № 13 от 4 апреля 2013 г.