Газета "Рыбак Сахалина"
01 мая 2014 года

Как я рыбачил на реке Коламбия

И в Интернете, и в печати, не говоря уже о посиделках, то и дело проскакивает вопрос: мол, почему нельзя использовать опыт «цивилизованных стран», где в любительском и спортивном рыболовстве давно наведен порядок, который устраивает и власти, и рыболовов? Мне кажется, что многие не представляют себе, по каким правилам в других странах люди ловят рыбу. Поэтому хочу рассказать о тех правилах рыболовства, с которыми я столкнулся в Америке, когда рыбачил на реке Коламбия, пограничной между штатами Орегон и Вашингтон.

ЛАЙСЕНС

Лайсенс – это лицензия на ловлю рыбы. Сейчас в штате Вашингтон годовая типовая лицензия стоит 46 долларов. Она позволяет ловить почти все виды рыб, но, обратите внимание, по существующим правилам в разрешенное время в разрешенных действующими правилами водоемах на оговоренные в правилах снасти.

Российские рыболовы, отстаивающие свое право на бесплатную рыбалку и жаждущие «цивилизованных правил», должны понимать, что в Америке никто не возьмет в руки удочку, предварительно не купив лицензию (она бывает не только годовая, но и сезонная, недельная или на ловлю определенной рыбы).

Лицензия состоит из трех бумажек. Пропуск в парки, где можно оставить машину и спустить катер; основной квиток лицензии; длинный кассовый чек, куда надо вписывать пойманные ценные виды рыб. В Орегоне я купил недельную лицензию за 43,75 долларов, которая давала мне право всю неделю ловить судака, басса, форель сколько хочешь, но не более оговоренного в правилах количества рыб в день. Нравится ловить судака – пожалуйста: по правилам штата Вашингтон одним спиннингом можно поймать не более пяти судаков в день размером от 40 до 60 см, а забрать с собой можно одного судака размером свыше 60 см (остальных надо выпустить). Кроме обыкновенных рыб, я в рамках своей лицензии мог за неделю поймать 5 осетров (sturgeon), 20 лососей или стилхедов (salmon /steelhead) и 6 палтусов (halibut ).

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Да-да! Я ловил в Коламбии осетров. Но не наших, каспийских, а тихоокеанских, которые заходят в Коламбию, как в Волгу. На самом деле закрыть лицензию, скажем, по осетрам не так просто.

Дело в том, что забирать пойманных осетров можно только определенного размера (примерно от метра до полутора: эти размеры меняются год от году в зависимости от статистики вылавливаемых особей) и, самое главное, – не более одного в день. Как вам такие правила? При этом осетр в штате Орегон запрещен к коммерческому отлову. То есть вам не удастся его нигде продать. Несмотря на то, что американцы осетров практически не едят (они вообще рыбы едят мало, отдают предпочтение мясу), за нарушение правил их ловли предусмотрены очень большие штрафы. Если вы совершенно случайно не вписали пойманного осетра в лицензию или поймали в день более одного, или выловленный оказался на 10-20 см больше или меньше положенного размера – штраф 5000 долларов, конфискация рыболовного снаряжения, включая лодку и машину (все равно чью, вашу или вашего друга), до тех пор, пока не заплатите штраф. Кроме этого, это нарушение будет «висеть» на вашем водительском удостоверении очень долго. Второе подобное нарушение увеличит штраф в два раза плюс лишение права покупать лайсенс на пять лет. А третье нарушение – тюрьма. Любой полицейский сразу же видит в компьютере ваши прошлые проступки.

Мы за одну рыбалку втроем поймали 24 осетра, три из которых были оверсайзами (осетры более 1,5 метра). Ни один не подпадал под разрешенные размеры, так что всех их пришлось отпустить.

ОДИН РЫБОЛОВ – ОДНА УДОЧКА

И есть еще очень интересное правило, которое лично мне очень понравилось. Это правило: один рыболов – одна удочка. Не важно, с лодки вы ловите или с берега – должны ловить только на одну удочку, будь то донка или спиннинг. При этом можно купить дополнительную лицензию на вторую удочку.

Помню, как мы рыбачили с лодки на донки. Выставили две полудонки, и… не клюет. Я решил побросать спиннинг, потому что рядом был ряд свай, через которые с завихрениями прорывалось течение, и была большая вероятность встретить тут басса. И как только забросил воблер, Виктор, у которого я гостил в Орегоне, быстренько смотал одну донку.

– Зачем? Пусть донка стоит и ловит! Все равно ведь не клюет пока!

– Нет. Либо ловишь на донку, либо ловишь на спиннинг!

– Так ведь не видит никто!

– Это тебе так кажется. Кому надо, тот видит и непременно сообщит куда следует.

Признаться, до этого я себя считал относительно честным рыболовом, который, по крайней мере, пытается соблюдать правила рыболовства, как любой пешеход – правила дорожного движения. Но иногда дорогу перебегаю в неположенном месте, успокаивая себя, что машин нет, никто не видит, и я экономлю время. В Америке такой фокус не пройдет!

Основные объекты ловли у местных рыболовов – лосось, осетр, сельдь, форель, басс, судак и еще – pikeminnow. Вот на этих пикемонах можно отвести душу.

ПИКЕМОНЫ

Так русские называют рыбу Pikeminnow, что буквально перево­дится как «мелкая щука». По назва­нию нетрудно догадаться, что это хищник. Своим видом и поведением несколько смахивает на нашего мел­кого жереха. Насколько я понял, она очень костлявая и никаких кулинар­ных достоинств не имеет. Спрашива­ется, зачем ее ловить? А вот зачем! За эту рыбку (не менее 9 дюймов длиной) рыболовный департамент штатов Орегон и Вашингтон платит по 4 доллара за штуку. Далее, после того как рыболов вылавливает 100 пикемонов, каждая последующая при­нимается по 5 долларов! А после 400 штук цена пикемонов – 8 долларов! Есть рыба, которая маркиру­ется специальным передатчиком. По нему ихтиологи следят за ми­грацией рыбы. Так вот, за поимку пикемона с таким передатчиком выплачивают 500 долларов.

Много американцев нигде не работают, а целы­ми днями ловят эту рыбу. За шесть месяцев они зарабатывают таким образом от 15 до 38 тысяч долларов! Дело в том, что пикемон весьма продуктивно поедает мальков лосося. Электрическая компания, чьи четыре дамбы стоят на реке и затрудняют проход лосося к местам нереста, выделяет деньги для этой програм­мы.

Конечно, не все так просто, как кажется. Эту рыбу, то есть пикемонов, просто так не принимают. Чтобы участвовать в программе, нужно перед рыбал­кой зарегистрироваться, только по­сле этого можно сдать пойманную рыбу. Она отправляется в лабора­торию, где ее изучают, идентифи­цируют водоем, в котором она пой­мана, смотрят, что у нее в желудке, и только потом зачисляют на счет рыболова соответствующую сумму. Понятное дело: как и большин­ство моих друзей, которым я успел рассказать про пикемонов и госу­дарственную программу их выло­ва, я загорелся поймать эту рыбу. Как знать? Возможно, мне удастся найти более эффективный способ ее ловли, который мы с Орегонцем быстро засекретим, никому о нем не скажем, перестанем работать и будем целыми днями ловить пике­монов.

Виктор зарегистрировался, и мы вышли на воду ловить пикемо­нов с ночевкой. Известно, что эти хищники ловятся как на донки с на­садкой кусочков рыбы или пече­ни, так и спиннингом. Кстати сказать, в то время, пока мы ловили на спиннинги, донки из воды вынимали. По правилам штата Орегон рыболов должен ло­вить только одной удочкой: даже такую вредную для мальков лосося тварь, как пикемон. Закон един для ловли всех видов рыб – либо донка, либо спиннинг, либо по­плавочная удочка, либо нахлыст. Нельзя с лодки опускать больше удочек, чем рыболовов с лицензи­ями в лодке. Вот вам и спортивный интерес!

В один прекрасный момент клевать стало очень часто, но подсечь рыбу никак не удавалось. Оказывается, в реке есть очень похожая на пикемона рыба, но только с маленьким ртом. И за нее не дают денег! Назы­вают ее пимаус. В этом случае надо либо менять крючки на более мел­кие, либо менять место, либо тер­пеливо ждать, когда стаю пимаусов сменит стая пикемонов. Так и про­исходило всю ночь, за которую мы поймали восемь пикемонов.

Кстати, не все рыбы, которые также водятся в Коламбии, фигурируют в лицензии. В штате Орегон есть лимит на басса в количестве 5 штук в день, на судака – 10 штук в день. Это написано в правилах, их нарушение влечет за собой штраф в 300 долларов. А ловить и отпускать можно сколько хочешь и хоть ка­кую рыбу и в любое время.

А КОЛОМИЕЦ. Газета «Рыбак Сахалина» № 17 от 1 мая 2014 г.