Газета "Рыбак Сахалина"
11 июня 2015 года

Бороться нужно не только с чумой свиней, но и с чумой административной

В новой редакции проекта поправок в закон о ветеринарии не учитывается специфика осуществления ветеринарной деятельности в отношении уловов водных биологических ресурсов и рыбной продукции.

Закон закрепит ветеринарные барьеры

В июне Государственная Дума планирует рассмотреть во втором чтении поправки в закон «О ветеринарии», вокруг которых на протяжении последнего года велась очень серьезная дискуссия. Как сообщает корреспондент Fishnews, на недостатки законопроекта указывали представители рыбной, молочной и других отраслей пищевой промышленности.

Эксперты обращали внимание, что документ не предусматривает никаких особенностей регулирования в отношении водных биоресурсов. По сути разработчики закона подходят и к корове, и к селедке с одинаковой меркой – как к объектам животного мира, начисто отрицая специфику рыбной продукции. Такая точка зрения не устраивает рыбопромышленников.

В ходе подготовки изменений в закон о ветеринарии рыбаки отмечали, что необходимо предусмотреть целый ряд позиций, которые могли бы освободить рыбопромышленный комплекс от административных барьеров, возникших априори. Теперь в рыбацком сообществе всерьез опасаются, что после вступления в силу закона в нынешней редакции, эти барьеры будут легитимизированы и закреплены уже законодательно.

Аналогичного мнения придерживалось большинство федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации. Администрация президента РФ достаточно жестко высказывалась по поводу сохранения в законопроекте положений, направленных на фиксацию сложившейся системы тотального ветеринарного контроля, порождающей коррупционные риски, и не рекомендовала принимать законопроект в первом чтении.

Минсельхоз забыл о нюансах

Министерство сельского хозяйства РФ неоднократно обещало, что ко второму чтению законопроект будет доработан с учетом всех нюансов. При министерстве даже была создана рабочая группа по изучению практики проведения ветеринарного контроля в отношении уловов водных биоресурсов и продукции из них, которая рассматривала вопросы, связанные с правилами ветеринарно-санитарной экспертизы. Входившие в нее представители регионов и отраслевых ассоциаций не раз говорили, что предлагаемые правила ветеринарно-санитарной экспертизы не соответствуют духу времени.

По итогам четырех совещаний с руководством Минсельхоза членам рабочей группы было поручено подготовить поправки в закон «О ветеринарии», регламентирующие особенности осуществления ветеринарного контроля в отношении рыбной продукции. Они предусматривали создание «механизмов мониторинга безопасности в ветеринарном отношении районов промысла и ВБР, добытых в указанных районах», применение «профилей риска для проведения обязательных лабораторных исследований» и введение «закрытого перечня оснований» для их назначения.

Однако на текущий момент никаких изменений, касающихся специфики водных биологических ресурсов, в законопроекте так и не появилось. Поправки, над которыми несколько месяцев трудились эксперты, оказались никому не нужны.

Россельхознадзор саботировал поручения руководства страны

«Мы не видим никаких позитивных сдвигов. Если так настойчиво продвигаемый законопроект будет принят в предлагаемой редакции, то либо Минсельхозу нужно разъяснить рыбацкому сообществу, что происходит, либо министерство просто игнорирует все поступившие предложения, в том числе поручения президента РФ Владимира Путина, председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича, где было четко написано, что нужно делать», – прокомментировал ситуацию член рабочей группы по подготовке к заседанию президиума Госсовета РФ по развитию рыбной отрасли Сергей Подолян.

Защищая практику тотального контроля уловов, Россельхознадзор традиционно использует аргументы о «повышении рисков содержания в рыбной продукции опасных для здоровья человека возбудителей инвазий, бактериальных и вирусных инфекций». Хотя ученые уже устали повторять, что рыба не имеет общих болезней с человеком и домашними животными, а районы морского промысла российских судов никогда не закрывались из-за ветеринарных угроз.

«Получается, что Васька слушает, да ест. Административный паровоз Россельхознадзора упорно движется своим путем, пытаясь в докладах руководству страны на самом деле увести нас от решения проблем, связанных с административными барьерами, под лозунгами борьбы с чумой свиней и всеобщей прозрачности», – отметил Сергей Подолян.

Все предложения рабочей группы при Минсельхозе о правилах ветеринарно-санитарной экспертизы в конце концов уткнулись в проект поправок в закон. При этом Россельхознадзор настойчиво напирает на необходимость гармонизации правил с международным законодательством, хотя только в нашей стране ветсанэкспертизе предлагают подвергать переработанную пищевую продукцию.

Напрашивается вопрос: для чего вообще собирали экспертов. Или Минсельхоз просто имитировал консультации с общественностью, бизнесом и регионами, дожидаясь возможности протолкнуть притормозивший было закон через Госдуму?

Газета «Рыбак Сахалина» № 23 от 11 июня 2015 г.