Лосось-2015. Кислород для Рыбновска
Впервые за постсоветское время на северо-западе Сахалина в канун путины построен новый объект – холодильник мощностью две тысячи тонн.
Лосось-2015. Кислород для Рыбновска
Впервые за постсоветское время на северо-западе Сахалина в канун путины построен новый объект – холодильник мощностью две тысячи тонн.
Что ни говори, а охинскому предпринимателю Алексею Павленко везет на экстремальные в кавычках или близкие к ним ситуации. Чего, к примеру, стоило генеральному директору ООО «Оха» в 2011 году совершить буквально прорыв: на месте бывшей оптово-торговой базы, все здания которой были практически полуразрушены, обустроить рыбоперерабатывающий завод, который, что называется, сходу стал производить продукцию. Впрочем, эта история заслуживает отдельного рассказа, в котором самые яркие краски перебором не будут.
«Тебе, что, кроме Рыбновска, других проблем не хватает?», - спрашивали знакомые предприниматели и друзья Алексея Александровича, когда в минувшем году узнали что Павленко решил взять под свое начало ООО «Национальный Рыбновский рыбозавод».
Поиски по просторам Интернета, вывели меня на зарегистрированную 25 февраля 2004 года компанию «ООО «Н. Рыбновский р/з», находившуюся по юридическому адресу: 694480, Сахалинская область, Охинский район, с Рыбновск, ул. Набережная, 7, основным видом деятельности является «Вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах несельскохозяйственными товаропроизводителями». Ну, про открытые океанские просторы в уставе сказано круто – всё сводилось к прибрежному промыслу лососевых, часть уловов которых шло на первичную обработку.
Из производственных мощностей – немудреная линия по обработке рыбы, несложное оборудование по засолке икры. Да еще холодильник-ветеран для хранения готовой продукции. Но дела у прежнего владельца не очень-то заладились, в итоге пришлось искать нового хозяина немудреного производства, не по чину громко нареченного «национальным рыбозаводом».
Да, когда-то в райцентре Рыбновск жизнь била ключом, здесь действовали все полагающиеся по статусу государственные учреждения (от райотдела МВД до конторы Госбанка), а градообразующим предприятием был рыбокомбинат, где не только занимались засолкой рыбы, но и выпускали вкуснейшие консервы из нее. Однако каток укрупнений прошелся и по Рыбновску, который переподчинили Охе. И после этого все пошло-поехало: село и производство в нем пошли на спад, который оказался довольно стремительным. Сейчас в Рыбновске едва ли наберется полсотни постоянных жителей, а о былом масштабном промышленном производстве рыбопродукции здесь напоминают руины комбината и электростанции. Добраться же отсюда до Охи – до последнего времени было трудноразрешимой проблемой.
В общем последнее предприятие Рыбновска было далеко не подарком и лакомым кусочком, который бы влёт ушёл с молотка. А принял его Алексей Павленко в самый канун лососевой путины, когда надо было решать ворох производственных и организационных вопросов: от расконсервации оборудования, набора мастеров, механиков, бригад обработчиков до приведения в проезжее состояния дороги на Рыбновск, последние 10 километров которой можно было назвать разве что направлением. И, представьте себе, вопросы эти были решены в минимальные сроки. Просто поражаешься умению этого руководителя мобилизовать людей на достижение конкретного результата. Не дал Павленко почить в бозе последнему в селе производству, а сам Рыбновск получил изрядную порцию кислорода.
И кислород этот не только в появившейся возможности отправиться в райцентр на попутном транспорте. Для сельчан стало реальным неплохо заработать на путине рыбаком, обработчиком. Впрочем, были бы руки, которые запойно не тянутся к рюмке, а работа для рыбновцев у Павленко найдется. Взять хотя Ольгу Ирич, нивху, коренную жительницу Рыбновска, которой дали квартиру по переселению в Некрасовке, национальном селе неподалеку от Охи. Она рано лишилась родителей, с юных лет пришлось ей заботиться о себе самой. Не глянулось ей в Некрасовке, потянуло в родной Рыбновск. Все бы хорошо, но жить-то на что-то надо. Колола дрова местным пенсионерам. Машину поленьев отмахаешь – руки не свои, отваливаются. Но заработок этот случайный и непостоянный. Не проживешь с него. Сметливую и расторопную молодую женщину охотно приняли помощником повара. На кухне ей не нарадуются – какое задание ни дашь, выполнит его будто играючи, с неповторимо стремительной походкой. Не нарадуется такой помощнице повар Наталья Федоровна Полуян, кстати, тоже уроженка Рыбновска. Вышла замуж, уехала жить в Константиновку, что в Донецкой области. Трещина, расколовшая братское (даже при нынешнем раскладе) государство, прошла и через семью Полуян. Наталья Федоровна вынуждена была уехать в Россию. Помыкавшись на материке, вернулась в родной Рыбновск. Должность же повара для нее была как подарок с неба – и заработок гарантированный, и возможность отдышаться от пережитого, ожидая получения российского гражданства.
Моим гидом по предприятию стала заведующая производством Ирина Мичкидяева, немало лет отдавшая рыбной промышленности. Прежде работала на предприятиях юга Сахалина. Теперь вот вместе с мужем прибыли на большую рыбалку в Рыбновск.
– В самый канун путины с материка и других районов Сахалина сюда подъедут рыбообработчики. Полагаю, компанию им составят и местные жители. По крайней мере, несколько из них всерьез интересовались работой. Примем обязательно, лишние руки нам не помешают.
В тот июньский день на заводе шла напряженная подготовка к предстоящей путине: начали бетонировать полы в новом холодильнике, а также площадку около него. В цехе, где установлена вторая разделочная линия, вел ее наладку монтажник, он же по совместительству рефмеханик Константин Зорин, группа рабочих меняла оборудование икорном цехе. У мастера Дмитрия Леонова никаких сомнений не было: в срок уложимся. Полностью был с ним солидарен и начальник охраны предприятия Александр Иванов, который попутно загрузил себя хлопотами по координации многих работ на объекте. Да, объект этот по меркам того же материка, довольно скромный. Но для севера Сахалина значимый: после десятилетий потерь и разрухи в Рыбновске появились новые производственные мощности. Всех проблем жителей этого села они, конечно, не решат, но жизнь сельчан заметно улучшат.
Тем временем, море наступает на оставшиеся жилые дома, потенциально угрожает и новым производственным мощностям. Теперь А. Павленко и его сотрудникам нужно будет решать вопросы берегоукрепления. Но это уже задача на ближайшие годы.
Предстоящая путина будет 42-й на счету бригадира прибрежного лова Юрия Петровича Чепикова, уроженца Рыбновска. Пацаном застал лучшие для села времена, когда оно было райцентром. На его глазах море наступало на берег, поглощая жилые и административные здания. По его свидетельству, под воду ушло, как минимум, три улицы. Бригадиром – с 1984 года. Рыбачил еще с отцами нынешних членов бригады. Несколько слов о ее составе. Практически все рыбаки – жители Некрасовки. Значительная часть из них участвовала с Юрием Петровичем в зимних наважьих путинах. Из 30 рыбаков более двух третей – представители коренных народностей Севера нивхи. Непосредственные помощники бригадира – Юрий Хурьюн, Валерий Тыван, Александр Тауч, Герман Коробейников. Надежные и проверенные рыбаки. С ними что в шторм сети спасать, что в разведку. Впрочем, это с уверенностью можно сказать о всех рыбаках бригады. Нынче планируется, что они будут работать в две смены, а немалая часть уловов будет отправлено на Рыбновский рыбозавод на переработку.
Примечательно, что в прошлом четном году Ю. Чепиков со товарищами добыл 2 200 тонн лососевых, нынче рассчитывают взять значительно больше. Причем промышляют здесь горбушу и кету весьма оригинальным для Сахалина способом – заездками. С их помощью, шутит бригадир, рыбу можно брать в море буквально в тапочках. А чтобы не объяснять все на пальцах Юрий Петрович пригласил вновь навестить бригаду, стан которой расположился в нескольких километрах южнее Рыбновска, в третьей декаде июля, когда подойдет горбуша. Приглашением постараюсь непременно воспользоваться.
А в продолжение темы «кислород для Рыбновска» следует сказать, что механиком-мотористом в бригаде работает Игорь Камаев, поваром – Галина Андреевна Донская. Оба – жители села.
В первой декаде июля цех в Рыбновске был практически полностью готов к прием рыбы – холодильник, разделочные линии, цеха заморозки рыбы и засолки икры. Прибывшие рыбообработчики заселились в подготовленное общежитие, где созданы весьма приличные бытовые условия. Во всеоружии готовы встретить первую горбушу рыбаки-прибрежники. Ещё немного, ещё чуть-чуть – все в ожидании начала путины.
И еще. Дорога от Охи до Рыбновска короче не стала, но преодолеть ее можно заметно быстрее. В июне в ночь от райцентра до села мы добирались на «КамАЗе» почти семь часов, обратный путь днем занял почти шесть часов.
«Теперь уложитесь в четыре часа», – заверил Алексей Павленко. А это значит, что намеченный им ремонт проблемного участка дороги перед Рыбновском полностью выполнен. По крайней мере, до конца путины самый дальний в Охинском районе населенный пункт будет находиться в зоне надежной автомобильной досягаемости.
Евг. БЕЛОВИЦКИЙ. «Рыбак Сахалина» № 27 от 9 июля 2015 г.