Его верный компас
13 декабря депутат Сахалинской областной Думы, президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива Анатолий Михайлович КОБЕЛЕВ встречает свое 65-летие
Через тернии…
Кобелев – реалист и прагматик. Ни в привидения, ни в глас с небес, ни в мистику, ни в гадания не верит. Верит в себя, свою семью – это самые верные его союзники.
Кобелев воспринимает жизнь такой, какая она есть, – со всеми её проблемами и перекосами. Воспринимает, но далеко не всё в ней принимает. Хотя, конечно, человек он состоятельный, многого в ней добился и, по идее, должен быть вполне доволен существующим положением вещей. Если в личном, семейном плане, то так, думаю, оно и есть. Но в том-то и дело, что живет Кобелев не в вакууме, а в обществе, среди людей, и как человек думающий и анализирующий видит: не всё ладно в нашем государстве. И своего нынешнего состояния он в значительной степени добился не «благодаря», а «вопреки» – вопреки препонам и рогаткам, которые щедро ставило на его пути государство в лице всевластного чиновничества. Ничего не приватизировал, с нуля создал в 1990 году малое предприятие, которое переросло со временем в крупную рыбодобывающую и перерабатывающую компанию. В общем, как говорится, через тернии – к звездам, пройдя весь тернистый и полный ухабов путь развития собственного бизнеса.
Может быть, поэтому и в политику пошел, чтобы, законодательно используя свой богатый практический опыт, направить реальную ситуацию в позитивное русло, чтобы другим было легче. Стал депутатом Сахалинской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 8. Передал бизнес своему старшему сыну Виталию (на предприятии также трудится и другой его сын – Дмитрий), Анатолий Михайлович стал работать на постоянной основе: избирательный округ у него дай боже – Анивский и три самых сложных в области курильских района. И чем заниматься ими в свободное от основной работы время, так уж лучше вообще не браться за дело.
Так вот, о политике. Вспоминаю разговор, который произошел лет пять назад. Тогда, еще не помышляя ни о каком депутатстве, Кобелев говорил (дословно) следующее:
«В России экономическая нестабильность. Просто за державу обидно. Мы богатейшая страна в мире. Но почему же так плохо живем?
России, видимо, всю жизнь не везло на руководителей. Пришел Путин – и какая-то стабильность наступила, но пока только политическая, а не экономическая. А народу в первую очередь нужна стабильность экономическая.
Чиновничий аппарат сейчас – начиная от маленького уездного столоначальника и кончая Москвой – это что-то невозможное. Ни в одной стране подобного нет. Я должен работать и приносить государству налоги, доход, но вместо этого государство ставит мне подножку. Любое согласование любого вопроса – кошмар (между прочим, спустя несколько лет, в этом году практически та же формулировка – «кошмарить бизнес» – прозвучала из уст нового президента Д. Медведева. – В. З.).
Экономика должна быть отделена от чиновника. Но чиновник цепляется как только может. Отпусти меня – я не буду ему подчиняться, а значит, я не буду ему ничего носить. Вот в чем суть.
Какое же это правительство, если оно людям мешает работать! Если обирает! Им надо было бюджет наполнить – придумали рыбацкие аукционы. А нефтяных олигархов, которые присвоили себе всенародное достояние – сырьевые ресурсы, – заботливо оберегают. Мы должны платить за сырье (дескать, это федеральная собственность), а почему нефтяники распоряжаются нефтью как своей собственной?
Сейчас рыбакам надо готовиться к выходу в море на минтай. А правительство до сих пор не решило, как оно его будет делить. Да дайте нам цифры – мы сами разделим, никого не обидим. Мы же раньше делили. Но всё делается для того, чтобы везли в Москву деньги.
Я думаю, что Россия всё же воспрянет. Работать мы можем, можем создавать всё, что угодно. Только бы государство не мешало работать предпринимателям»
Анатолий Михайлович говорил горячо, резко. Он не из тех, кто заливает глаза собеседнику елеем, а в кармане держит фигу. Он говорит всё как есть, ровен и равен со всеми независимо от ранга, будь то хоть сам министр. Такое ощущение, что он никого и ничего не боится. Когда чувствует свою правоту, идет, что называется, напролом – вооружившись, естественно, документами, юридическим анализом. Но для пользы дела может в нужное время и гибкость проявить – но не ту, что граничит с прогибанием спины. Просто прекрасно понимает, ЧТО надо предпринимать в той или иной ситуации для скорейшего решения вопроса, и в состоянии отбросить свою гордость. Это и называется политикой.
За минувшие с той поры годы мало что изменилось. Правда, президент другой, в рыбной отрасли пошли нововведения: частью – положительные, приветствуемые рыбаками, частью – не очень. Но неизменным осталось главное – власть чиновничества, которая даже усилилась, и лососевая путина нынешнего года на Сахалине стала ярчайшим тому подтверждением. Мне почему-то кажется, что именно это обстоятельство и подвигло Анатолия Михайловича перейти из бизнеса в депутатский корпус хотя бы и на региональном уровне: трудно бороться с властью чиновников, не обладая определенной властью. Но это только моё предположение.
Как и все неординарные люди, Анатолий Михайлович Кобелев многогранен, двумя-тремя словами его не охарактеризуешь. Он не замыкался в своем бизнесе, одинаково успешно развивал свое дело и одновременно 15 лет являлся (и является до сих пор) президентом Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива, до недавнего времени был на неосвобожденной основе председателем Анивского районного собрания, был президентом Клуба рыбопромышленников. Для того, чтобы все это совмещать, надо быть ЛИЧНОСТЬЮ. А кто бы в этом сомневался!
Анатолий Михайлович разнопланов и в то же время он – цельный, настроенный только на успех человек.
Однажды, 33 года назад
В жизни Анатолия Михайловича Кобелева имеется много памятных дат. Дни рождений, например, родителей, жены, шестерых его детей, семи братьев и сестер. Но есть в этом ряду одна особенная дата – 23 марта 1975 года, раз и навсегда определившая его жизненную дорогу. До этого была учеба во Владивостокской мореходке, работа на судах пароходства, служба в армии в с. Успенском под Анивой, работа в Советской Гавани на судоремонтном заводе (работа эта была своеобразной: профессиональный футболист в профессиональной футбольной команде. По традиции советских лет считалось, что профессионального спорта у нас нет, и «ударники» мяча числились слесарями, токарями, сварщиками…). После окончания из-за травмы спортивной карьеры возвратился на Сахалин, в Аниву. Трудился в мелиорации. Как ни странно, о рыбалке и не помышлял, всё понятие о ней сводилось к обычной удочке.
23 марта 1975 года жизнь Анатолия Михайловича дала крутой поворот. Сосед Кобелева, Юрий Васильевич Шапов, работал бригадиром в в Анивском госпромхозе. Вот он-то и предложил пойти на на рыбалку поработать. Чем руководствовался Кобелев, принимая предложение, понятно: и интерес, и возможность неплохо заработать. Чем руководствовался Шапов, приглашая ничего не понимавшего в рыбацком деле новичка, так и осталось неизвестным – неужели интуиция? В те годы в бригады прибрежного лова абы кого не брали. Но сосед в Кобелеве не ошибся, и уже через два месяца уверенно оставлял его вместо себя.
Итак, 23 марта бригада заехала на сетной промысел краба. Это был первый рабочий день Кобелева-рыбака.
Кобелев легко схватывал тонкости рыбацкого дела, и на зимнюю рыбалку его назначают уже бригадиром сводной бригады, промышлявшей на Остромысовке в Долинском районе. Там и состоялась первая наша встреча.
Бригаде Кобелева в тот сезон предстояло добыть – смешно сказать! – аж 20 тонн наваги: весь госпромхозовский план. Перевыполнение в те времена приветствовалось, но больше никогда не поднимали: это был потолок.
Любознательный начинающий бригадир никак не мог понять, почему рыба – заглянешь в лунку – стеной стоит, а вытащишь вентирь – жалкие сто килограммов. Поехал к знакомому бригадиру из рыбколхоза им. Котовского. Тот предложил поставить свои орудия лова: ему тоже интересно, почему так происходит. На другой день установили два привезенных им вентиря. А наутро за раз вытащили сразу пять тонн.
С тех пор понял Анатолий Михайлович, что авторитет оценивается не трудовым стажем, а умением работать. «Хотя вы себя и опытными считаете, – жестко сказал он старым рыбакам, – но отныне вы для меня авторитетом не являетесь. 20 тонн рыбы постоянно брать – и этого вам хватало?».
Через неделю на счету бригады Кобелева было более ста тонн. А причина низких уловов оказалась в том, что рыбаки, работавшие в море не один год и считавшие себя отличными добытчиками, неправильно делали орудия лова. И совершенно, вот в чем парадокс, не интересовались, чем ловят другие.
И тогда Анатолий Михайлович твердо решил: надо самостоятельно изучать тонкости рыбалки.
В тот год госпромхоз сделал более пяти годовых планов по наваге. В первый год на разнорыбице бригада Кобелева выловила больше, чем четыре остальные бригады вместе взятые. Он взял 400 тонн, остальные сообща – 360.
Естественно, пошли грамоты, знамена, очень высокие зарплаты и премии. Кобелева за это рыбаки весьма зауважали.
Компас показывает верный курс
Переломным в жизни А. М. Кобелева стал 1990 год, когда он создал и зарегистрировал малое предприятие по добыче рыбы. Назвали его – «Компас». Компас Анатолия Михайловича показывал верный путь. Не на север он смотрел, он смотрел в перспективу.
В семидесятые годы бригадир рыбаков Анивского госпромхоза Анатолий Кобелев воевал вместе с единомышленниками за отмену учебных артиллерийских стрельб по плавающим в море мишеням во время нерестовых миграций лосося: он понимал, чем в перспективе может обернуться подобная практика.
Еще в 1993 году он выступает инициатором создания Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива и становится её бессменным президентом: уже тогда он предвидел, что наступят времена, когда рыбакам, с одной стороны, потребуется защита, и они поэтому должны объединяться. А с другой, он уже тогда интуитивно чувствовал большое рыбацкое будущее Анивского района.
Тогда, в 1993 году, само понятие «анивская ассоциация рыбопромышленников» звучало несколько смешно: ну что за рыбопромышленники в сугубо сельскохозяйственном районе?! Так, несколько махоньких предприятий, по сути – промысловых бригад. Но Кобелев смотрел глубже и дальше. Заглядывая в перспективу, он ясно сознавал, что загнивающее сельское хозяйство ставит район на грань выживания, что люди останутся без работы, что пострадает инфраструктура, что окончательно придет в упадок то, что еще мало-мальски теплилось. Вспомните, какое это было время!
Создание ассоциации, объединение в этой общественной организации разрозненных небольших рыбацких предприятий давало предпосылки для экономической переориентации района в рыбацкий регион со всеми вытекающими отсюда позитивными переменами.
Любая ассоциация производителей ставит своей главной целью, естественно, защиту интересов данной отрасли, стимулирование ее развития. Не стала исключением и анивская. Но, представляя интересы рыбаков района, она одновременно, за неимением в то время ассоциаций в других районах, стала автоматически представлять интересы и остальных лососевиков – проблемы-то схожие.
Но это одна сторона медали. Вторая состоит в том, что практически с первых же дней деятельность Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива получила широкую социальную направленность на благо всех жителей района.
Прошли годы, и сейчас экономика Анивского района в значительной степени определяется именно работой рыбной отрасли. Более сорока рыбацких предприятий – это тысяча постоянных рабочих мест, а в путину и того больше. Рыбаки вносят серьезный вклад в социальную сферу и инфраструктуру района – кроме того, что платят в бюджет, по решению своей ассоциации вносят миллионы рублей на ремонт и асфальтирование дорог, ремонт школы, больницы, детских садов, в которых благодаря этому открылись дополнительные группы.
И вот апофеоз этой общественной деятельности: в 2007 году в Аниве впервые широко, в общегородском масштабе, отмечался День рыбака: он стал главным праздником некогда сельскохозяйственного района. Вот что такое взгляд в перспективу!
В 2001 году Кобелев заложил первую в Сахалинской области мореферму по выращиванию товарного гребешка. В прошлом году ООО «Компас плюс» построило самый современный в области рыбоперерабатывающий завод, нацеленный на выпуск многих видов продукции и оснащенный по последнему слову техники. Это очередной этап развития, очередной путь в перспективу.
«Я патриот России, – говорит депутат Кобелев. – А россияне даже в самые тяжелые времена смотрели в будущее. Человек должен жить с мечтой и бороться за нее. Я верю в будущее России».