Как будем ловить осеннюю кету?
Самый верный путь – следовать рекомендациям науки. Всё остальное – от лукавого.
Обращение ФГБУ «Сахалинрыбвод» к врио губернатора области О. Н. Кожемяко по поводу специализированного промысла осенней кеты, которое мы практически полностью привели в предыдущем номере газеты, вызвало негативную реакцию крупнейшей рыбопромышленной ассоциации, на долю которой приходится львиная доля вылова ВБР, в том числе и лососёвых.
Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», пишет в своём письме к О. Н. Кожемяко председатель правления С. А. СЕНЬКО, полагает, что нет никаких серьезных оснований считать целесообразной, а тем более научно-обоснованной позицию ФГБУ «Сахалинрыбвод». Приводим точку зрения АСРКС (письмо также публикуется с минимальными сокращениями).
«Совершенно непонятно, почему позиция Сахалинрыбвода основывается не на принятых недавно решениях ученого совета СахНИРО, а только на мнении некоторых лиц?
Почему, вопреки рекомендациям рыбохозяйственной науки, основывающейся на максимальных изъятиях кеты именно на рыбоучетных заграждениях и предустьевых неводах, ФГБУ «Сахалинрыбвод» предлагает совершенно противоположенные принципы организации промысла кеты – путём беспрепятственного, а значит, и бесконтрольного её пропуска к местам воспроизводства, т.е. непосредственно к забойкам рыборазводных заводов. При этом совершенно непонятно, на основании чего, каких данных на некоторых базовых реках Сахалина рекомендуется ограничивать промысел кеты: на реке Найба – не менее 3 км в обе стороны от устья, на реке Поронай – не менее 6 км, а на реке Тымь вообще закрыть промысел?
Компании АСРКС многие годы ведут легальный промысел кеты в районах рек Найба и Поронай и как никто другой обеспокоены ситуацией, которая ежегодно возникает в связи с промыслом этого биоресурса и со сбором икры для ее инкубации. «Опыт прошлых лет показывает, что даже если обеспечить сбор икры в полном объеме, то подавляющая масса пропущенной рыбы, как предлагает ФГБУ «Сахалинрыбвод», будет вылавливаться браконьерским путём, а доходы от её реализации в виде налоговых отчислений поступят явно не в государственный бюджет. При этом смысл работы лососевых рыбоводных заводов будет сведен к обеспечению собственной закладки икры, а не к обеспечению промысла дополнительной сырьевой базой. Именно этот «путь» усиленно лоббируется представителями так называемого «нелегального бизнеса» под прикрытием идеи «спасения» таких рек как Найба, Поронай, Тымь и «обеспечения» икрой рыбоводных заводов.
Но ведь и это ещё не всё. ФГБУ «Сахалинрыбвод» совершенно однозначно намекает на то, что «…приоритетность в решении вопросов по изъятию излишней рыбы…должна оставаться за бассейновым учреждением». А это означает только одно – возврат к так называемым «операторам», которые по договорам с ФГБУ «Сахалинрыбвод» осуществляли платное изъятие излишков кеты.
Возникает закономерный вопрос: зачем беспрепятственно пропускать практически всю пришедшую на нерест кету, чтобы получить некачественную или, как говорят рыбаки, «ржавую» рыбу, одна часть которой затем будет выловлена браконьерским способом, а другая – уйдет по «серым схемам» договоров. Неужели этого добивается ФГБУ «Сахалинрыбвод»?
В течение последних лет, на основании рекомендаций науки и того же ФГБУ «Сахалинрыбвод», специализированный промысел кеты осуществлялся предустьевыми неводами базовых рек и рыбоучетными заграждениями на речных рыбопромысловых участках. При этом необходимо напомнить, что право пользования этими рыбопромысловыми участками, по настоянию Росрыболовства, определялось путем проведения конкурсных мероприятий, основными критериями которых, являлись, в том числе, немалые денежные средства рыбохозяйственных предприятий. Прошедший 8 июля 2015 года ученый Совет ФГБНУ «СахНИРО» подтвердил принципы специализированного промысла кеты в путину 2015 года, допустив к промыслу кеты большее количество пользователей рыбопромысловых участков. Поэтому предлагаемые ФГБУ «Сахалинрыбвод» пути решения обозначенных проблем основных базовых рек полностью противоречат рекомендациям науки и здравому смыслу, а потому, с нашей точки зрения, являются бесперспективными и даже преступными.
На первой встрече врио губернатора с представителями рыбохозяйственных предприятий АСРКС и других ассоциаций были предложены, в частности, по реке Найба, совершенно реальные и действенные меры по решению проблемы обеспечения икрой государственных рыбоводных заводов. Учитывая тот факт, что в реке Найба практически отсутствуют естественные нерестилища кеты, а потребность заводов в производителях составляет порядка 300 тонн, лучшим способом обеспечить заводы производителями – перевезти их (производителей) из устья реки в расположение заводов. При этом исключается долгий и опасный миграционный путь производителей, а также параллельное осуществление разовых контролируемых пропусков производителей через РУЗ с обеспечением усиленной охраны.
Предприятия официально заявляют, что готовы взять на себя все дополнительные расходы по перевозке и сохранности нужного количества производителей. Кроме этого, для полной гарантии обеспечения сбора икры, предприятия готовы безвозмездно предоставить для сбора икры кеты свои забойки.
Что касается заводов на реке Поронай и Буюклинка, ФГБУ «Сахалинрыбвод» сам же отмечает хорошую работу собственника рыбопромысловых участков в части организации охраны этих рек, «…что позволило загрузить производственные мощности Буюклинского и Побединского ЛРЗ в полном объеме». Спрашивается, какой же тогда смысл ограничивать промысел кеты до 6 км в обе стороны от устья, тем более, что такое решение позволит беспрепятственно организовать «альтернативный» или, проще говоря, браконьерский промысел качественной рыбы.
Убеждены, и это подтверждается рыбохозяйственной наукой и многолетней практикой промысла, что основной вылов кеты должен осуществляться устьевыми неводами, а также орудиями лова в устьевой части рек, там, где рыба подходит в прогнозных количествах и имеет самое высокое качество. Отказ от ее промысла и, по сути дела, передача в руки браконьеров тысяч и тысяч тонн кеты ради обеспечения закладки икры на инкубацию – это абсурдное действие, сводящее работу рыбоводных заводов только ради закладки икры, а не ради обеспечения сырьевой базы рыбной промышленности».
«Рыбак Сахалина» № 31 от 6 августа 2015 г.