Артемия: от «серого» экспорта до контрабанды
На страницах журнала «Fishnews – Новости рыболовства» проблема высокого уровня ННН-промысла цист артемии поднималась неоднократно (см. публикации «Отечественная аквакультура теряет корма» и «Сибирь заполонила «крымская» артемия»). Проведенное НО «ВАРПЭ» исследование рынка подтвердило: каждый второй килограмм экспортируемых из России цист артемии имеет браконьерское происхождение.
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров в октябре 2017 года опубликовала масштабное исследование, посвященное анализу рынка добычи цист артемии в России. Опираясь на статистические данные об экспорте этого биоресурса за пределы Российской Федерации, ВАРПЭ приходит к неутешительным выводам: браконьерство стимулируется возможностью свободно легализовать продукцию ННН-промысла, фиктивное освоение и фиктивное выращивание цист артемии приобрели массовый характер, а оборот «серого» рынка артемии за период 2014 – 2016 годов оценивается в 1,6 млрд рублей.
Экспорт цист артемии из Российской Федерации за период с января 2014 года по июль 2017 года составил в количественном выражении 5,59 тыс. тонн, в денежном выражении – около 47 млн долларов. Большая часть биоресурсов – всего 4,44 тыс. тонн, или от 66% до 87% от общего ежегодного количества, – экспортирована в сыром виде (не подвергнута тепловой обработке).
Продукция ННН-промысла, легализованная внутри России и официально экспортированная за ее пределы, составляет видимую часть «серого» рынка артемии. Основным признаком, позволяющим отличить такую продукцию, является занижение (недостоверное декларирование) ее таможенной стоимости (графики 1-2).
Анализ данных о количественном и денежном вкладе различных по величине декларируемой таможенной стоимости категорий цист артемии в общий объем экспорта позволяет выявить существенную диспропорцию. Стоимость добытых браконьерами и легализованных 2,5 тыс. тонн сырых цист артемии (56% экспорта в натуральном выражении) составляет лишь около 6,5 млн долларов (22% экспорта в денежном выражении), а стоимость выловленных легально 1,9 тыс. тонн в 3,6 раза выше – около 23,5 млн долларов. Исходя из указанных соотношений, теневые расчеты за продукцию ННН-промысла составили не менее 1,3 млрд рублей, а общая «капитализация» рынка браконьерской артемии превысила 1,6 млрд рублей.
Браконьерский вылов и занижение таможенной стоимости цист артемии наносят колоссальный ущерб государству и участникам рынка. Потери государства заключаются в недополученных налогах на сотни миллионов рублей (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие).
Легальные участники рынка – долгосрочные пользователи рыбопромысловыми участками для добычи цист артемии – становятся неконкурентоспособными по сравнению с экспортерами браконьерской продукции по двум причинам. Во-первых, в силу неравнозначной налоговой нагрузки в России. Во-вторых, импортеры КНР (крупнейший потребитель российской артемии) получают преимущество при покупке браконьерского товара в связи с возможностью сэкономить на уплате таможенной пошлины, составляющей около 27% стоимости ввозимой продукции.
В 2016 году разница между декларируемой ценой, по которой экспортировалась браконьерская артемия, и реальной рыночной ценой достигла максимума (график 3).
Необходимо отметить, что экспорт цист артемии в Российской Федерации таможенной пошлиной не облагается; этим обстоятельством, вероятно, и объясняется отсутствие интереса к 7-кратной разнице в декларируемых ценах артемии со стороны Федеральной таможенной службы.
В 2017 году разрыв в ценах несколько сократился в связи со снижением спроса на артемию на китайском рынке и, как следствие, падением реальных цен.
Анализ статистических данных об экспорте цист артемии позволяет оценить масштабы одного из способов легализации браконьерской продукции – ее фиктивного выращивания (график 4).
Суммарное количество сырых цист артемии, декларируемых при экспорте как «искусственно выращенные», за период с января 2015 года по июль 2017 года составило 444,7 тонны. Пик «выращивания» пришелся на 2016 год, когда каждый четвертый килограмм экспортируемой артемии был заявлен как продукция аквакультуры.
Несмотря на объективную невозможность выращивания артемии в России ввиду отсутствия природно-климатических условий, технологий и нормативной правовой базы, ветеринарные документы на «аквакультурную» артемию стабильно поступают из Свердловской, Астраханской областей, Алтайского края и других регионов, например, в Новосибирскую область, где эти бумаги используются для легализации браконьерских биоресурсов.
Браконьерское происхождение «искусственно выращенной» артемии также подтверждается заниженной таможенной стоимостью – такая продукция составила 15% экспорта сырых цист в натуральном выражении и лишь 4% – в денежном выражении (за период с января 2015 года по июль 2017 года).
Экспорт продукции ННН-промысла под видом продукции аквакультуры позволяет недобросовестным хозяйствующим субъектам избежать процедуры лицензирования, предусмотренной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30. Указанным решением цисты артемии отнесены к категории «диких живых животных», что позволяет трактовать «искусственно выращенную» артемию как не подлежащую лицензированию.
При этом действующая процедура лицензирования экспорта артемии не является препятствием для ежегодного вывоза из России сотен тонн браконьерской продукции. По оценкам экспертов, причина ситуации в том, что решения о законности происхождения артемии принимаются в Росприроднадзоре, не обладающем достаточной компетенцией в вопросах добычи и выращивания водных биоресурсов.
Помимо фиктивного выращивания, распространенным является способ легализации браконьерских уловов путем их фиктивного освоения. Так, всего лишь за двухлетний период 2016 – 2017 годов в Республике Крым в отсутствие реальных запасов артемии были оформлены разрешительные документы на ее добычу, позволяющие легализовать почти тысячу тонн продукции ННН-промысла. Это количество составляет порядка 40% объемов (квот) добычи цист артемии в Российской Федерации в 2017 году (табл. 1).
Факты легализации браконьерской артемии на территории Республики Крым были подтверждены на совещании под председательством руководителя Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства, проведенном в Симферополе 24 апреля 2017 года. Об итогах совещания были проинформированы силовые органы республики; сведений о том, последовала ли за этим какая-либо реакция со стороны правоохранителей, не имеется.
В ходе анализа данных по экспорту цист артемии обращает на себя внимание еще одна деталь: число участников внешнеэкономической деятельности, не имеющих в пользовании рыбопромысловых участков для добычи артемии, стабильно выше числа экспортеров-квотодержателей. Поскольку практически вся добываемая продукция экспортируется квотодержателями напрямую (без участия российских посредников), вызывает серьезные сомнения законность происхождения биоресурсов, вывозимых организациями, не ведущими вылов артемии.
Существенные объемы браконьерской артемии вывозятся в Республику Казахстан контрабандой – под видом другой продукции или в обход пограничных постов, – составляя скрытую часть ее незаконного оборота. К слову, незаконное перемещение цист артемии через государственную границу Российской Федерации не классифицируется как преступление. Артемия, в отличие от других видов водных биоресурсов, не включена в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ. Отсутствие уголовной ответственности и ослабленное внимание со стороны органов пограничного контроля ведут к тому, что, по экспертным оценкам, из России в Казахстан ежегодно вывозится до двух-трех сотен тонн контрабандной артемии.
По мнению специалистов, для ограничения «серых» схем экспорта цист артемии, и, соответственно, снижения уровня ННН-промысла в подотрасли требуется принятие комплекса мер правоприменительного и нормативного характера.
Во-первых, величину таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным выловом цист артемии, необходимо многократно увеличить. Действующая такса, утвержденная 17 лет назад, не соразмерна потенциальному доходу браконьера и не выполняет функцию профилактики ННН-промысла.
Во-вторых, партии цист артемии, на которые производится оформление ветеринарных сопроводительных документов, должны подвергаться обязательному осмотру сотрудниками региональных ветеринарных служб на предмет физического наличия и фактического количества. Данная мера не требует изменения действующих нормативных правовых актов (так как уже предусмотрена приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589) – достаточно письменного указания Минсельхоза региональным ветслужбам. Эта мера эффективно противодействует начальному (ключевому) этапу легализации артемии – оформлению ветеринарных документов на несуществующие объемы биоресурсов.
В-третьих, передача функции выдачи заключений для оформления лицензий на экспорт цист артемии из Росприроднадзора в Росрыболовство позволит значительно повысить эффективность процедуры лицензирования за счет централизации контроля над всеми этапами оборота (от добычи до экспорта) в одном ведомстве.
В-четвертых, включение цист артемии в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ позволит ограничить контрабанду этой продукции.
В-пятых, необходимо создание межведомственной рабочей группы по проблеме ННН-промысла и незаконного оборота цист артемии с участием представителей Росрыболовства, Минсельхоза, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Федеральной таможенной службы. Этого требует межведомственный характер проблемы и ее глубокое укоренение «на местах».
Перечисленные меры составляют необходимый «фундамент» для противодействия незаконной добыче и «серому» экспорту артемии в России. В будущем на этом фундаменте могут быть выстроены дополнительные механизмы и способы контроля. Неизбежным представляется и усиление взаимодействия между уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Казахстан, в которой рынок добычи и экспорта артемии крайне дезорганизован и криминализирован.
В заключение нельзя не отметить позитивные тенденции, направленные на снижение доли продукции ННН-промысла в российском экспорте артемии. С одной стороны, растет число рыбопромысловых участков, переданных хозяйствующим субъектам в долгосрочное пользование, что ведет к повышению эффективности охраны водоемов от браконьерства. С другой стороны, текущее падение цен артемии на экспортных рынках снижает привлекательность этого биоресурса для браконьеров и скупщиков.
Тем не менее без системных мер со стороны регулятора процесс «обеления» рынка может занять многие годы, что в нынешних экономических реалиях является непозволительной роскошью как для отраслевого сообщества, так и для государства. Успешный опыт борьбы с браконьерством и «серым» экспортом на морских акваториях – в том же крабовом промысле – может и должен быть распространен на внутренние водоемы.
Александр ИВАНОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Ноябрь 2017 г.