Заявление Приморской краевой организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства
28 января Государственная дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов».
Признавая важность указанного законопроекта и обоснованность подготовки его депутатами, необходимо отметить, что при подготовке к рассмотрению в первом чтении технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов» не были соблюдены нормы, установленные Федеральным законом «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.
В соответствии со вторым абзацем п.4 ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании» «разработчик дорабатывает проект технического регламента с учётом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения».
На основании указанной нормы, а также в соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20 декабря 2004 года органы государственной власти дальневосточных регионов и объединения рыбохозяйственных предприятий воспользовалась соответствующим правом и направили разработчику в письменном виде замечания и поправки к проекту технического регламента (исх. от 3 октября 2008 года №АМ-2008/10-826). Также Ассоциация добытчиков минтая обратилась в Государственную Думу (исх. от 19 декабря 2008 года №АМ-2008/12-1002) с предложением провести публичное обсуждение проекта технического регламента в форме парламентских слушаний.
В соответствии с п.9 ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании» проект технического регламента должен был пройти экспертизу экспертной комиссии по техническому регулированию, в состав которой на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию не был утверждён персональный состав экспертной комиссии по техническому регулированию в рыболовстве, а проект технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов» не рассматривался на открытом заседании указанной комиссии и не получил установленного законом экспертного заключения.
Таким образом, установленные Федеральным законом «О техническом регулировании» процедуры подготовки технического регламента к рассмотрению, а именно – публичное обсуждение и экспертиза экспертной комиссии по техническому регулированию в рыболовстве – не были соблюдены, а права объединений рыбопромышленных предприятий по участию в указанной процедуре оказались ущемлены.
В результате принятый в первом чтении проект Федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» имеет несколько существенных противоречий действующему законодательству.
Первое. В нарушение ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании», содержащей исчерпывающий список основных понятий технического регулирования, и ст.43 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принятый в первом чтении технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» вводит помимо установленного законом понятия «государственный рыбохозяйственный реестр» понятие «регистрация организаций, осуществляющих процессы производства продукта промышленного рыболовства».
Второе. П.п 5,6 и 9 ст.36 проекта Федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» вводит формы государственного контроля, отсутствующие в уже принятых технических регламентах («Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию») и противоречащие Федеральному закону «О техническом регулировании». Проект технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов» в нарушение упомянутого федерального закона вводит понятие «идентификационный номер процесса производства» в то время как действующее законодательство не содержит такое понятие (имеется понятие – «идентификация продукции»).
Третье. В нарушение ст.3 Федерального закона «О техническом регулировании» принятый в первом чтении проект технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов» (ст.36) допускает совмещение полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации.
Четвертое. Принятый в первом чтении проект технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов» не содержит нормы, устанавливающей порядок применения международных и национальных стандартов.
Принятый в первом чтении технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» не включен в список первоочередных технических регламентов, установленных абзацем вторым п.1 ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании», поэтому его ускоренное рассмотрение также не имеет законодательного основания.
С учётом изложенного, а также на основании ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании» считаем целесообразным организовать в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» публичное рассмотрение проекта технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов», сформировать экспертную комиссию по техническому регулированию в области рыболовства с участием представителей ФГУП «ТИНРО-центр», ВАРПЭ и Ассоциации добытчиков минтая, а также представителей органов государственной власти Камчатского и Приморского краёв, Магаданской и Сахалинской областей и рассмотреть проект технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов» во втором чтении в срок, установленный третьим абзацем п.8 ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании.
Председатель Приморской краевой организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства В. А. Нагорный
Февраль 2009 г.