Газета "Рыбак Сахалина"
20 февраля 2014 года

Грозящая опасность и как с нею бороться

В минувший четверг состоялось очередное заседание правления ведущей отраслевой ассоциации области – «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области». Входящие в нее предприятия добыли в прошлом году 411 тысяч 542 тысячи тонн водно-биологических ресурсов (51 % от общеобластного вылова), доля АСРКС в добыче лосося составляет 47,3 %. Ни одна другая ассоциация не сравнится с ней по числу занятых на производстве, поэтому социальная роль её необычайно высока: от того, как сработают предприятия-ассоцианты, зависит финансовое благополучие тысяч и тысяч семей.

Но на заседании правления говорили не о том, сколько выловили: это уже дела минувшие. Главное внимание было уделено перспективам дальнейшей деятельности. И не только предприятий ассоциации, а в целом отрасли.  В частности, речь шла о грозящих рыбохозяйственному комплексу опасностях. В первую очередь – о том, что Федеральная антимонопольная служба пытается не мытьем, так катаньем разрушить исторический принцип наделения квотами. Как  подозревают многие, выполняется чей-то  заказ на очередной передел отрасли, чтобы впустить в нее каких-то новых  игроков, имеющих большие деньги и стремящихся быстро приумножить их.  А «свою» идею антимонопольная служба подает, понятно, под соусом развития конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса.

Горячее желание антимонопольной службы перекроить порядок дел в рыбной отрасли по своим меркам привело к тому, что на  заседании экспертного совета 3 октября представители этого органа пошли на откровенную фальсификацию, попытавшись зафиксировать в протоколе «единогласное решение» о необходимости модернизации исторического принципа, что вызвало возмущение членов совета. В дальнейшем ведомство несколько смягчило формулировки, заменив «ликвидацию» «корректировкой» исторического принципа.

Подвергнувшись со стороны рыбаков справедливой критике за свои поползновения, в настоящее время ФАС вроде бы согласилась с «историческим принципом» распределения ресурсов, но, тем не менее, не оставляет попыток внести свои, как им представляется, «справедливые» изменения в механизм распределения долей квот на вылов ВБР на новый 10-летний период. С этой целью она предлагает для рассмотрения всевозможные поправки, определения и трактовки всех тех механизмов распределения долей квот, по которым они в 2008 году были определены на 10 лет. Основной «принцип» ФАС – борьба с так называемыми рантье и беспокойство якобы за так называемых добросовестных рыбаков.

Что касается «рантье», то в количественном отношении их не так много, а находящиеся в их руках объемы не столь велики, чтобы принимать для борьбы с ними какие-то глобальные меры. Ну а главное – вся многолетняя практика прошлых лет показывает, что любые действия, направленные на борьбу с рантье, в 100 % случаев в первую очередь самым негативным образом сказываются на добросовестных рыбаках. Этой проблеме было посвящено несколько ДВНПСов, и вопрос постепенно сошел «на нет». Зачем, считают члены ведущей отраслевой ассоциации, повторять прошлые ошибки?

На 25  февраля намечено заседание экспертного совета при ФАС, на котором вновь будет поднят вопрос о «необходимости модернизации исторического принципа».  Ранее антимонопольное ведомство предлагало  ликвидировать нынешний порядок закрепления квот, заменив его аукционами, теперь намеревается применять его ограниченно как средство поощрения «добросовестных пользователей».  Но  словосочетание  «добросовестные пользователи» оно понимает не так, как все нормальные люди. К ним, добросовестным,  ФАС относит лишь  предприятия, которые, фигурально говоря, как  начинали работать  «сохой», так ею и продолжают. По мнению антимонопольщиков, «добросовестный пользователь» в течение всех 10 лет не должен был проводить никаких реорганизаций. Только в таком случае он может участвовать в распределении долей квот на новый 10-летний период без участия в аукционе.  Однако большинство нормальных рыбаков, как и все нормальные бизнесмены всех стран, владея квотами на 10 лет,  старались именно путем реорганизаций, выделений, присоединений и т.д. оптимизировать структуру своих предприятий.  Например, придать каждому  имеющемуся в собственности предприятию узкое специализированное направление деятельности, передав туда соответствующие доли квот, а, возможно, и создать новое предприятие. Это вполне естественный и закономерный процесс. Но  не с точки зрения ФАС, которое считает, что если предприятие за 10-летний период подверглось реорганизации, сменило форму собственности либо приобрело другую компанию с квотами, то промысловая история таких долей аннулируется, а высвобождающиеся «излишки» квот передаются на аукцион.

Учитывая, в каком фактически бедственном положении находится сейчас рыбная отрасль, нетрудно догадаться, в чьи руки попадут аукционные квоты.  Вспомните, именно аукционы на получение ВБР, проводившиеся ранее, и породили присутствие иностранного капитала в рыбной отрасли. Иностранные компании через подставных аффилированных лиц скупали ресурсы. Если мы опять возвратимся к аукционам, история повторится.

Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», выражая мнение нормальных рыбаков, а таких у нас большинство, считает недопустимым любое изменение или упразднение действующего порядка распределения долей квот, принятого в 2008 году. Единственным и обязательным критерием допуска предприятий к распределению  должно быть наличие собственного флота. Именно наличие собственного флота создаст предпосылки для ликвидации так называемых рантье и позволит естественным путем избавиться от этого явления. Всем будет понятно, что отсутствие рыбопромыслового флота не даст возможности претендовать на заключение договора  на пользование водно-биологическими ресурсами.

При этом наличие собственного флота не должно препятствовать освоению своих квот другими законными способами, в том числе через аренду, бербоут-чартер, совместную деятельность и т.д.

Ассоциация  «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» внимательно следит за тем, как разворачиваются события в  данном противостоянии антимонопольного ведомства и рыбацкого сообщества, держит, что называется, руку на пульсе, активно участвует в борьбе за сохранение исторического  принципа наделения квотами. Но, как свидетельствует современный опыт,  одного здравого смысла  для победы над вредным чиновничьим  законотворчеством не всегда достаточно. Поэтому,  думаю, будет правильно, если рыбацкие предприятия, а также физические лица, члены семей рыбаков, которые  после аукционов могут остаться без средств существования, выскажут в письмах, телеграммах в Росрыболовство свою точку зрения по этой проблеме. Чем больше поступит таких откликов, тем больше, считаем, шансов для решения вопроса в пользу настоящих рыбаков. 

С. ПЕТРОВ.  Газета «Рыбак Сахалина» № 7 от 20 февраля 2014 г.