Приватизация науки

09 января 2014 года
Константин БАНДУРИН

Рыбохозяйственную науку ждет реорганизация

Нынешним летом известие о включении научно-исследовательских институтов Росрыболовства в план приватизации госимущества на 2014-2016 гг. вновь заставило встревожиться за будущее отраслевой науки. Предыдущие попытки приватизировать рыбохозяйственные НИИ трудно назвать удачными: перестав быть государственной организацией, прекратил существование ВНИЭРХ, не так много осталось и от того мощнейшего научного центра, которым еще недавно был Гипрорыбфлот. На сегодняшний день наука является неотъемлемой частью системы управления рыболовством, и если это звено выпадает, то под угрозой оказывается весь рыбохозяйственный комплекс страны. Во избежание этого Федеральное агентство по рыболовству постаралось вывести подведомственные НИИ из списка претендентов на приватизацию, объявив об их грядущей реорганизации и переводе в форму ФГБНУ. Каким образом будет строиться эта работа и как отразится реорганизация на качестве ресурсных исследований и подготовке научных рекомендаций для рыбопромышленников, Fishnews рассказал начальник управления науки и образования Росрыболовства Константин Бандурин.

– Константин Викторович, какое будущее ожидает подведомственные научные учреждения Росрыболовства? Все-таки реорганизация или приватизация?

– Дело в том, что еще в ноябре 2012 года первый зампредседателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал поручение о преобразовании отраслевых научно-исследовательских институтов. Система функционирования федеральных государственных унитарных предприятий в целом была признана неэффективной и, соответственно, все ФГУП нужно было либо переводить в какую-либо форму государственных учреждений (а их всего три – казенное, автономное и бюджетное), либо приватизировать.

Эта информация была доведена Росрыболовством до наших научно-исследовательских подразделений, с тем чтобы они выбрали наиболее оптимальную форму организации. В результате выбор был сделан в пользу федеральных государственных бюджетных научных учреждений (ФГБНУ). Реорганизация – это достаточно сложная процедура, в ходе которой необходимо подготовить целый пакет документов – имущественных, финансовых, экономических и т.д. Мы сразу столкнулись с тем, что форма ФГБНУ предполагает переход на новую систему финансирования – через нормативы, которые на тот момент у нас просто отсутствовали. Поэтому Росрыболовство незамедлительно приступило к организации этой работы, в том числе к подготовке нормативов для выполнения государственных работ и услуг.

На базе ФГУП «ВНИРО» в октябре 2013 года состоялось заседание рабочей группы из числа сотрудников управления науки и образования и специалистов отраслевых НИИ для проработки вопроса по выработке единой методики (подхода) к расчету нормативных затрат по государственным работам (услугам), которые будут оказывать учреждения в рамках основных видов деятельности. Кроме того, Росрыболовством совместно с Минсельхозом разработан проект распоряжения Правительства РФ о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в ФГБНУ.

– С какими проблемами вам пришлось столкнуться при подготовке реорганизации? Когда планируется завершить работу по преобразованию всех ФГУП в ФГБНУ?

– Изначально мы ориентировались на то, что подобное преобразование должно осуществляться с учетом реальной ситуации и не ухудшать существующий научный и кадровый потенциал реформируемых организаций. Поэтому Росрыболовство подготовило расчеты, выполненные применительно к государственным работам и услугам, которые будут оказывать учреждения в рамках основных видов деятельности, исходя из всего объема задач, решаемых отраслевыми НИИ. Расчетный объем финансирования рыбохозяйственных институтов составил более 6 млрд. рублей. Это оптимальная цифра для обеспечения всего комплекса ресурсных исследований, как в российской экономзоне, так и за ее пределами.

Проект распоряжения о преобразовании ФГУП в ФГБНУ со всеми необходимыми обоснованиями и расчетами был направлен Минсельхозом для согласования в Минфин и Минэкономразвития. Минэкономразвития его согласовал, а Минфин отказался, аргументируя свою позицию нехваткой средств, поскольку федеральным бюджетом на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено только 3,1 млрд. рублей.

Поскольку альтернативой недостаточному финансированию могла стать только приватизация, мы оперативно подготовили изменения в этот нормативно-правовой акт, скорректировав финансово-экономическое обоснование с учетом объемов финансирования, утвержденных для наших институтов в федеральном бюджете на 2014–2016 годы, и направили его в Минсельхоз. В настоящее время проект распоряжения согласован с Минфином, Минобрнауки, Минтрудом, Федеральным медико-биологическим агентством. У Минэкономразвития имеются незначительные замечания к текстовой части проекта распоряжения, которые, я думаю, мы совместно с Минсельхозом снимем, и проект распоряжения в ближайшее время будет внесен в Правительство.

Несмотря на то, что отраслевые НИИ находятся в стадии реорганизации, они были включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 года № 1111-р. Росрыболовство, естественно, на это отреагировало. Мы считаем совершенно недопустимой приватизацию наших научных учреждений, потому что тогда отрасль фактически полностью потеряет рыбохозяйственную науку. В план приватизации можно вносить изменения до марта 2014 года, и Росрыболовство уже подготовило и направило в Минсельхоз проект распоряжения по выводу наших институтов из этого списка.

Однако в соответствии с правилами разработки прогнозного плана предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти об исключении федерального имущества из программы приватизации, представленные в Росимущество и согласованные с Минфином и ФАС, Минэкономразвития направляет в Правительство. В случае их одобрения соответствующий проект нормативного акта вносится в установленном порядке для его рассмотрения на заседании Правительства. По информации Минэкономразвития, доклад в Правительство об исключении рыбохозяйственных институтов из прогнозного плана приватизации на 2014–2016 гг. будет подготовлен после внесения Минсельхозом в Правительство проекта распоряжения о преобразовании подведомственных Федеральному агентству по рыболовству научных ФГУП в ФГБНУ.

Нас заставляют спешить и шаги Росимущества, которое в рамках реализации распоряжения о приватизации уже запросило сведения у наших подведомственных организаций о находящихся в их хозяйственном ведении земельных участках и материально технической базе. Можно сказать, что эти процессы – подготовка к реорганизации и к приватизации – сейчас идут параллельным курсом. В 2014 году отраслевые научно-исследовательские институты сохранят форму ФГУП, однако к 2015 году они все должны быть преобразованы в ФГБНУ или в противном случае будут приватизированы.

– Какие принципиальные отличия между формами ФГУП и ФГБНУ?

– Помимо того, что поменяется вывеска на двери каждого научного учреждения, самое главное изменение, на наш взгляд, претерпит система финансирования. Государственные услуги будут оплачиваться по конкретным нормативам в рамках госзаданий и такой финансовой свободы, которая сейчас есть у ФГУП, у ФГБНУ в рамках госзаказа не будет.

Других заметных отличий быть не должно. Если раньше возможности государственных организаций в форме ФГБНУ были несколько ограничены, например в части осуществления приносящей доход деятельности, то сейчас законодательство настолько изменилось, что система ФГБНУ во многом похожа на систему ФГУП. Учреждения смогут осуществлять в рамках своего устава коммерческую деятельность. По большому счету, появится только более четкое и адресное финансирование государственных услуг и заданий.

– Вы упомянули, что ради сохранения НИИ как государственных учреждений, Росрыболовство согласилось на сокращение финансирования. Не секрет, что рыбохозяйственная наука уже не первый год жалуется на нехватку денег на проведение ресурсных исследований. Как отразится дефицит средств на выполнении институтами этих функций?

– К сожалению, финансирование рыбохозяйственной науки не индексируется с 2009 года, а фактически с учетом инфляции эта сумма постоянно уменьшается. Мы ежегодно готовили для Минфина расширенное обоснование о необходимости выделения дополнительного финансирования с приложением подробных расчетов, оценок риска, анализа результатов, которые будут достигнуты, и реальной отдачи, которую получит страна, но не находили понимания.

Первоначально на 2013 год Росрыболовству на выполнение научных исследований были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3 457,2 млн. рублей. Потом в процессе формирования федерального бюджета расходы на НИОКР было предложено снизить на 5% к уровню 2012 года. Однако благодаря своевременным обращениям в адрес Минфина и Правительства, а также поддержке Государственной Думы, объем финансирования рыбохозяйственной науки в текущем году не только не был сокращен, но и увеличился на 0,8% и по факту составил 3 484,3 млн. рублей.

В 2014 году ситуация у нас диаметрально противоположная. Мало того, что Минфин при расчетах не учитывал то дополнительное финансирование, которое мы получили в 2013 году, он снял еще 5% с базового уровня. Потому формально на 2014 год нам урезали бюджетные ассигнования сразу на 10% по отношению к 2013 году – до 3 117,1 млн. рублей. Хотя депутатами Госдумы при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы. высказывались предложения об увеличении финансирования рыбохозяйственной науки.

Эти цифры заметно отличаются от тех, что закладывались в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса». По нашему мнению, такой объем финансирования отраслевой науки не только затрудняет исполнение возложенных на Росрыболовство функций по организации комплексного изучения водных биоресурсов с целью увеличения ресурсной базы российского рыбопромыслового флота, но и может привести как минимум к 10-процентному сокращению российского вылова водных биоресурсов. Уменьшение объема исследований, в свою очередь, отразится на авторитете Российской Федерации в международном рыболовном сообществе.

В целом на текущий момент ситуация с финансированием рыбохозяйственных исследований очень сложная. Могу сказать, что сокращение финансирования почувствуют все научные организации – это сотни миллионов рублей. Сейчас как раз проводится работа по заключению государственных контрактов на 2014 год, и всем директорам институтов предстоит определиться с приоритетами в своих исследованиях и по возможности привлекать внебюджетные источники.

Сокращение исследований, безусловно, негативно повлияет на конечный продукт, над которым работают наши институты, – это обоснование возможного вылова, общего допустимого улова и, соответственно, дальнейшее прохождение государственной экологической экспертизы. В текущем году уже был яркий пример, когда эксперты сочли, что не видят оснований для выделения объемов в представленных материалах по ОДУ морских млекопитающих. Претензии в основном сводились к отсутствию прямых наблюдений за последние годы, поскольку вся оценка запасов строилась на данных предыдущих лет и экспертной оценке.

По многим объектам российских морей такая ситуация в дальнейшем может усугубиться, поскольку дополнительных средств на проведение ресурсных исследований нет и не предвидится. Не говоря уже о том, что необходимо исследовать новые перспективные для промысла районы Мирового океана. Конечно, мы, как управление, которое курирует данные подразделения, будем стараться, чтобы наши институты сохранили прежний объем исследований за счет оптимизации своих внутренних резервов, но я думаю, что так не получится, чем-то придется жертвовать в любом случае.

В то же время Росрыболовство, безусловно, продолжит работу по обоснованию необходимости увеличения финансирования отраслевой науки на различных площадках, и уже при первой корректировке бюджета 2014 года мы будем выступать с инициативой об увеличении финансирования. При этом все необходимые документы, обоснования и расчеты у нас имеются. Самое главное – чтоб нас услышали.

Анна ЛИМ, газета «Fishnews Дайджест»

Январь 2014 г.