Крупным планом

03 ноября 2011 года
 СРТМ «Браттег» приступил к работе

Нынешняя осень ознаменовалась для компании «Южно-Курильский рыбокомбинат» весьма значимым событием: рыбопромысловый флот предприятия пополнил СРТМ «Браттег», приобретенный в Норвегии и модернизированный в Южной Корее.

«БРАТТЕГ» ПРИСТУПИЛ К РАБОТЕ

11 октября судно подняло на борт первые тонны рыбы.

«Южно-Курильский рыбокомбинат» отнюдь не новичок в вопросах пополнения флота. Еще в 2004 году, когда предприятие было наделено значительной долей квоты на вылов морского ежа в Южно-Курильской зоне (на сегодняшний день лимит составляет порядка 1250 тонн), было начато формирование так называемой «ежовой колонны» – группы малотоннажных судов для добычи ежа. К 2006 г. работа была завершена: сейчас ценный гидробионт облавливают четыре судна японской постройки. Колонну обслуживает транспортное судно. Таким образом, по словам генерального директора ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» Константина КОРОБКОВА, реализована идея мини-экспедиционного лова, когда добычей и транспортировкой улова занимаются разные суда.

В 2008 году, когда состоялось перенаделение предприятий долями квот на десятилетний период, лимитное обеспечение «Южно-Курильского рыбокомбината» в связи с достойной промысловой историей возросло. Именно это и послужило толчком для начала реализации проекта формирования собственного тралового флота. В прошлом году компания приобрела РТМ «Атлас» – судно датской постройки. «Параллельно мы начали искать судно с большими производственными возможностями, ориентировались на суда типа «стеркодер», – рассказал Константин Коробков.

Решение о приобретении с целью дальнейшей модернизации траулера, уже побывавшего в эксплуатации, было принято не сразу: компания рассматривала и оценивала различные пути пополнения флота. Не секрет, что одни специалисты считают модернизацию прекрасной альтернативой строительству новых судов, другие, напротив, убеждены, что это путь в никуда. «От того, что старый пароход модернизируешь, он новее не станет», – заявляют они.

С этими доводами в какой-то степени можно согласиться, полагает Константин Коробков. «Южно-Курильский рыбокомбинат» также изначально рассматривал варианты постройки нового судна. В частности, изучались предложения норвежских судостроителей. Безусловно, им есть чем привлечь клиентов. Так, в Стране фьордов действует государственная программа поддержки судостроения. В рамках нее иностранная компания может получить в норвежском банке кредит на строительство судна на норвежских верфях. Если специальный комитет решает, что заказчик платежеспособен, его рекомендуют ряду банков, при этом государство предоставляет кредитным учреждениям гарантии. Отметим, что не менее 70% оборудования для нового судна должно быть произведено в Норвегии – это обязательное условие для получения финансовых средств.

– Такая разумная государственная политика: норвежские деньги остаются в Норвегии, при этом поддерживается судостроительная отрасль и очерчивается круг платежеспособных заказчиков – осуществляется своего рода экономический мониторинг, – комментирует программу гендиректор «Южно-Курильского рыбокомбината».

Однако, несмотря на заманчивые преференции, от варианта строительства судна в Норвегии пришлось отказаться. Причин тому, по словам Константина Коробкова, было несколько. Строительство судна класса СТР-530 стоит порядка 15 млн. евро и займет 18-20 месяцев. Для того чтобы контролировать процесс, компании пришлось бы направить на верфь специалистов для осуществления судостроительного надзора – специалистов по механико-судовой, корпусной и электромеханической службам, по решению финансовых вопросов. Найти и привлечь людей такой квалификации весьма непросто. Но главное – сроки строительства. Проект по приобретению и модернизации траулера «Браттег» – не вмешайся определенные обстоятельства – мог быть реализован даже за полгода. «Через 6 месяцев судно могло бы выйти на промысел, значит, возвращать деньги. То есть за меньшие деньги большее судно, с большими возможностями, быстрее начнет работать. Вот слагаемые, которые заставили отказаться от норвежского варианта», – пояснил глава «Южно-Курильского рыбокомбината».

Также компания рассматривала возможность строительства судна в Китае по проекту исландской верфи. Представителям «Южно-Курильского рыбокомбината», отправившимся на переговоры в Рейкьявик, были продемонстрированы уже готовые суда. «Пароходы самого различного модуля – от аналогов наших СТР-420 до судов того же формата «стеркодер», – рассказал Константин Коробков. Исландцы делали упор на доступности строительства в КНР (примерно на 30-40% дешевле, чем в Норвегии). Кроме того, проектная верфь брала на себя обеспечение судостроительного надзора: в Китай был бы направлен соответствующий специалист. Однако и этот вариант был отклонен. По словам генерального директора «Южно-Курильского рыбокомбината», суда китайской постройки по качеству существенно уступают «собратьям», построенным в Европе или Японии.

Таким образом «Южно-Курильский рыбокомбинат» решил остановиться на приобретении судна типа «стеркодер» у норвежского судовладельца. «Могу с уверенностью сказать, что суда, построенные в Северной Европе, находятся в отличном состоянии. Они строились на рубеже 80-х годов – не самое худшее время в европейской экономике. Эти суда на протяжении всего времени эксплуатации находились, как правило, в руках одних владельцев, что также положительно сказывается на их техническом состоянии. Они работали в северных морях, не эксплуатировались в тропиках, что, безусловно, сыграло положительную роль, – поделился мнением руководитель рыбопромышленного предприятия. – Все побережье Северной Европы изрезано бухтами, фьордами, в которых создана портовая инфраструктура. Суда работают по принципу «вышел – наловил – произвел продукцию – пришел в порт – стал к стенке – выгрузился». Соответственно, это портоубежища, это своевременное техническое обслуживание».

Прежде чем судно начнет работу, необходимо подготовить экипаж. С этой целью на полтора месяца на стажировку в Норвегию были направлены капитан, старший механик и заведующий производством – одни из лучших работников компании. В течение года шло согласование деталей сделки. И вот, в мае 2011 г. в порту Алесунд СРТМ «Браттег» принял новый владелец.

Затем в течение 56 суток судно осуществляло переход по маршруту «Алесунд – Панамский канал – Пусан». В Южной Корее на протяжении двух месяцев выполнялась модернизация траулера. По словам Константина Коробкова, «Браттег» был выбран из других предложенных судов, так как это чистый «рыбник», специализирующийся на тех объектах, которые интересуют предприятие – минтае, треске, пикше, сайде. Однако у работы в Дальневосточном бассейне есть свои нюансы, в связи с этим компания и приняла решение о переоборудовании судна. Так, две филетировочные машины BAADER-190 заменили на более подходящие для Дальневосточного бассейна BAADER-212/182. При этом, естественно, возникали проблемы сопряжения технологических операций. Для их решения и пригодился опыт специалистов компании, направленных сначала в Норвегию, а затем на модернизацию в Пусан.

На судне отремонтировали траловый комплекс. Кроме того, расширены возможности морозильного цеха. В ходе модернизации судна скороморозильные вертикальные аппараты были заменены на горизонтальные, при этом производительность скороморозильного комплекса была увеличена – расчетно до 55-60 тонн в сутки, прежде всего, минтая б/г.

В Пусане также прошла рефлагация и реклассификация «Браттега»: траулер получил российский флаг и перешел из-под надзора Норвежского регистра (DNV) под надзор Российского морского регистра судоходства (РМРС).

23 сентября судно взяло курс на Южно-Курильск. Прибытие в порт состоялось по графику, далее были пройдены таможенные формальности, и 11 октября «Браттег» приступил к работе. Ожидания, по словам генерального директора «Южно-Курильского рыбокомбината», пока себя оправдывают. Экипаж – опытные специалисты, хорошо знающие специфику промысла на Южных Курилах, – также остался доволен приобретением.

– Это стеркодер – в несколько усеченном формате, но все же стеркодер. А ничего лучше для работы в Дальневосточном бассейне – по эффективности ведения промысла и производства продукции, по условиям жизни экипажа – пока не придумали, – убежден Константин Коробков.

В настоящее время «Браттег» продолжает промысел в Южно-Курильской зоне – облавливает минтай, терпуг и треску. К 27 октября судно осуществило перегруз первых 300 тонн продукции. Квота на вылов минтая в промрайоне была увеличена, так что работы до конца года траулеру хватит.

Маргарита КРЮЧКОВА, газета «Fishnews Дайджест»

Ноябрь 2011 г.