Выступление депутата Государственной Думы Марата Загидуллова
на общем собрании Ассоциации добытчиков минтая 24 марта 2009 г.
Уважаемые коллеги!
Рыболовная отрасль переживает непростое время.
После развала СССР, используя временные сложности в государственном регулировании морского промысла, в российские воды устремились разные любители легкой наживы на рыболовных судах разных государств. И это в сильной степени подорвало запасы биоресурсов в российских морях и нарушило экономические интересы государства.
Государство не может мириться с таким, прямо скажем неудовлетворительным состоянием дел в рыбном хозяйстве, когда в российских водах хозяйничали иностранные рыболовы и зачастую хищнически истребляли фауну наших вод. Поэтому, в последнее время руководством страны был предпринят ряд шагов по ограничению доступа в российские воды иностранных браконьеров и иных любителей половить рыбку в мутной воде. И это, уважаемые коллеги, уже приносит свои результаты.
Но вместе с тем, мало только ограничить доступ иностранцев, необходимо еще и самим получить пользу от наших морских богатств.
Государство заинтересовано в том, чтобы в российских морях лов вели наши рыбаки. Чтобы доход от рыбодобычи не оседал в карманах иностранных ловцов, а пополнял казну Российского государства и давал работу нашим людям.
Этот принцип может быть идеален в стабильной экономике.
Сегодня необходимо принимать во внимание абсолютно все факторы, включая и экономический кризис, и «гуляние» валюты, и подрыв рынка сбыта.
К сожалению, еще далеко не все благополучно с материально-техническим оснащением и состоянием флота наших рыбаков. Рыбаки, конечно, пережили развал девяностых и выжили.
Но, возможности конкурировать с иностранцами пока невелики. Нужно переоснащать рыболовецкий флот, осваивать новые технологии, сохранять специалистов отрасли. И в этих условиях государство старается обеспечить такие возможности.
В первую очередь в прошлом году в Налоговый кодекс были внесены поправки, которые предоставили рыбопромышленным предприятиям существенные налоговые льготы. Рыбаки получили такие же льготы, как и сельхозпроизводители. Был введен налоговый статус рыбодобывающего предприятия, и для него установлено право уплачивать единый сельскохозяйственный налог. Это существенно снижает налоговую нагрузку на рыбаков, и помогает им выполнять их непростую и важную для государства работу.
Поправки в Закон «О рыболовстве»
Для защиты государственных интересов в прошлом году приняты поправки в Закон «О рыболовстве», установлены новые правила по доставке уловов морских биоресурсов на российскую таможенную территорию. С этого года вся промышленно выловленная рыба подлежит доставке на территорию России. Это сделано законодателем для того, чтобы предотвратить ситуацию, когда Россия ничего не получает от эксплуатации своих биоресурсов. Теперь есть возможность контролировать и вылов рыбы и уплату таможенных и иных платежей, а также созданы условия для того, чтобы наш сырец перерабатывался на российских предприятиях, и на экспорт шла продукция более высокого передела.
Для защиты интересов рыбаков определен 10-летний период наделения компаний долями на ВБР. Этот фактор стабилизирует отрасль, дает возможность развития данного сектора экономики. Безусловно, в этом есть прямая заслуга ФАРа.
Вместе с тем считаем, что сделаны только первые шаги для подъема рыбной отрасли.
Мы не говорим, что наши законы совершенны, поэтому мы готовы рассматривать предложения, вносить поправки, если они не противоречат интересам государства.
С другой стороны, мы понимаем, что законы должны создавать условия для стабильной работы рыбака. Задача не только нагнуть и выдавить до последней копейки, а стимулировать развитие рыболовецких компаний.
ЕСХН
Анализируя обращения Ассоциации добытчиков минтая, хотелось бы, чтобы льготный порядок, предусмотренный для рыбодобывающих предприятий по уплате единого сельскохозяйственного налога, охватывал не только предприятия с долей дохода в семьдесят процентов от вылова рыбы, но и те российские предприятия, которые обеспечивают переработку этой рыбы, ее доставку на берег и ее дальнейшую продажу.
Ряд экспертов отрасли предлагают распространить льготу по уплате единого сельхозналога на все предприятия, производящие операции с выловленной рыбой, а также те, у кого доля в доходе от вылова составляет менее семидесяти процентов. Они предлагают установить, что право на уплату сельхозналога получает рыбодобывающая компания, либо российская компания, покупающая улов, в части всего дохода, полученного от таких операций с рыбой.
Таможенный кодекс
Неоднократные обращения рыбаков, Ассоциации добытчиков минтая подтверждают целесообразность усовершенствования Таможенного кодекса.
Кроме того, члены Ассоциации добытчиков минтая предлагают уточнить порядок таможенного оформления выловленной российскими производителями рыбы с тем, чтобы расширить круг лиц имеющих возможность провести таможенные процедуры и уплатить таможенные платежи за доставленную на таможенную территорию рыбу. Это даст возможность всем участникам российской рыбной отрасли оперативно выполнять транспортные, погрузочные и складские операции с уловами, расширит конкуренцию в области морского сервиса.
Кроме того, считаем, что для таможенного оформления таких уловов должен применяться упрощенный порядок таможенного оформления, который применяется для российских товаров. Это должно найти отражение в ряде нормативных актов по таможенному делу.
Рассматривается внесение изменений в Таможенный кодекс, признав за продукцией морского рыбного промысла статус «Товар российского происхождения». Что позволит установить порядок исчисления таможенных платежей применительно к вывезенному с территории Российской Федерации в режиме временного таможенного декларирования в целях повышения цен на российские водные биоресурсы на мировых рынках.
Основные затруднения, препятствующие оформлению судов в установленный постановлением Правительства Российской Федерации № 184 срок, были обозначены в ходе межведомственного совещания во Владивостоке с участием представителей ФАР, ФТС, Россельхознадзора, Пограничной службы и предприятий.
1) Неготовность таможенных органов выполнять предварительное оформление таможенных деклараций до получения ими оригиналов коносаментов.
2) Необходимость предоставления для таможенного оформления акта фитосанитарного контроля или фитосанитарного сертификата, подготавливаемого на основании анализа образцов, взятых с конкретной партии товара.
3) Неготовность нормативной базы таможенных органов производить таможенную оценку экспортной продукции с учётом глубины её переработки и объёма добавленной стоимости.
4) Наличие избыточной документации при получении предприятиями ветеринарного сертификата 5i.
5) Резкое колебание курсовой разницы, препятствующее точному исчислению размера таможенных платежей.
Как пример, судно “Дорида” потеряло в порту вместо трех часов трое суток. Вначале таможенники потребовали выгрузить тысячу тонн продукции одной компании-экспортера, чтобы проверить рыбную муку, принадлежащую другой фирме. При этом таможенники сослались на анонимные звонки, в которых сообщалось о контрабанде.
После вмешательства администрации Приморского края было решено не разгружать судно, а взять выборочный анализ продукции. Затем рыбную муку повезли на исследование в Уссурийск, что заняло ещё двое суток. Второй владелец груза, находящийся на транспорте, заранее перечислил экспортную пошлину. Но к моменту прибытия судна в порт курс доллара изменился. Таможня потребовала доплатить за разницу, иначе груз не выпустят за границу. И поскольку платежи по таможенным пошлинам идут через Москву, на это тоже потребовалось трое суток.
Судно “Капитан Кириченко”, принадлежащее Преображенской базе тралового флота, также задержали на три дня, пока проходил дополнительный платеж пошлины. В этом случае, по данным таможенников, вывозимая за границу сельдь должна была стоить в полтора раза дороже цены, заявленной по контракту.
В результате простоя в порту рыбаки понесли убытки в десятки тысяч долларов.
Необходимо подчеркнуть, что это вопросы, которые касаются непосредственно процедуры оформления. Но есть и такие вопросы, которые уже безотлагательные. Предприятия подводят балансы первого квартала, рассчитывают размеры налоговых платежей.
Предлагается увеличить количество кодов продукции из водных биоресурсов для исключения случаев необоснованного применения завышенных размеров таможенных платежей применительно к продукции с низкой степенью обработки.
Иначе сегодня мы имеем следующую картину.
Сейчас таможенник руководствуется собственным субъективным мнением и назначает (именно назначает) цену для расчета таможенной пошлины «с потолка». Для таможенника не имеет значение резаная рыба, б/г, кругляк – у него одна цена.
Хотя на рынке это совершенно разный товар.
Цена на минтай «скачет» от 1100 долл. за тонну до 1600 долл.
При этом, таможенник не руководствуется контрактной ценой, и накручивает цену собственную, как ему кажется соответствующую рыночной. Таможенник отрабатывает задачу в интересах только своего ведомства – заработать на рыбаке. Больше таможенная стоимость – больше заработает. Прямая связь. А не нравится – идите судитесь. И каждая первая компания сейчас готовится к судебным тяжбам. То есть компании вынуждены тратить огромное количество времени на подготовку к суду, платить адвокатам. Прямые издержки увеличивают себестоимость, а мы говорим о дешевой рыбе на прилавках магазинов…
Наболевший вопрос по биржам. ФАРом подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О случаях и порядке реализации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведённой из них рыбной и иной продукции на товарных биржах».
В 22 странах мира существуют учреждения, к которым чаще всего применяется общий собирательный термин – «рыбные биржи». Однако этот термин не отражает специфики возникновения и функционирования указанных учреждений, а также существенных отличий в их нормативно-правовом статусе и механизме работы. Более того, неверное использование этого термина зачастую приводит к искаженному представлению об их деятельности.
Рыбные торговые площадки, существующие в мире, не могут быть отнесены ни к товарным биржам, ни к фондовым биржам. Они, как правило, являются сбытовыми кооперативами, созданными для выкупа уловов у мелких рыболовных компаний, либо партнерствами крупных рыбопроизводителей для продвижения товара на внешний рынок.
Решение о создании торговых площадок принимались рыболовными предприятиями добровольно. Торговые площадки создавались на базе сбытовых кооперативов и при их финансовом содействии. Рыбные торговые площадки – это принципиально иной по своему экономическому содержанию и организационно-правовым формах и процедурам механизм, чем товарные и фондовые биржи.
Сегодня Предложенная формулировка проекта Постановления на наш взгляд несовершенна, поскольку она обязывает законного и полноправного собственника улова и (или) продукции морского рыбного промысла, декларирующего в установленном порядке вывоз товара с территории РФ на экспорт:
1. принудительно участвовать в биржевой торговле и принудительно приобретать/покупать статус участника биржевых торгов;
2. принудительно заключать биржевую сделку по отчуждению имущества, являющегося частной собственностью;
3. принудительно навязывает собственнику имущества покупать услуги биржевых посредников (брокеров и др.).
Вместе с Ассоциацией добытчиков минтая, мы считаем, что Постановление может быть губительным для рыбной отрасли, и привнести управленческую ошибку, которая поставит отрасль на колени. Проект постановления искажает пункт 3.5 ст.19 Федерального закона №166-ФЗ от 20.12.2004 г. “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, который устанавливает добровольный характер биржевой торговли. Безусловно, нам необходимо изучать и брать лучший опыт других государств, но для нашей страны должны быть собственные предпосылки, планомерный и поэтапный переход. Мы думаем, что необходимо продолжать изучать опыт других государств, планомерно развивать инфраструктуру, цивилизованного готовить площадки, а не только законами «строить» отрасль. Считаем, на данном этапе развития отрасли нецелесообразным одобрять данное постановление.
Техрегламент.
Мы рассматриваем предложения Ассоциации добытчиков минтая по внесению изменений в проект Федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биологических ресурсов»(№470322-4).
Думаю, предложения, поступающие в наш адрес, обоснованы. Закон «О рыболовстве» «обкатывается», и мы можем вносить коррективы.
Все эти меры должны привести к тому, что российские рыболовные компании увеличат объемы производства и продажи ценной рыбной продукции как внутри страны, так и на экспорт, что в условиях кризиса повысит доходность российской экономики и даст российскому бюджету значительный объем дополнительных доходов.