Как Минсельхоз России сахалинских рыбоводов вокруг пальца обвел
В прошлом году был принят закон об аквакультуре. Долго ожидали его рыбоводы. Но радости от него никто не испытал. Когда выяснилось, что к этому закону надо принять еще чуть ли не двадцать подзаконных актов, профессионалы отрасли, многое в этой жизни повидавшие, практически сразу же стали говорить, что российские чиновники в своих решениях непременно подсунут такое, что о развитии отрасли можно будет забыть.
Самые худшие предчувствия рыбоводов сбылись.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года были утверждены Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком. У владельцев частных лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области оно вызвало шок. Появилось стойкое ощущение, что государство их просто-напросто обмануло.
Действие указанного постановления распространяется на всю страну, но наиболее пострадавшими в результате его применения окажутся именно сахалинцы, потому что практически все лососевые рыбоводные заводы страны находятся в нашей области.
Как известно, в целях увеличения численности горбуши и кеты и стабильности прибрежного рыболовства в девяностые годы уже прошлого века в области была реализована государственная программа по реконструкции и строительству лососевых рыбоводных заводов. Одновременно началось и строительство частных рыбоводных заводов: их сейчас 27 из 38 имеющихся. В области создана уникальная для России отрасль промышленного воспроизводства горбуши и кеты, которая, по данным науки, обеспечивает примерно 30 процентов общего объема добываемой горбуши и 90 – кеты: она почти вся заводского происхождения. Чтобы получить такой результат, бизнес пошел на беспрецедентные вложения: многомиллиардные затраты потребовались на строительство ЛРЗ, сотни миллионов рублей ежегодно – на их содержание.
В условиях отсутствия полноценной нормативно-правовой базы рыбоводство было рискованным занятием. Заводам приходилось работать в режиме «искусственное воспроизводство», которое не является коммерческой деятельностью, а режим «товарное рыбоводство», существовавший до недавнего времени, даже не имел такого понятия, как пастбищное рыбоводство, к которому относится воспроизводство тихоокеанских лососей. В 2009 году рыбоводные предприятия оказались на грани выживания, лишившись государственных контрактов на воспроизводство лосося. В качестве альтернативы заводам было обещано скорейшее принятие федерального закона об аквакультуре: в соответствии с ним рыбоводные предприятия должны будут получить без каких-либо конкурсов в пользование водные объекты, на которых они ведут свою деятельность, и право на промысловый возврат.
Принятый в июле прошлого года закон об аквакультуре принес разочарование – в нем ни слова не было сказано ни о лососевых рыбоводных заводах, ни о предоставлении в пользование рек, на которых они стоят, ни о промысловом возврате. Словно их вообще не существует.
Большинство владельцев частных рыбоводных заводов, которые обеспечивают сейчас более 60 процентов общего объема выпуска мальков тихоокеанских лососей области, враз превратились в пессимистов, не верящих в то, что государство российское действительно заинтересовано в развитии рыбохозяйственного комплекса и увеличении водно-биологических ресурсов, в обеспечении продовольственной безопасности страны. Хотя у некоторых рыбоводов еще теплилась надежда на принятие подзаконных актов к закону об аквакультуре, которые позволили бы закрепить за действующими заводами водные объекты (те же речки), дать им право на промысловый возврат и тем самым удержать лососевое рыбоводство от окончательного развала.
И вот 15 мая было принято вышеуказанное постановление правительства страны о правилах проведения торгов на право заключения договоров на пользование рыбоводным участком. Оно разрушило последние иллюзии рыбоводов. Рыбоводы убедились, что решения правительственных чиновников направлены не на развитие отрасли, вносящей неоценимый вклад в насыщение российского рынка высококачественной белковой продукцией, а на ее передел, на избавление от тех, кто все прошедшие 20 лет последовательно и скрупулезно, не жалея средств, совершенствовал технологии выращивания малька, обеспечивал его сохранность на благо, как раньше говорилось, народа. Майское постановление правительства, на взгляд и рыбаков, и рыбоводов, прекрасно вписывается в кощунственную формулу: мавр сделал свое дело – мавр может уйти. На смену работягам-рыбоводам, этим маврам (или неграм) нашего времени, самоотверженно, не считаясь с затратами, создававшим современные высокотехнологичные лососевые рыбоводные заводы, на готовенькое должны прийти денежные мешки, готовые скупить на корню всё и вся. Не буду гадать, для кого конкретно готовятся эти предприятия, но в том, что это именно так, сомнений практически ни у кого нет. Даже называют некую московскую компанию, в интересах которых проводится подобная правительственная «операция».
В том, что право пользования рыбоводным участком надо будет получать в ходе конкурса, мало кто сомневался: об этом не раз писалось и говорилось. Вспоминались конкурсы на право пользования рыбопромысловыми участками. Думалось, что так же, как и раньше, будут выработаны некие критерии, которые позволят получить преференции уже действующим рыбоводным заводам, которые много лет формировали сырьевую базу и сделали рыбными даже пустые ранее реки.
Когда приступили к формированию подзаконных актов, Ассоциация лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области (АЛРЗ) внесла предложения, позволяющие закрепить за действующими заводами водные объекты, в акватории которых они функционируют. Точку зрения АЛРЗ поддержали на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, состоявшемся 30 октября 2013 года, и соответствующие рекомендации – учитывать в своих решениях существующие лососевые рыбоводные заводы – были внесены в Минсельхоз России.
После назначения И. Шестакова новым руководителем Федерального агентства по рыболовству он провел в Москве совещание с представителями нескольких российских ассоциаций. Призвал, образно говоря, к следующему: дайте время, мы будем наводить порядок, не надо шуметь. Представитель АЛРЗ сказал тогда: «Мы не привыкли шуметь и касками стучать не будем. Но рыбоводные заводы – самые ущемленные в отрасли: на некоммерческой основе выпускают малька и передают его в федеральную собственность, не получая ничего взамен. Сейчас готовятся подзаконные акты, которые будут определять формирование рыбоводных участков, и мы опасаемся, что действующие рыбоводные заводы опять не будут учитывать». Руководитель ФАР предложил провести на эту тему совещание в Росрыболовстве, но предварительно – в Сахалино-Курильском территориальном управлении Росрыболовства, потому что, повторюсь, львиная доля лососевых рыбоводных заводов страны находится в Сахалинской области, и это вопрос преимущественно нашего региона.
На совещании в Сахалино-Курильском теруправлении присутствовали представители СахНИРО, Сахалинрыбвода, нескольких ассоциаций. И все единогласно поддержали ассоциацию рыбоводов. Подобное единодушное голосование произошло впервые за несколько лет, что говорит о серьезности проблемы. За рыбоводов вступились даже те ассоциации, которые были противниками искусственного воспроизводства лосося. Протокол отправили в Москву.
Буквально через неделю состоялось совещание в Росрыболовстве. После долгих споров участники совещания – представители всех регионов страны – остановились на сахалинских предложениях. Рекомендации были направлены в Минсельхоз России. Там они и пропали. Ассоциация лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области неоднократно направляла туда запросы по существу проблемы и по судьбе отправленных в ведомство рекомендаций, но ответом было молчание. Там, скорее всего, в это время для утверждения правительством России готовили свой вариант постановления, в котором не была учтена ни одна поправка профессионалов-рыбоводов. Согласно утвержденным правительством правилам торги на вновь образованных рыбоводных участках должны проводиться только в форме аукциона. То есть, всё решают деньги и только деньги: кто больше даст. Московские фирмы, как все знают, несоизмеримо богаче наших. И вывод, в чьих руках окажутся сахалинские рыбоводные заводы, легко можете сделать сами.
Проблема очень остра. Сахалинская ассоциация рыбоводов, чтобы восстановить справедливость, обратилась к уполномоченному по защите прав предпринимателей по Сахалинской области А. С. Коваленко с просьбой вмешаться в ситуацию и обратиться за помощью к федеральному уполномоченному.
Спустя некоторое время, а именно 25 мая, во время Петербургского форума уполномоченный президента РФ по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титов передал главе государства доклад, в котором приведены системные, общие для бизнеса страны проблемы. И только один регион из всей России удостоился права быть включенным в доклад со своим вопросом. Этот регион – Сахалинская область. Проблема – ситуация с рыбоводными предприятиями.
Вот что сказано в параграфе 8: «Деятельность предприятий, занимающихся разведением объектов «пастбищная аквакультура», до принятия федерального закона «Об аквакультуре и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» фактически не регулировалась. При взаимодействии с органами власти использовался режим искусственного воспроизводства, не предполагающий ведение коммерческой деятельности. Использование водоемов фактически признавалось, однако право пользования законодательно закреплено не было. Предприятия размещали хозяйственные и подсобные постройки на прилегающих территориях, они оформлялись как отдельные земельные участки. По новому федеральному закону на территории рек будут сформированы рыбоводные участки, распределяемые путем проведения конкурсов. В связи с изменением регулирования предприятия, ведущие деятельность много лет и сформировавшие значимые имущественные комплексы, не смогут претендовать на такие участки на преимущественном праве. Решение: рассмотреть возможность признать существующую деятельность по искусственному воспроизводству объектов пастбищной аквакультуры пастбищным рыбоводством, в том числе предусмотреть преимущественное право при проведении конкурсов на использование водоемов для действующих предприятий».
Защищая интересы сахалинских рыбоводов и вообще лососеводство на наших островах, отраслевая ассоциация пишет обращения во властные структуры, президенту, чтобы приостановить действие этого злосчастного постановления № 450 от 15 мая, а потом внести в него необходимые поправки.
Как сложится ситуация – сказать трудно, но рыбоводы области настроены в случае чего на самые решительные действия. Мало не покажется.
В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 22 от 5 июня