Шлагбаум для роста пенсий и зарплат
Центробанк считает, что бороться с инфляцией проще при падающих доходах населения.
Сегодняшнее падение доходов населения для российского Центробанка, похоже, недостаточно. Правительству следует и в будущем отказаться от индексации пенсий и зарплат, уверены в ЦБ. Так, в сентябре Эльвира Набиуллина заявила о вредных последствиях индексации и открыто встала на сторону той части правительства, которая пытается решать бюджетные проблемы за счет пенсионеров и работников госсектора. Эксперты видят в этом попытку ЦБ переложить проколы валютной политики с больной головы на здоровую.
Центробанк на минувшей неделе оставил без изменения ключевую ставку на уровне 11% годовых. Совет директоров объяснил это увеличением инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики. По оценкам ЦБ, годовая инфляция в России увеличилась в августе до 15,8% после 15,6% в июле и 15,3% в июне. Вклад августовского ослабления рубля в годовую инфляцию в декабре составит около 2 процентных пунктов, пояснила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров.
Регулятор ухудшил прогноз по инфляции на конец 2015 года с 11% до 12-13%. Однако в сентябре 2016-го годовая инфляция, по мнению ЦБ, все равно будет 7%. Кроме того, регулятор не отказывается от целевого показателя на 2017 год - инфляции на уровне 4%.
По словам Э. Набиуллиной, снижению инфляции будут способствовать проводимая денежно-кредитная политика, низкий внутренний спрос. Также глава ЦБ добавляет, что «свой вклад в снижение инфляции внесет более сдержанная индексация тарифов естественных монополий и зарплат в бюджетном секторе».
Примечательно, что для ЦБ индексация пособий и зарплат стала одним из ключевых параметров при составлении экономических прогнозов в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы».
Центробанк рассматривает разные варианты динамики нефтяных цен и закладывает в прогнозы в качестве неизменных параметров сохранение санкций, а также консервативную бюджетную и тарифную политику.
В итоге базовый прогноз предполагает, что нефть в течение трех лет будет стоить в среднем около 50 долл. за баррель, а российский ВВП начнет расти после 2016 года. По оптимистичному варианту нефтяные цены будут расти, в 2018-м они составят уже 75 долл. за баррель, экономический рост начнется в следующем году. Рисковый сценарий прописывает падение нефтяных цен до 40 долл. за баррель и ниже на все три года, и в этом случае экономический рост будет возможен только в 2018-м.
Отвечая на вопросы журналистов, Э. Набиуллина прояснила позицию ЦБ: «Если индексация выплат, заработных плат будет в меру инфляции, то это может создать риски раскручивания инфляционной спирали. Реальные зарплаты от этого не выиграют, потому что может быть достаточно большая инфляция». Она уточнила, что ускорения инфляции после индексации не произойдет, потому что ЦБ собирается проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы достичь цели в среднесрочном периоде 4%. То есть регулятор будет добиваться снижения инфляции, ужесточая свою политику.
Ключевая ставка будет высокой долгое время, и все это, конечно, скажется на экономике, объяснила Э. Набиуллина. «Мы поддерживаем позицию Минфина по сдержанной бюджетной политике и по тому, чтобы не раскручивать инфляционную спираль», - добавила она.
Эти заявления главы ЦБ можно понять так, будто регулятор ставит правительство, точнее, ту его часть, которая не согласна с Минфином, перед выбором: или вы проводите полноценную индексацию пенсий и зарплат и тогда получаете своеобразное наказание в виде высоких ставок, угнетающих экономику, или же вы соглашаетесь на сокращение пенсий, и тогда ЦБ может пойти на послабления. Похоже, ЦБ посчитал пенсии и зарплаты частью инструментов своей денежной политики. Между тем социальные выплаты всегда считались вопросом правительства, а не ЦБ.
Удивительно, но о негативном влиянии индексации ЦБ заговорил именно сейчас, когда доходы населения стремительно сокращаются. Между тем статистика последних лет показывает, что инфляция может снижаться и при растущих доходах. Более того, периоды относительно низкой инфляции, как правило, совпадали с ростом реальных зарплат и пенсий.
Так, в докризисном 2006 году реальные доходы населения выросли на 13,5%. Инфляция при этом была не 15-16%, как сегодня, а всего 9%. С 2014 года реальные доходы населения снижаются, а инфляция, напротив, ускоряется. В прошлом году она подскочила до 11,4%, хотя в 2013-м была на уровне 6,5% при росте реальных доходов граждан на 4%.
Очевидно, что причины наблюдаемого всплеска инфляции не в росте зарплат и пенсий. Однако в ЦБ хотят бороться с инфляцией именно путем сокращения реальных доходов населения. В 2015 году реальные доходы граждан продолжают падать (по итогам января-июля спад почти на 3% к аналогичному периоду 2014-го), а инфляция продолжает расти. Тем не менее ЦБ хочет убедить граждан еще больше затянуть пояса ради мнимой победы над инфляцией.
Как объясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, разница между экономической ситуацией прошлых лет и сегодняшней все же есть: «Одно дело – бюджетные расходы в условиях стабильного курса рубля и стабильной или даже снижающейся инфляции. Другое дело – бюджетные расходы при растущих ценах и падающем рубле, который к тому же теряет доверие граждан».
«Наши власти напрямую увязывают расходы социального характера с инфляцией, подразумевая, что полученные гражданами деньги сразу пойдут на покупку валюты или на потребительский рынок и подтолкнут таким образом цены вверх. Но эта связь более сложная и неоднозначная, –говорит И. Николаев. – Посмотрим данные кризисного 2009 года: прирост вкладов населения в банках был рекордный – около 27% за год. То есть в кризис и даже сейчас, как это ни парадоксально, люди склонны сберегать на еще более трудные времена. Но это властями не учитывается».
Сейчас в правительстве идет торг, какую проводить индексацию пособий и зарплат в 2016 году, напоминает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Социальный блок выступает за то, чтобы провести индексацию на фактический уровень инфляции, то есть примерно на 10% - такова инфляция с начала года. Финансовый блок считает, что нужно провести индексацию на уровне, заложенном в первоначальной версии бюджета-2015, – на 5,5%, то есть он требует «недоиндексации». А. Разуваев полагает, что, скорее всего, президент или премьер закончат споры, предложив компромиссный вариант – индексацию примерно на 8%. Как бы то ни было, эксперт не сомневается, что регулятор находится в этом вопросе на стороне Минфина.
«Если бы ЦБ действительно был обеспокоен инфляцией, то он не допустил бы такой девальвации. Девальвация – это не только рост цен на импорт, но и увеличение скорости обращения денег, что ведет к инфляции», –поясняет А. Разуваев. Эксперт напомнил, что у ЦБ были резервы и возможность не менять так быстро ставку, власти могли бы ввести обязательную продажу импортной выручки – способов не дать рублю обвалиться много.
А. Разуваев полагает, что рост соцвыплат должен быть выше инфляции, «тогда внутренний спрос привел бы к стабилизации макроэкономических параметров», то есть у нас, возможно, был бы нулевой рост, а не спад на 3-4% ВВП. «Хотите роста промышленности и экономики, надо увеличивать внутренний спрос. Нефть пока не дорожает, и кроме госрасходов, другого способа нет, – подчеркнул А. Разуваев. – Хотите сбить инфляцию –действуйте более грамотно на валютном рынке».
«Рыбак Сахалина» № 39 от 1 октября 2015 г.