Официально

29 января 2012 года

Выступление Президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева на Дальневосточной конференции работников рыбохозяйственного комплекса

Владивосток, 24 декабря 2012 г.

Уважаемые делегаты и участники конференции!

Текущая деятельность Росрыболовства и перспективные планы ведомства сейчас «упаковываются» в специальный документ. Документ называется государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Идеология этой программы, структура предлагаемых ею приоритетов и привязанные к ним финансовые ресурсы определят работу Росрыболовства – а во многом и перспективы нашего бизнеса – до 2020 года. Достаточно заглянуть в проект госпрограммы, чтобы понять планируемое нам будущее на восемь лет.

Не стану подробно – пока не стану – останавливаться на деталях, хотя таких тревожных деталей немало. Например, предложение о повышении экспортных пошлин на продукцию из водных биоресурсов или предложение вернуться к идее обязательной биржевой торговле водными биоресурсами. Остановлюсь на главных изъянах проекта государственной программы. На мой взгляд, их пять.

Первый. Разрыв между масштабными задачами, которые вменяются рыбохозяйственной науке, и планируемым объемом ее финансирования. Груз на рыбохозяйственную науку хотят взвалить изрядный – чего стоит одна только программа возврата в Мировой океан или обоснование пакета международных соглашений против ННН-промысла. Однако финансирование науки – ежегодное финансирование – закладывается в «вилке» между 3,5 и 4,5 млрд. рублей. На все, про все. Включая строительство научно-исследовательских судов.

Второе. Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса» состоит из семи подпрограмм, каждая из которых разделена на основные мероприятия. Всего 32 основных мероприятия. Это стержневые направления работы. Удивительно, но в программе нет ни слова о подготовке кадров. Работа по подготовке профессиональных кадров выбрасывается из текущей деятельности Росрыболовства.

Третье. Абсолютная декларативность раздела «Модернизация и стимулирование». Авторы госпрограммы ставят сверхсложную задачу – выйти на ежегодный 10-процентный коэффициент обновления основных фондов. Какие государственные инструменты предлагаются для этого? Прямые – в виде субсидий и инфраструктурных проектов? Косвенные – в виде налогового стимулирования и таможенных льгот? Какую цену готово заплатить государство? Ответ – 700 млн. рублей. Не в год, а до 2020 года. Авторы госпрограммы всерьез уверены, что государство, вкладывая в развитие отрасли 80 млн. рублей в год, сможет в течение восьми лет способствовать обновлению основных фондов рыбной отрасли более чем наполовину. Вкладывая 80 млн. рублей в год, простимулирует бизнес инвестировать за восемь лет 20 млрд. рублей. Это можно назвать серьезным реалистичным подходом? Странно, но план ремонта павильона № 38 на ВВЦ расписан в проекте программы более подробно, чем план содействия строительству современного рыбопромыслового флота.

Четвертое. Проект госпрограммы уходит от ответа на главный вопрос – как будет происходить наделение долями в 2018 году? Подпрограмма № 7 содержит план законотворческой работы на ближайшие восемь лет, но в нем нет ни слова о подготовке пакета нормативных правовых актов, которые установят порядок и условия доступа предприятий к водным биологическим ресурсам после 2018 года. Нет главного – с каким идеологическим, интеллектуальным багажом будет происходить доступ к ресурсам? На каких принципах и на какой срок? В то же время в других разделах программы есть весьма опасные намеки – намеки на недостаточный уровень конкуренции в отрасли и целесообразность входа в нее новых игроков. Если это не осторожное вкрадчивое обоснование готовящейся отмены «исторического принципа» – тогда что это?

Пятое. В проекте программы совершенно отсутствует рыбопереработка. Отсутствуют предложения по развитию частного бизнеса в воспроизводстве тихоокеанских лососей, отсутствует сама постановка вопроса о возможности и целесообразности разработки схемы территориального размещения мощностей по искусственному и пастбищному воспроизводству видов водных биоресурсов. Нет идеи увязать инвестиционный потенциал «рыбной» ФЦП с региональными программами рыбопереработки и другими ФЦП, а ведь есть хороший опыт такой увязки на Сахалине.

Проект программы обозначает цель – к 2020 году выйти на уровень вылова (добычи) водных биологических ресурсов в 6,5 млн. тонн. Достижима эта цель? С такой госпрограммой – нет, недостижима!

Проект государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» требует доработки и политической поддержки. Съезд работников рыбохозяйственного комплекса может и должен такую политическую поддержку выразить. Поэтому предлагаю в резолюцию нашей конференции внести пакет предложения в проект государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

РИА Fishnews.ru