БОНУС ДЛЯ КРАБОВЫХ БРАКОНЬЕРОВ
Отмена пунктов 16 и 41 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в свете противодействия Мирового сообщества ННН-промыслу.
Хорошо известно, что жить и стабильно работать в условиях постоянных изменений трудно. Особенно трудно, когда такие изменения затрагивают интересы целой отрасли – например, рыбопромышленной отрасли России. Об этом все чаще говорят на самых различных уровнях: ученые, рыбаки, иногда даже власти и административные органы по рыболовству. Но появляются и прямо противоположные попытки как раз таки изменить правила игры, постоянство и предсказуемость которых позитивным образом сказываются на состоянии запасов, на правовой дисциплине при осуществлении промысла и внешнеторговых операций.
К таким попыткам можно отнести недавнее заседание Дальневосточного научно-промыслового Совета (ДВНПС) от 10 сентября 2010 года. На этом заседании Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока сделала предложение, на основании которого было принято решение считать «целесообразным рассмотреть в установленном порядке и отменить» пункты 16 и 41 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем содержание пунктов 16 и 41 Правил рыболовства по Дальневосточному рыбопромысловому бассейну в действующей редакции:
В соответствии с пунктом 16
«Запрещается транспортировка за внешнюю границу исключительной экономической зоны Российской Федерации в живом, свежем, охлажденном виде крабов всех видов, добытых (выловленных) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации. Крабы в живом, свежем, охлажденном виде доставляются для переработки или реализации на территорию Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 41
«Запрещается транспортировка за внешнюю границу исключительной экономической зоны Российской Федерации в живом, свежем, охлажденном виде крабов всех видов, добытых (выловленных) во внутренних морских водах Российской Федерации. Крабы в живом, свежем, охлажденном виде доставляются для переработки или реализации на территорию Российской Федерации».
Поясним причину и цель появления пунктов 16 и 41 Правил рыболовства по Дальневосточному рыбопромысловому бассейну (далее – Правила).
Причина появления – существование широкомасштабного незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН промысла, попросту говоря, браконьерского) крабов в российских водах и доставка их в живом виде из районов промысла в российских водах в порты иностранных государств.
Цель пунктов 16 и 41 – противодействие ННН-промыслу крабов в водах Дальнего Востока, сокращение и ликвидация такого промысла, защита интересов добропорядочных рыбаков, которые хотят вести прозрачный, подотчетный и легальный лов.
После вступления в силу пунктов 16 и 41 Правил в российских и иностранных СМИ появились комментарии, смысл которых заключался в том, что «В России введен запрет на вывоз крабов в живом виде».
Эффект от вступления в силу пунктов 16 и 41 был весьма ощутимым. Ряд крупных японских компаний отказался от импорта российских крабов в живом, свежем и охлажденном (ЖСО) виде. Покупка живых крабов после объявления о запрете вывоза за пределы ИЭЗ РФ крабов в ЖСО виде выявляла иностранные компании, занимающиеся скупкой незаконно добытой продукции. Иными словами, приобретение крабов в ЖСО виде в Японии, Республике Корея либо других странах могло свидетельствовать о нечистоплотности компании. По этой причине крупный японский бизнес отказался от приобретения российских крабов в ЖСО виде и занялся поиском российских компаний, добывающих крабов законно и поставляющих их в Японию в мороженом виде.
Теперь несколько слов о современном состоянии иностранного импорта крабов из России в ЖСО виде после появления пунктов 16 и 41.
Объемы поступлений крабов в ЖСО виде из России сократились, но такие поставки в иностранные порты до сих пор продолжаются. Полного исчезновения ННН-промысла в российских водах не произошло. Статистика иностранного импорта свидетельствует о том, что реальный контроль над промыслом крабов в водах РФ пока отсутствует.
Это утверждение основано на том, что объемы иностранного импорта крабов из России превышают объемы допустимого улова (ОДУ), установленного для российских вод Дальнего Востока. Например, по данным Минфина Японии, объем поставок из России в японские порты волосатого краба в ЖСО виде за 7 мес. 2010 года составил 741 тонну при ОДУ на весь 2010 год – 132 тонны (то есть ОДУ уже превышен почти в 6 раз).
Тем не менее введение в Правила пунктов 16 и 41 имело положительный эффект. Объем ННН-промысла в российских водах сократился, хотя полностью и не ликвидирован. Досадным является то, что суда под всевозможными флагами продолжают незаконную добычу крабов в российских водах, хотя такой промысел в принципе не должен существовать без подписания соответствующих международных договоров Российской Федерацией со странами, флаги которых носят такие суда. Статистика задержаний некоторых из таких судов силами ФПС России лишний раз подтверждают существование (если не процветание) подобного нелегального промысла.
Нелишним будет подчеркнуть то обстоятельство, что содержание пунктов 16 и 41 Правил является ключевым при ведении переговоров с Республикой Корея или Японией о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве в предотвращении поставок в порты этих стран уловов ННН-промысла, осуществляемого в российских водах. Эти страны не раз отказывались принимать меры ограничения импорта незаконно добытых крабов и других ценных видов рыб в свои порты из российской зоны. Японские и корейские власти объясняли это тем, что незаконный промысел в российских водах – это внутренняя проблема российской стороны. Реальные шаги России по прекращению браконьерства в ее 200-мильной зоне, территориальных и внутренних водах лишают соседние государства основы для использования прежней аргументации отказываться от сотрудничества.
Инициаторы отмены пунктов 16 и 41 Правил обосновывают свои предложения следующим образом. «Вся продукция в соответствии с российским законодательством поступает на российский берег. Поэтому можно отменить запрет на экспорт крабов из РФ в живом виде». Однако Правила рыболовства запрещают транспортировку из районов промысла, но никак не регулируют процедуру экспорта. То есть в данном случае имеет место подмена понятий.
Статистика иностранного импорта крабов из Российской Федерации опровергает тезис о том, что вся добытая продукция поступает «на российский берег», так как значительная ее часть до сих пор минует «российский берег» и поступает в порты Японии и Республики Корея.
Попробуем предположить, что произойдет в случае отмены пунктов 16 и 41 Правил. Скорее всего в российских и иностранных СМИ появится сообщение: «В России отменен (снят) запрет на экспорт крабов в живом виде». Какой в этом случае будет реакция иностранных компаний? Те, которые в свое время отказались от закупок живых российских крабов либо воздерживаются от таковых в настоящее время, возобновят покупки живого российского краба.
Под маркой законных поставок живого российского краба, как это происходило раньше, активизируются поставки и судами ННН-промысла, которые до сих пор незаконно добывают крабов в российских водах и ведут его контрабандные поставки в живом виде в иностранные порты, в том числе и в Республику Корея, с которой уже подписано и вступило в силу Соглашение о предотвращении поставок российской продукции ННН-промысла в ее порты.
Однако фактически данное Соглашение пока не действует. Это может говорить в том числе и о том, что создано мощное российско-корейское, а также российско-японское лобби, заинтересованное в снятии ограничений на экспорт из России живых и свежих крабов в обход законодательства. Такому лобби вполне по силам (ведь незаконные поставки крабов – это многомиллионный бизнес, не облагаемый налогами) воздействовать на высоко коррумпированный чиновничий аппарат в России, чтобы он сам искал законодательные лазейки для развития противоправного, но чрезвычайно доходного разбоя.
Кратко подытожим изложенные соображения.
Статьи 16 и 41 Правил в настоящее время ограничивают масштабы ННН-промысла в российских водах, хотя полностью он не ликвидирован. Незаконно добытые крабы в российских водах по-прежнему поставляются в иностранные порты в живом виде. Отмена Пунктов 16 и 41 Правил приведет к увеличению спроса на российских крабов в живом виде в Японии и Республике Корея. Законопослушные иностранные компании возобновят закупки такой продукции. Это активизирует деятельность незаконных формирований в целях получения незаконных прибылей, что также приведет к перекачиванию части этих средств в российские правоохранительные органы, то есть к росту коррупции.
Отмена пунктов 16 и 41 лишает возможность требовать сотрудничества зарубежных стран в действиях по запрету поставок российских крабов в ЖСО виде в иностранные порты на межправительственных переговорах. А это уже противоречит Соглашению ФАО о предотвращении ННН-промысла.
Отмена пунктов 16 и 41 Правил не обоснованна и преждевременна, так как идет вразрез с интересами Российской Федерации в противодействии ННН-промыслу крабов в российских водах судами под флагами других стран и незаконному вывозу крабов в ЖСО виде в иностранные порты.
Иван АЛЕКСЕЕВ
РИА Fishnews.ru
Сентябрь 2010 г.