Красная путина 2013

26 июля 2013 года
Максим КОЗЛОВ

Регулирование промысла стараемся сделать прозрачным

В прошлом году лососевая путина на Сахалине привлекла внимание федерального центра не только благодаря уловам – бурные дискуссии разгорались вокруг мер регулирования промысла. Одни рыбопромышленники сочли введенные на путине ограничения вполне обоснованными, другие – выступили резко против. Можно ли избежать повторения острых ситуаций? Какие меры принимаются для того, чтобы решения по организации промысла были прозрачны и понятны для пользователей водных биоресурсов? На эти вопросы Fishnews отвечает член областной комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб, руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Максим Козлов.

– В Сахалинской области постепенно набирает обороты «красная» путина. В этом году ученые рекомендовали к освоению в промысловых районах региона около 100 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Расскажите, пожалуйста, подробнее, где промысел уже стартовал и как он продвигается?

– В настоящее время основной промысел тихоокеанских лососей приходится на Восточно-Сахалинскую подзону. По данным на 22 июля, Поронайский район, залив Терпения уже взяли порядка 10 тыс. тонн горбуши. Долинский, Макаровский районы пока значительно отстают по уловам. Только начинается лососевая рыбалка в заливе Мордвинова.

Отдельно нужно сказать о Северных Курилах. В этом районе облавливается транзитный лосось, идущий на Камчатку, поэтому промысел здесь осуществляется в соответствии с соглашением между Сахалинской областью и Камчатским краем. Для северокурильских рыбаков путина открылась еще 15 июня, к настоящему времени они освоили рекомендованный объем по кете и промысел этого вида лососей в районе приостановлен. Закрыт промысел чавычи. Предприятия ждут подходов нерки (на Северных Курилах предложено к изъятию более 1 тыс. тонн этого объекта). В настоящее время также ждем согласования дополнительного увеличения объемов кеты со стороны Камчатского края.

В целом по Сахалинской области на 22 июля добыто 16,5 тыс. тонн горбуши и 1179 тонн кеты. Общий вылов всех видов лососей на 5 тыс. тонн уступает результату за аналогичный период 2011 года.

– Это считается большим отставанием? Можно ли говорить, что пока путина в регионе развивается по негативному сценарию?

– Ученые и рыбопромышленники Сахалина говорят о том, что подходы лосося задержались примерно на две недели. Затяжная весна, достаточно низкая температура воды привели к тому, что сроки промысла сместились. Однако первые итоги свидетельствуют о положительном развитии «красной» путины. Само начало промысла свидетельствует о хорошей перспективе. Как минимум тот прогноз по вылову, который давала наука – 100 тыс. тонн – должен оправдаться. Рыбаки же рассчитывают добыть не менее 150 тыс. тонн. Сбудутся ли эти ожидания – покажет ход промысла.

– А как обстоят дела в таком проблемном районе, как залив Анива? Изначально ученые рекомендовали запретить здесь специализированный промысел горбуши в 2013 году, однако недавно комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб решила открыть промысел в августе.

– Действительно, проблемный вопрос как для рыбаков залива Анива, так и для всех нас. Неблагоприятный прогноз подхода тихоокеанских лососей вынудил науку рекомендовать не открывать промысел в 2013 году. Конечно, такого рода меры регулирования вызвали шквал вопросов, под угрозой оказались порядка 50 компаний района. Поступило много обращений, в том числе со стороны органов власти, с требованием разрешить промысел. В качестве возможности решения проблемы предприятиям района было предложено самим выработать меры регулирования, необходимые для обеспечения оптимального заполнения нерестилищ. Хочу отметить слаженную работу этих предприятий, администрации Анивского района. После сложных переговоров решили в два раза сократить количество ставных неводов и длину центрального троса до 1 500 метров.

Сегодня, имея результаты дополнительных траловых съемок, наука с осторожностью смогла рекомендовать открытие промысла с ограничениями. В результате решением комиссии по анадромным установлено навесить сетное полотно длиной в 500 метров с 1 августа, до 10 августа поднять 100 метров полотна и зашить ловушки, а с 10 августа приступить к промыслу. Сейчас идет интенсивный мониторинг подходов тихоокеанских лососей. В случае если оправдаются предположения и надежды рыбаков и рыба в залив пойдет даже раньше установленного срока, оперативно сможем приступить к промыслу. Однако если подходы будут все же неблагоприятными, придется промысел закрывать, возможно, даже в самые короткие сроки. Тогда рыбаки могут понести непоправимые убытки, но со своей стороны все необходимые предупреждающие меры от нас были предприняты. Остается надеяться на лучшее.

– В прошлом году лососевая путина на Сахалине сопровождалась бурными дискуссиями, в августе рыбопромышленники ряда районов даже выходили на митинг протеста. Можно ли, на ваш взгляд, обойти такие острые ситуации или же они неизбежны, ведь, как отмечал ваш коллега по комиссии, директор СахНИРО Александр Буслов, у любых мер регулирования находятся как сторонники, так и противники?

– Любые ограничения всегда будут восприниматься достаточно недружелюбно. Мы понимаем, что рыбаки в первую очередь настроены на максимальный вылов и меры регулирования их ограничивают. Естественно, что к органам, которые устанавливают эти меры регулирования, может возникнуть негативное отношение.

Но работа по устранению возможности конфликтных ситуаций ведется. Ранее рыбаки часто обвиняли нас в том, что ограничения вводятся достаточно резко, без предупреждения. Поэтому в нынешнем году мы начали информировать промышленников о возможных мерах регулирования лососевого промысла задолго до начала путины. Уже зимой на совещании в СахНИРО были озвучены прогнозы по вылову, в том числе в заливе Анива. Проводились всевозможные встречи, семинары по «красной» путине.

Если говорить об организации промысла лососей в прошлом году, то проблемным у нас был участок от мыса Свободный до мыса Анива. Порядка десяти рыбодобывающих организаций обратились в суд: они были не согласны с предложением ограничить вылов горбуши в районе 3 тысячами тонн. Однако в итоге суды всех инстанций установили, что меры регулирования адекватны и целесообразны, и оставили все наши решения в силе.

Проблемным в прошлом году было регулирование промысла кеты на Сахалине – тоже не обошлось без судебных разбирательств. Ряд промышленников обращались в управление Федеральной антимонопольной службы, в суды, но в результате меры регулирования были признаны надлежащими.

Для того чтобы избежать негативных ситуаций, в регионе создана рабочая группа по вопросам оперативного регулирования промысла тихоокеанских лососей. В нее вошли представители рыбацкой общественности, СКТУ, областной администрации, Сахалинрыбвода, Сахалинского НИИ рыбного хозяйства и океанографии – состав постарались сделать максимально широким для того, чтобы в обсуждении организации путины участвовали все заинтересованные стороны. Примечательно, что рабочая группа должна рассматривать вопрос до тех пор, пока не будет сформирована единая позиция всех участников – если общее видение не удается выработать на одном заседании, вопрос продолжат рассматривать на следующем. Именно на заседаниях рабочей группы были сформулированы предложения по составу областной комиссии по анадромным, переданные затем губернатору (сейчас уже есть соответствующий приказ Минсельхоза).

Много вопросов на Сахалине возникает и по установке орудий лова – эти темы мы также выносим на рассмотрение рабочей группы.Она достаточно хорошо себя зарекомендовала, очень активно действует – практически раз в две недели собирается. Надеемся, что это поможет найти понимание с теми предпринимателями и ассоциациями, которые считают, что решения принимаются без их участия.

– Вы упомянули кету. Можно ли уже говорить о том, как будет осуществляться ее промысел в этом году?

– В целом специфика понятна уже сегодня. Те меры регулирования промысла, которые мы вводили в 2012 году, достаточно непростые в плане понимания у пользователей. Наши действия были предметом рассмотрения УФАС, судов, и судебные инстанции признали их законными, поэтому предполагаю, что подобного рода меры должны распространиться и на этот год. Все будет зависеть от складывающейся на путине обстановки. Нынешний год у нас считается рыбным, поэтому будет длительно идти горбуша, безусловно, в качестве прилова будет добываться и кета. Как, впрочем, это происходило и в 2012 году: порядка 30% от рекомендованного объема кеты было освоено в качестве прилова.

– А что касается сбережения водных биоресурсов? Каким образом в этом году организованы охранные мероприятия в период лососевой путины? Помогут ли коллеги из других территориальных управлений Росрыболовства?

– По рыбоохранным мероприятиям пытаемся нарастить наше присутствие на всем Сахалине. Одновременно с Камчатским краем ходатайствовали о направлении в наш регион отряда «Пиранья», Росрыболовство обещало прислать людей для укрепления нашего инспекторского состава. Камчатка первой приступила к промыслу лососей, поэтому «Пиранья» сначала отправилась на полуостров, а затем отряд переместится в Сахалинскую область.

В этом году мы планируем установить 56 стационарных постов, 23 из них установлены уже сегодня. Численность инспекторов у нас практически не изменилась, может быть, даже несколько сократилась. Стараемся решить эту проблему с помощью сотрудничества с пользователями водных биоресурсов. Полагаем, что в нынешнем году сможем привлечь больше внештатных инспекторов. Шестьдесят пять тысяч рек – очень большое количество, и только совместными усилиями мы можем охватить все эти водоемы.

В связи с задержкой начала путины теруправление отстает от показателей прошлого года примерно на 200 административных дел. В то же время активизирована работа в местах реализации, хранения и транспортировки ВБР. И если в 2012 году на отчетную дату было изъято порядка 600 кг водных биоресурсов, то в этом году мы уже приближаемся к 10 тоннам. Борьба со скупкой и транспортировкой незаконных уловов – это у нас сейчас основное направление.

– То есть стараетесь выбить прилавок из-под браконьера?

– Конечно. Все понимают, что спрос рождает предложение. И я думаю, что самое большое зло как раз в том, что у нас повсеместно идет скупка браконьерской рыбы – где-то этому способствуют сами промышленники. Как показывает анализ, сама по себе заготовка рыбы и икры – это только начальное звено в браконьерской цепочке, ведь для того чтобы такой продукт попал в оборот, на него нужно получить документы. Понятно, что получение ветеринарно-сопроводительных документов невозможно без документа, подтверждающего законность добычи рыбы, – разрешения на вылов. А промысловый билет есть только у легальных предприятий. Очевидно, что браконьерская продукция везется под выданные разрешения. То есть ряд не совсем законопослушных рыбопромышленников помогает реализовывать браконьерские уловы. Вот это, конечно, самая большая проблема. Нужно бороться со скупкой, с рынком, с транспортировкой, с легализацией незаконно добытых водных биоресурсов.

Но необходимо не только проводить рейды на реках, но и каким-то образом решать социально-экономические проблемы, которые способствуют браконьерству. От лица Росрыболовства мы ходатайствовали перед губернатором и администрацией Сахалинской области о том, чтобы рассмотреть возможность введения социальной программы, обеспечивающей доступность рыбопродукции для населения региона. Повсеместно общественность говорит о том, что неправильно, когда промышленники добывают рыбу тысячами тонн, а в магазине ее по приемлемым ценам не найти.

Поэтому мы предложили в муниципальных образованиях выделить специальные места для продажи рыбной продукции по доступным ценам, а к предприятиям обратились с просьбой, чтобы они поставляли в такие торговые точки рыбу. Сейчас администрация занимается рассмотрением этого проекта. Уже есть ряд районов, где рыба поставляется по цене порядка 40 рублей за килограмм. В результате мы хотим добиться, чтобы человек мог прийти на стан к крупному предприятию и недорого купить свежую рыбу. Если эту задачу удастся реализовать, я думаю, можно будет многих граждан «отучить от браконьерства», потому что наверняка пропадет необходимость пытаться в обход закона добыть себе на уху две-три рыбины.

– В сбережении рыбных запасов заинтересовано не только государство, но и добросовестные пользователи, которые хотят обеспечить себе основу для долгосрочного бизнеса. Готовы ли в этом году рыбопромышленники помогать в организации мероприятий по охране водных биоресурсов?

– Да, готовы. Конечно, основная помощь у нас поступает от крупных рыбопромышленников, на долю которых приходится наибольшее количество вылова, – Колхоз имени Кирова, «Гидрострой», «Тунайча», предприятия Виктора Сливина, Константина Шушпанова, Анатолия Сафронова. Они ежегодно оказывают содействие в рыбоохране, выделяют максимальное количество внештатных инспекторов. В целом же все промышленники понимают необходимость рыбоохранных мероприятий. Если, например, говорить о промысловиках, работающих в заливе Анива, они выделили определенное количество внештатных инспекторов даже несмотря на сложное финансовое положение.

С учетом большого количества водоемов в регионе, нехватки государственных инспекторов, поддержку со стороны рыбопромышленников в рыбоохранных мероприятиях сложно переоценить.

– 2 июля Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об аквакультуре. Представители рыбной отрасли отмечают: несмотря на определенные недостатки, этот документ – огромный шаг вперед. Как вы считаете, позволит ли принятие закона сделать аквакультуру привлекательной для бизнеса в Сахалинской области?

– Безусловно, те предприятия, которое уже занимались аквакультурой в нашем регионе, нуждались в этом законе, очень долго его ждали. Даже сам по себе выход этого закона – стимул нашим предпринимателям заниматься аквакультурой. Хотя, конечно, нужны еще определенные подзаконные акты, и сейчас над ними работают. Событие знаковое, событие важное, и надеюсь, что наши рыбопромышленники и все те, кто хочет заниматься аквакультурой, активизируют работу.

Маргарита КРЮЧКОВА, газета «Fishnews Дайджест»

Июль 2013 г.