Квоты под киль и обновление флота

28 ноября 2011 года
Андрей КРАЙНИЙ

Рыбакам нечего «ловить» на устаревших верфях

Введение «квот под киль» повлечет передел рынка и коррупционные проявления, считает руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. В самом выгодном положении окажутся лишь отечественные судостроители.

Определенные подвижки в вопросах обновления рыбопромыслового флота есть, однако рыбаки строят суда за рубежом, комментирует сложившееся положение глава Росрыболовства. По его мнению, российская «Объединенная судостроительная корпорация» сегодня просто не готова строить рыбопромысловые суда. «Ведь рыболовецкий корабль – очень сложное техническое сооружение. В 60-100 метров надо «впихнуть» само судно как таковое, кубрики для экипажа, промысловое оборудование для лова, рыбоперерабатывающую фабрику и холодильник. Даже в СССР крупнотоннажный флот строился на единственном заводе – в Николаеве. В основном заказы размещались в Польше, ГДР, Финляндии, Норвегии и Испании. Поэтому сегодня нужно не затягивать рыбаков на устаревшие заводы, а строить новые верфи. Когда одновременно строят эсминцы, корветы, атомные подводные лодки и рыбопромысловый флот – не будет экономики», – убежден Андрей Крайний.

Предлагаемое введение «квот под киль», по его мнению, приведет к переделу рынка: «Например, вы требуете под строительство пяти пароходов квоту на 100 тысяч тонн минтая. Хорошо, допустим, выделили. Приходит другая компания с той же просьбой, третья… Но минтай же не резиновый – его всего миллион тонн. То есть одиннадцатому пришедшему уже просто ничего не останется, и чиновник сам будет решать, кто достоин, а кто нет? Это же прямая коррупция».

По словам главы отрасли, все, кто выходит с подобным предложением, почему-то интересуются квотами исключительно на вылов валютоемких объектов. «Никто не хочет получить квоты, скажем, на гигантского кальмара. Более того, у нас сейчас квотируется не так уж много видов биоресурсов – мы вывели из этой системы порядка 400 из 600 объектов. Хотите ловить? Приходите в территориальное управление, показываете, что у вас есть пароход, пишете заявку, вам выписывают разрешение – и вперед», – отметил Андрей Крайний.

Об отрицательных последствиях введения «квот под киль» говорит и зарубежный опыт. Так, согласно исследованию Всемирного банка «Утопленные миллиарды», в настоящее время США вынуждены выделять деньги из бюджета на выкуп избыточного флота, построенного по этой схеме.

Ситуацию, когда идея «квот под киль» заработала, глава отрасли обрисовывает следующим образом: «Вы приходите на нашу верфь, и вы обречены. Ведь если вы не построите корабль – не сможете взять квоты. В этой схеме судостроители оказываются в самом выгодном положении. Им не надо снижать издержки, сокращать сроки строительства, быть «в рынке» и так далее. Вы будете терпеливо ждать, платить любые деньги». Введение «квот под киль» является попыткой решить проблемы одной отрасли – судостроительной, за счет другой – рыбной, считает руководитель ФАР.

Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru