Квоты под киль и обновление флота

23 мая 2011 года
Круглый стол по вопросам обновления и модернизации рыболовного флота в рамках форума "Морская индустрия России"

Вопросов больше, чем ответов

20 мая на площадке форума «Морская индустрия России» прошел круглый стол, где обсуждалась готовность отечественной судостроительной промышленности к обновлению и модернизации рыбопромыслового флота.

Открыл заседание сообщением о разрабатываемой Росрыболовством Стратегии развития рыбопромыслового флота начальник управления флота, портов и мониторинга федерального агентства Андрей Козлов. Он назвал стареющий флот одной из актуальнейших для отрасли проблем: «Сегодня 80% мощностей рыбопромыслового флота используется сверх нормативного срока». В то же время в Росрыболовстве не считают, что речь идет о создании основополагающего документа. «Стратегия – это некий не детализированный план. Мы попытались в проекте стратегии и определить то направление, по которому нужно двигаться, для того чтобы к 2020 г. обновить флот», – отметил докладчик.

Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в ведомстве настроены решительно. «На самом деле сейчас мы понимаем, что уговаривать рыбаков время уже прошло. Нужно принимать некие меры, в том числе и государственные, для того чтобы, не хочу сказать, заставить рыбака идти на отечественные либо на зарубежные верфи и строить-обновлять флот, но это нужно делать», – заявил Андрей Козлов.

Среди возможных мер по-прежнему присутствуют «квоты под киль», правда, такой вариант представитель Росрыболовства охарактеризовал как «вредный»: «На данном этапе мы говорим, что этого делать нельзя». Другая инициатива касается введения «квот-гарантий»: «То есть законом гарантировать рыбаку, построившему судно, оставить на срок окупаемости его доли квот ВБР». Еще один выход – разрешить залог долей квот, чего давно просит рыбацкое сообщество. Или в 2018 г. при закреплении долей квот на следующий период не учитывать объемы добычи водных биоресурсов, полученные за счет арендованных судов.

Рассматривают в федеральном агентстве и возможность задействовать экономические рычаги: например, запретить ввоз судов зарубежной постройки старше определенного возраста или, по аналогии с автомобилями, установить на них повышенную пошлину. Есть предложение создать государственную рыболовную компанию, которая бы стала локомотивом отрасли, составив конкуренцию остальным рыбакам.

Перечислив пути к обновлению флота, Андрей Козлов обвинил рыбаков в нежелании инвестировать в развитие производства. «Что произошло? Капитализация. В одночасье компании стали собственниками. Им распределили квоты практически бесплатно, передали им суда – мощности, на которых они и сейчас работают. В одночасье они стали миллионерами, но не вкладывая ни одной копейки в развитие своего бизнеса. Я считаю, что это подход неправильный и государство смириться с этим не должно», – заявил чиновник.

Говоря о проблеме модернизации промысловых мощностей, заместитель главного инженера ОАО «Гипрорыбфлот» Эдуард Егоров задался другим вопросом: «А наши судостроители представляют себе ту задачу, которую им предстоит решить?» Он указал, что сегодня все вопросы, связанные с обновлением флота крутятся вокруг двух-трех важных, но частных вопросов: какие проекты, как их финансировать и как их обеспечить сырьевыми ресурсами. «Это проблемы конкретного судовладельца, который хочет построить судно», – подчеркнул эксперт. – «Необходим более комплексный подход к развитию флота».

По его словам, отечественному судостроению придется построить неподъемное количество судов, если выполнять те задачи, которые поставлены перед рыбной промышленностью в различных программах, стратегиях и концепциях. Например, задача добывать к 2020 г. 6 миллионов тонн водных биоресурсов. «С учетом списания судов при максимальном продлении сроков эксплуатации к 2020 г. мы будем добывать сегодняшним флотом два с половиной – три миллиона тонн. Где взять еще три миллиона тонн? Количества судов, необходимых для их освоения, хватит и на наших, и на зарубежных судостроителей», – уверен Эдуард Егоров.

Необходимо учитывать не только общее количество судов, но и их приоритетное использование – что они будут ловить, где и какую продукцию производить. Есть ли другие способы увеличения вылова? Ведь по расчетам Гипрорыбфлота, существующий флот даже без новостроя может увеличить добычу на 10-15%. Заинтересовано ли государство в том, чтобы как-то влиять на работу флота?

«К сожалению, эти вопросы выпадают из поля зрения тех, кто занимается разработкой стратегии развития отрасли в целом. Флот получается отдельно, сам по себе. И никто не задумывается о том, насколько его состояние, типовой, количественный и возрастной состав, его промысловые возможности соответствуют тем задачам, которые ставятся перед ним. Очень хотелось бы узнать у человека, который написал эти шесть миллионов тонн, как он себе представлял обеспечить их добычу. Откуда возьмется это количество судов?» – интересовался докладчик.

Сомнительной представляется ему и гипотеза, по которой российские рыбопромышленники даже при наличии новых судов дружно кинутся осваивать просторы Мирового океана. «Добровольно судовладельцы в отдаленные районы не пойдут. Необходимы определенные экономические, финансовые, правовые условия, стимулирование этих процессов со стороны государства. Нельзя рассчитывать на то, что судовладелец будет решать те задачи, которые ставятся перед рыбной отраслью, он решает свои частные конкретные задачи, в рамках своих возможностей», – подчеркнул Эдуард Егоров. Он также предостерег от засилья на рынке «сырых» проектов либо описывающих совершенно фантастические суда со сроком окупаемости буквально за два года.

Более реальные сроки и характеристики морской техники были высказаны на круглом столе представителями российских и зарубежных проектно-конструкторских организаций. Проекты рыбопромысловых судов и варианты сотрудничества с российскими компаниями представили норвежская фирма Skipsteknisk AS и морское отделение компании Rolls-Roys Marine. «Мы видим стремление рыбаков и Росрыболовства к обновлению флота. Мы понимаем, какие трудности стоят на пути рыбацких организаций, видим, что предпринимаются определенные шаги к их преодолению и надеемся, что так или иначе практические результаты придут», – так оценили этот сектор иностранные специалисты.

С отечественными наработками аудиторию ознакомил модератор круглого стола, главный инженер КБ «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» Дмитрий Гармаш. Он провел презентацию проектов рыбодобывающих и научно-исследовательских судов нового поколения для пополнения флота рыбопромышленных компаний России. Большинство из них уже выносилось на суд рыбацкого сообщества, но как раз представители рыбаков на этой встрече не присутствовали. Как ни парадоксально, круглый стол проигнорировали как потенциальные заказчики нового флота – рыбаки, так и исполнители – отечественные предприятия судостроения и судоремонта, включая пресловутое ОАО «ОСК», чью готовность строить современные рыбопромысловые суда и предстояло оценить участникам дискуссии.

Именно на это обстоятельство довольно резко указал Андрей Козлов. «Поскольку среди аудитории нет рыбаков, непонятно для кого это все говорится. На этом круглом столе рыбаков нет, судостроителей нет. В основном это проектные организации и привлекаемые организации. У нас великолепный стенд представительства ОАО «ОСК», но их здесь нет. Что мы тогда рассматриваем? Непонятно», – заявил он.

Чиновник Росрыболовства привел примеры с Ассоциацией рыбопромышленных предприятий Приморья и мурманской компанией «Робинзон», которые, выбрав определенные проекты, пытались разместить заказ на отечественных верфях. В итоге АРПП пришла к выводу, что лучшим вариантом для масштабного строительства рыбопромыслового флота станет Норвегия, а мурманчане ушли в Сингапур.

«Если мы хотим размещать заказы и поднимать отечественное судостроение, нужно было с этого начать: готовы судоверфи строить или нет. У меня после всех выступлений сложилось впечатление, что, наверное, не готовы. Потому что они не заинтересованы», – подвел итоги дискуссии Андрей Козлов. Он напомнил, что строительство больших рыбопромысловых судов в Российской Федерации никогда не велось. «Как мы сейчас с бухты-барахты начнем строить крупнотоннажный флот, не понимая, где мы его будем строить?» – задал он риторический вопрос.

Пока, по его словам, Росрыболовство совместно с Минпромторгом и ЦТСС создает очередную рабочую группу для детальной проработки стратегии развития рыбопромыслового флота. В июне проект стратегии планируется представить на заседании Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса.

«Так получилось, что этот круглый стол проходил как раз в то время, когда представители российских рыбаков во главе с руководителем ФАР Андреем Крайним собрались на другом конце страны – во Владивостоке. Поэтому обсуждение готовности отечественных судоверфей к строительству новых рыболовных судов в отсутствии рыбопромышленников смотрелось, по меньшей мере, странно, – отметил по итогам встречи председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews, член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов. – Может быть, нашим судостроителям стоит искать пути решения этой проблемы вместе со своими потенциальными заказчиками?»

РИА Fishnews.ru