О выборе проектов для новых рыбопромысловых судов
Недавно состоялось расширенное заседание коллегии Росрыболовства, которая подвела итоги работы рыбохозяйственного комплекса в 2020 году и определила задачи на 2021 год.
«Наша основная задача – сделать рыбохозяйственный комплекс страны самым современным, высокотехнологичным и эффективным во всем мире. Для этого у нас есть и сырьевая база, и квалифицированные специалисты, а самое главное – желание и потенциал», – сказал глава Росрыболовства Илья Шестаков. Оценивая механизм обновления основных фондов комплекса за счет инвестквот, он отметил важность учета опыта первого этапа с целью определения приоритетов и объектов будущего строительства.
Поэтому очень своевременным является предложение редакции Fishnews обсудить вопросы, связанные со строительством промыслового флота на отечественных верфях, и публикация в рубрике «Личное мнение» статьи О. Братухина «Трагедия «Скорпиона» требует системного анализа и взвешенных решений».
До получения результатов промысловой эксплуатации представляется преждевременным обсуждать собственно строительство рыбопромысловых судов и полученные результаты, особенно в части современности и экономической эффективности флота, но уже можно делать некоторые выводы о процедуре выбора проектов судов, принятых к постройке, и о тех трудностях, которые возникли при подготовке документации судов, находящихся в постройке.
Под судостроением О. Братухин понимает работу конструкторского бюро верфи и собственно организацию судостроительных работ. Следует уточнить, конструкторское бюро судостроительного предприятия не является автором проектов строящихся на нем судов за счет инвестквот, а привлекается к проектированию по мере необходимости на стадии строительства. При этом проектант судна не несет ответственности за экономические показатели будущего судна. Он стремится на доступном ему техническом уровне решить поставленные заказчиком задачи. А в случае невозможности – согласовывает с заказчиком необходимые изменения.
Классическое проектирование судна состоит из нескольких стадий. Первая – это разработка исходных технических требований, которые заказчик судна должен передать проектанту. После этого проектант начинает вторую стадию, которая может иметь разные названия: предпроект, эскизный проект, концептуальный проект. Но суть одна: на этой стадии проверяется совместимость желаний заказчика, изложенных в исходных требованиях, и технических возможностей их реализации. По результатам этой стадии рождается согласованное с заказчиком техническое задание на проектирование судна.
Самая ответственная часть проектирования – подготовка технического задания. Считается, что на этой стадии закладывается 50% качества судна. Это особенно верно для таких сложных судов, как рыбопромысловые. Крайне важно выбрать те единственные значения основных характеристик судна, его энергетического, промыслового и технологического комплексов, которые обеспечат получение максимальной прибыли в предполагаемых условиях эксплуатации у конкретного судовладельца.
На первом Международном рыбопромышленном форуме, прошедшем в Санкт- Петербурге в сентябре 2017 года, генеральный директор компании «Южморрыбфлот» А.В. Ефремов в своем выступлении отметил, что среди рисков, связанных с заказом новых судов, главным риском заказчика является плохо подготовленное техническое задание на проектирование судна. В результате чего судовладелец может получить судно, технические характеристики которого не обеспечат его запланированные экономические показатели.
На первом этапе внедрения механизма инвестквот, видимо, в целях экономии средств и времени заказчики судов решили пропустить или упростить первые два этапа и стали сразу брать (покупать) за основу один из иностранных проектов, приспосабливая его к своим требованиям. Но будущий судовладелец не учитывал, что строительство судна по купленному проекту, созданному по заказу одного заказчика, для другого конкретного судовладельца, как правило, в большей или меньшей мере неоптимально и не столь экономически эффективно, как могло бы быть. Отечественному проектанту придется не только дорабатывать его до требований нового судовладельца и российского классификационного органа, но и мириться с теми недостатками базового проекта, устранение которых потребует слишком больших финансовых затрат.
Подавляющее большинство промысловых судов в России сейчас строятся по проектам известных в Европе норвежских и исландских фирм или имеют норвежские проектные корни. Так, на Выборгском судостроительном заводе строятся суда, базовые проекты которых были созданы норвежской компанией Skipsteknisk. В Санкт-Петербурге на Северной верфи строятся суда, спроектированные исландской компанией Nautiс, на Адмиралтейских верфях – суда по проекту Skipsteknisk. На судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области строятся суда по проектам, разработанным норвежской CRAMACO. Правда, следует уточнить, что держателем проекта 1701 является КБ Navis Concept (Хорватия). Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде строит суда норвежских проектантов Skipskompetans и Marin Teknikk.
Постановлением правительства РФ от 25 мая 2017 года № 633 предусмотрено, что в рамках реализации инвестиционных проектов разработка конструкторской и технологической документации в объеме, необходимом для строительства судна, должна быть осуществлена на территории Российской Федерации. Это требование заказчиками судов выполняется разными путями, но всегда с привлечением автора проекта.
Основная особенность норвежских проектов состоит в том, что для самой Норвегии они содержат необходимый объем данных для постройки судов, а для отечественных верфей он мал. Нам нужны более подробные чертежи и схемы. Проблема в совершенно другом подходе к проектированию и содержанию конструкторской документации. Эта документация значительно отличается от той, которую дают отечественные проектанты и с которой работают наши судостроительные предприятия.
Отсюда значительные дополнительные расходы на адаптацию контрактной документации для российских верфей и большие проблемы с согласованием этой документации в Российском морском регистре судоходства. А на стадии разработки документации судна в постройке на соответствие требованиям правил Регистра объем доработок и переделок становится настолько большим, что начинает отрицательно сказываться на стоимости и сроках строительства.
Этих проблем можно было избежать, если бы при принятии решения о строительстве промысловых судов на отечественных верфях было бы указано, что суда строятся по проектам российских проектных организаций. Ведь к этому моменту в России по заказам Минпромторга были созданы концептуальные проекты практически всех типов рыбопромысловых судов. Проекты создавались для отечественных верфей с учетом максимальных достижений мирового судостроения и отечественных условий эксплуатации, учитывались требования импортозамещения, возможности наложения санкций на поставку оборудования, изменения требований к охране окружающей среды (например, применяемые хладагенты, содержание серы в топливе), санитарные требования и т.д.
Таким образом, первый этап внедрения механизма инвестквот в части судостроения еще раз подтвердил необходимость начинать создание судна с хорошо проработанных исходных технических требований. Суда должны создаваться под условия промысловой работы конкретного судовладельца (районы промысла, объекты лова и размеры квот, виды выпускаемой продукции, порты базирования и сдачи продукции и т.д.).
Дальнейшее использование проектов построенных на отечественных верфях промысловых судов в принципе возможно, но с учетом их опытной эксплуатации и для судовладельцев, имеющих примерно одинаковый объем квот, один район промысла, примерно одинаковые плечи переходов. На этой основе возможна организация серийного строительства. Это позволит получать выгоду от серийного строительства не только верфи, но и рыбакам.
Перенос на отечественные судостроительные предприятия иностранной проектной документации ведет к увеличению стоимости и продлению сроков строительства.
Виктор Красавцев, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ
От редакции: Виктор Евгеньевич Красавцев с 1994 по 2016 годы работал главным инженером, а с 2017 по 2018 годы – заместителем генерального директора, руководителем инжинирингового центра АО «Гипрорыбфлот» (научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота).
Fishnews, май 2021 г.