Будущее отрасли – за поколением миллениума
В 2012 году Росрыболовство провело масштабную реорганизацию отраслевых учебных заведений. Планируется, что крупные образовательные кластеры, сформированные в пяти российских регионах, смогут обеспечить непрерывную подготовку специалистов для рыбного хозяйства. Но куда на самом деле отправится молодежь с дипломами?
Пока в отраслевом ведомстве и на самих предприятиях безрадостно констатируют: выпускники не спешат на рыбопромысловый флот. И в одночасье решить эту проблему не удастся. Привычные для государства «добровольно-принудительные» меры неприменимы, когда речь идет о том, чтобы вернуть интерес и уважение к рыбацкой профессии.
На коллегии Росрыболовства руководитель ведомства Андрей Крайний сориентировал ректоров вузов, как можно отвлечь выпускников от «белых пароходов, иностранных судов»: «Очень плотно работайте с рыбопромысловыми компаниями, заключайте договоры, для того чтобы вести студентов и курсантов с третьего курса до выпуска, чтобы компании уже знали, кто к ним придет». Также и предприятия-работодатели должны предусмотреть преференции для молодых людей, которые позволят закрепить кадры, добавил руководитель федерального агентства.
То, что такие методы работы с потенциальной рыбацкой сменой дают положительные результаты, на своем примере уже не один год доказывают не только некоторые средние профессиональные и высшие учебные заведения. Успешный опыт есть и у самих рыбопромышленников.
Уже четвертый год подряд компания «Океанрыбфлот» организует командировки для своих представителей в западные и центральные регионы России. Главная цель – решение кадрового вопроса для одной из крупнейших рыбопромышленных компаний Дальнего Востока.
В этом году «Океанрыбфлот» отметил 45 лет промысловой деятельности. Круглый год на минтае, сельди, лососе и кальмаре занято около двух десятков больших автономных траулеров и транспортных судов. Единовременно в море находится более 1400 человек, и каждую весну, когда обычно проводится массовая ротация плавсоставов, необходимо обеспечить смену – порядка 700-800 моряков. Понятно, что для бесперебойной работы флота требуются только надежные люди. Поэтому к комплектации плавсостава в компании подходят со всей ответственностью.
Как рассказал РИА Fishnews.ru заместитель начальника кадровой службы ОАО «Океанрыбфлот» Егор Жиленков, в этом году перед делегацией стояла серьезная задача: «Если в первые годы, когда мы только начинали работать с отраслевыми учебными заведениями, важно было утолить кадровый голод на предприятии, то сейчас вопрос ставится уже иначе. Из-за того, что суда компании проходят реконструкцию, на них устанавливается более современное и технически совершенное оборудование, обслуживать его должны уже кадры высококвалифицированные. Поэтому сейчас мы заинтересованы в привлечении и выпускников, и учащихся старших курсов учебных заведений Росрыболовства и Минтранса на долгосрочной основе, чтобы растить и воспитывать работоспособную смену».
В Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге и Астрахани представители камчатской рыболовной компании побывали в отраслевых университетах, рыбопромышленных колледжах и академиях водного транспорта, провели встречи с руководством, преподавателями и студентами, ознакомились с учебной базой. В Новосибирске делегация «Океанрыбфлота» приняла участие в научно-методической конференции по вопросам кадрового потенциала предприятий водного транспорта России.
Завершилась командировка во Владивостоке. Здесь предприятие работает с дальневосточными учебными заведениями Федерального агентства по рыболовству уже, как говорится, на коротком плече. Такое сотрудничество, по словам менеджера кадровой службы «Океанрыбфлота» Александра Бекетова, выгодно обеим сторонам: для молодежи это отличная практика и трудоустройство с гарантиями, для рыбопромысловой компании – возможность привлечь на работу «неслучайных» людей и воспитать по-настоящему профессиональные кадры.
«Реальность такова, что зачастую работодатель (вне зависимости от сферы деятельности), как правило, стремится к экономии во всем. Это касается и производственных мощностей, и рабочей силы. Все хотят получить сразу готовый продукт – специалиста с опытом работы, которого не придется обучать, повышать ему квалификацию, в которого не потребуются дополнительные вложения, - обрисовал ситуацию Александр Бекетов. - Для нашей компании неприемлем такой подход к людям – к своему будущему».
На Камчатке «Океанрыбфлот» не даром называют кузницей кадров: специалисты, получившие опыт морского промысла или управленческой работы на этом предприятии, ценятся повсеместно как грамотные и ответственные кадры. «Все потому, что у нас есть своя история, которую мы намерены продолжать, а поэтому поддерживаются строгие устои и высокая дисциплина, особенно на судах. Кого-то могут не устраивать такие требования, такая ответственность, но когда речь идет об организации труда в столь больших коллективах, тем более в море, – иначе и нельзя, – уверен Егор Жиленков. – Да, в «Океанрыбфлот» люди приходят трудиться. Но и руководство компании заинтересовано в том, чтобы у работников был стимул остаться в коллективе или вернуться на следующий промысловый сезон. Это выгодно компании, т.к. она сохраняет уже обученные кадры, в которые вложены и финансовые и человеческие ресурсы. Это выгодно морякам – имея необходимый опыт и навыки, они лучше работают и больше зарабатывают. Оплата труда на судах компании сдельно-премиальная».
Стабильная, высокая зарплата, социальные гарантии, хорошая техническая обеспеченность и безопасность труда, помощь в оформлении документов и оплата перелетов к месту работы, а также заинтересованность предприятия в каждом сотруднике и его профессиональном росте – все это важные критерии для любого человека при выборе места работы. Особенно, когда трудиться предстоит за тысячи километров от дома, в непростых условиях дальневосточных морей.
Помимо всех перечисленных условий и гарантий «Океанрыбфлот» обеспечивает своим сотрудникам равные условия оплаты труда. Не дожидаясь, когда работник, прибывший на Камчатку из другого региона России, наберет необходимый трехлетний стаж для получения «северных» надбавок, руководство предприятия с первого же месяца начисляет ему дополнительную премию в размере недостающих надбавок. Это позволяет компенсировать существенный разрыв в зарплатах камчадалов и приезжих рыбаков. Полноценную зарплату получают и учащиеся, прибывающие в «Океанрыбфлот» для прохождения практики из разных уголков страны.
«Важно, что все это мы рассказываем руководству вузов и колледжей, педагогам и самим ребятам, отвечаем на любые вопросы. Кстати, делегации учебных заведений западных регионов и сами приезжают к нам на предприятие – мы понимаем, как важно им лично удостовериться в том, что выпускники попадут в надежные руки, что ребят не обманут, не обидят», - отметил заместитель начальника кадровой службы. Поэтому для самих работодателей подобные очные встречи – это тоже серьезная проверка: насколько компания готова открыто разговаривать с потенциальными работниками об условиях труда, о перспективах роста и отвечать на любые, порой неудобные вопросы.
Но, наверно, самое важное в подобном опыте личного общения с представителями нового поколения, – это возможность понять, кто придет на смену нынешним рыбакам и кому предстоит выстраивать будущее отрасли.
Распространенная проблема, с которой сегодня сталкивается работодатель, принимая в компанию молодого специалиста, – отсутствие достаточного плавательного стажа и опыта работы на промысловом судне. К сожалению, это закономерные результаты образовательных, экономических реформ, которые привели к сокращению учебного флота, оторванности образовательных программ от практики. Каким бы отличником учебы ни был будущий механик или судоводитель, на предприятии ему придется обучаться своей профессии заново. И здесь от молодого специалиста требуется уже умение применить теоретические знания в жизни, в полной мере ощутить ответственность за судно, за «железо», за доверенные тебе жизни членов экипажа, упорядочить имеющиеся знания и полученные навыки и влиться в рабочую среду, в коллектив.
По словам Егора Жиленкова, пока есть, с кем работать – виден интерес в глазах курсантов, чувствуется желание молодых попробовать свои силы в непростом рыбацком деле. Но, отмечает он, это молодежь нового поколения, с иными интересами, с особым пониманием жизни, что необходимо учитывать нынешним работодателям. «Если мы, родившиеся в шестидесятых-восьмидесятых годах прошлого века еще в советской России, – это поколение Х. И для нас важны карьерный рост, самореализация, результат, мы готовы к вызовам, стремимся достичь баланса между жизнью и работой. То на смену приходят новые люди – поколение миллениума, поколение Y», - обратил внимание собеседник информагентства.
Этот вопрос, затронутый на прошедшей в Новосибирске конференции, имеет большое практическое значение. Уже сегодня работодателям приходится сталкиваться с непониманием, невозможностью найти общий язык с молодыми людьми, которые приходят в отрасль. И не потому, что у тех не хватает нужных знаний или опыта – все это приходит со временем, было бы желание. Просто привычные методы вовлечения в работу, раскрытия профессиональных качеств в отношении нынешней молодежи уже зачастую неэффективны. «Это другие люди, и к ним нужен другой подход, - уверен Егор Жиленков. - Для них важны возможность выбора, комфорт, личное время и пространство. Они хотят всего и сразу, потому что выросли в мире высоких информационных технологий, иных скоростей. Они гораздо более продвинуты, чем предыдущее поколение Х. Для таких людей просто высокие зарплаты уже не являются стимулом. На первом месте для них – свобода, уважение к себе. И это, несомненно, нам необходимо учитывать, понимать и приспосабливаться».
Еще и поэтому сегодня как никогда остро встают вопросы имиджа и авторитета отрасли, которые пока неуклонно снижаются, с сожалением заметили представители «Океанрыбфлота». «На данном этапе мы выбрали для себя метод кропотливой, ручной работы с кадрами. Но пропаганда рыбацкого труда, возрождение авторитета и уважения к нашей отрасли должны вестись на общероссийском уровне. Безусловно, это задача министерства – отдельного, своего министерства рыбного хозяйства, – убежден Егор Жиленков. – Об этом говорится давно, и мы поддерживаем данную идею».
Такое министерство, по его словам, помимо прочего могло бы взять на себя курирование профессионального образования, чтобы сократить разрыв между учебой и трудовой действительностью: «Пока мы видим лишь то, как сложно учебным заведениям работать в новых условиях. Ведь, по большому счету, объединение произошло лишь в финансовом плане. И если до сих пор колледжи, академии работали самостоятельно и при грамотном управлении находили возможности создавать должные условия для подготовки рыбацких кадров, то теперь все они оказались в прямой зависимости от руководства высших учебных заведений. Между тем воспитание специалистов именно технических специальностей, без которых работа рыбной отрасли просто немыслима, не является приоритетным профилем вузов и сегодня», - добавил замначальника кадровой службы «Океанрыбфлота».
Особенно актуальными вопросы поддержания авторитета становятся в современном обществе, которое живет в интернет-пространстве. Именно из сетей современная молодежь черпает основную часть информации. Но что они могут прочитать там о рыбной отрасли, о рыбопромышленных компаниях? Как бороться с клеветой, с засильем информации, которая является либо откровенной ложью, либо субъективным мнением нерадивых работников, которые получили соответствующую оценку своего труда, оценку собственных нарушений трудовой дисциплины?
Обилие негатива – это неизбежный побочный эффект повсеместной информатизации, полагает Егор Жиленков. «Поэтому на данном этапе в работе с кадрами мы для себя выбрали самый надежный способ донести достоверную информацию до будущих работников и самим правильно сориентироваться на современном поле трудовых ресурсов – это личное общение с людьми», - заключил представитель «Океанрыбфлота».
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru