Рыбаки ждут интервенций - "Эксперт-Online"
Государственные закупки лососевых на Дальнем Востоке позволят остановить критическое снижение цен на рыбное сырье и увеличить поставки рыбы на внутренний рынок
На днях на Дальнем Востоке должны начаться рыбные интервенции. Подобное происходит в отрасли впервые. В Росрыболовство предложение о проведении госзакупок поступило от приморских рыбаков — в текущую лососевую путину они выловили рекордное количество рыбы и теперь обеспокоены стремительным падением цен на свою продукцию. За последние два месяца стоимость килограмма горбуши с отгрузкой из портов опустилась с 60 до 20 рублей, а в отдельных регионах доходила до 10 рублей. При этом в европейской части России розничные цены на ту же рыбу держались на уровне 100–150 рублей за килограмм. По мнению рыбаков, государственные интервенции позволят сохранить рентабельность в производстве рыбы и удержать рыбопромышленные компании от разорения.
Не готовы к дарам природы
«Только представьте наше состояние: еще недавно килограмм горбуши стоил 60 рублей, но через несколько дней цена опустилась до 40 рублей, а еще через несколько — до 30 рублей, при этом на берег постоянно приходили новые рыбацкие суда и все знали, что завтра рыба будет стоить еще дешевле», — говорит один из рыбаков.
Нынешний рекордный вылов на Дальнем Востоке объясняется двумя причинами: природно-климатическими условиями и обелением отрасли: по существующему сегодня законодательству всю выловленную рыбу рыбаки должны привезти на российский берег. Но главный фактор — это все-таки неожиданный дар природы. Обычно даже в удачный для вылова год средние объемы лососевой путины, когда идут такие виды рыбы, как горбуша, кета, нерка и чавыча, составляют не более 350 тыс. тонн (в прошлом году вылов лососевых составил 275 тыс. тонн). В 2009 году улов рыбаков превысил 500 тыс. тонн.
Как оказалось, принять этот дар наша экономика не в состоянии, прежде всего из-за отсутствия необходимой инфраструктуры по переработке и доставке рыбы населению: складов хранения, железнодорожного транспорта. Острый недостаток специальных холодильных комплексов — серьезная проблема для развития рыболовства. В целом по России объем таких мощностей составляет порядка 250 тыс. тонн. Для сравнения: в одном лишь южнокорейском портовом городе Пусане складов в пять-шесть раз больше, чем во всей нашей стране. Во Владивостоке, куда свозилась выловленная рыба, объемы терминалов составляют всего 40–50 тыс. тонн, притом что в ходе этой лососевой путины единовременно на берег могло поступить порядка 100 тыс. тонн рыбы.
Теоретически излишки рыбопродукции можно было бы сразу с судов направлять на железнодорожные рефрижераторы. Однако помимо недостатка береговой инфраструктуры рыбаки столкнулись и с нехваткой вагонного парка. Это не давало им возможности своевременно увозить рыбу в глубь страны. И до тех пор, пока проблему не разрешили в ручном режиме (во Владивосток по лососевому вопросу специально приезжало руководство РЖД), вал рыбной продукции если не портился, то уходил в другие страны, преимущественно в регионы Юго-Восточной Азии.
По данным Росстата, по итогам восьми месяцев 2009 года импортозависимость по рыбе и рыбопродуктам в целом по стране снизилась на 5%. Но при этом, как отмечает руководитель инвестиционно-аналитической группы Рыбного союза Тимур Митупов, несмотря на то что наши рыбаки выловили рекордные объемы лососевых, в категории «охлажденный лосось» импорт не упал, а вырос примерно на 10%. Объясняется это тем, что дальневосточный лосось в основном поступает в замороженном виде и идет преимущественно на консервацию и копчение.
«Мы обсуждали вопросы транспортировки рыбопродукции в центральную часть страны по железной дороге и морским путем, затем предложили рассмотреть возможность закупки рыбопродукции на государственные нужды», — рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов. В качестве примера он приводит опыт Японии. Там существует крупная Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Хоккайдо, которая совместно с госдепартаментом промыслового и рыбного хозяйства Японии закупает продукцию у рыбаков, занимается транспортировкой и хранением рыбы и постепенно реализует ее населению, тем самым поддерживая потребительский спрос.
Отраслевой эксперимент
По решению правительства в рамках первого транша на проведение рыбных интервенций выделено порядка 1 млрд рублей. На сегодня схема выглядит следующим образом. Россельхозбанк выдает кредит определенным компаниям, которые готовы участвовать в закупках. По словам руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, пока на это предложение откликнулось несколько компаний — «Нацрыбресурс», «Дальморепродукт», «Талекс» и «Бриг-Стар». Ставка по кредиту не раскрывается, но, по словам Александра Савельева, она щадящая.
Выделяемых средств хватит на приобретение до 50 тыс. тонн лососевых рыб. Планируемая цена, по которой государственные органы покупают рыбу, — около 35 рублей за килограмм. В рыбной отрасли это первый подобный опыт, который покажет, какое количество продукции следует приобретать у рыбаков, чтобы сбалансировать розничные цены. Итоговый объем госзакупок пока не определен.
Пока правительство и заинтересованные компании только обсуждают параметры будущей интервенции, но уже одно намерение провести госзакупки привело к тому, что цены на рыбу поползли вверх. В частности, для рыбаков во Владивостоке цена за килограмм горбуши за несколько дней поднялась на пять-семь рублей.
Для конечных потребителей интервенции должны обернуться снижением цен. «Интервенция по рыбной продукции позволит увеличить продажи рыбы на внутреннем рынке при условии, что розничная наценка не превысит 25–30 процентов, — говорит Георгий Мартынов. — В противном случае мы, несмотря на значительный улов, будем наступать на те же грабли. На протяжении предыдущих месяцев цены на рыбу в рознице росли быстрее, чем на другие продукты питания, а разница между стоимостью продукции рыбаков и конечного товара доходила до 100 процентов». По мнению Александра Савельева, розничные цены на лососевые должны находиться в диапазоне между 60 и 80 рублями за килограмм. Так, в специализированной рыбной сети «Океан», в частности в Зеленограде, горбуша стоит 59 рублей.
В дальнейшем опыт рыбных интервенций по лососевым видам рыб может повториться в отношении мойвы, сельди, трески, минтая. Но пока что рыбные интервенции не выглядят системным решением, скорее, это эксперимент. Со стороны государства это вынужденная необходимость поддержки бизнеса, которую пришлось провести в так называемом ручном режиме. Однако вряд ли объем кредитования интервенций будет увеличиваться. «Я не верю в то, что Россельхозбанк пойдет на масштабное кредитование таких операций, — говорит Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая. — Мы уже неоднократно с этим сталкивались, на практике получить деньги очень сложно. В начале этого года Россельхозбанк уже объявлял, что приготовил 20 миллиардов рублей для рыбаков — приходите и кредитуйтесь, но в действительности эти деньги до рыбаков не дошли».
Вызывают сомнение и объемы закупок. В целом потребление рыбной продукции на российском рынке составляет около 3 млн тонн. Это значит, что 50 тыс. тонн лососевых рыб, направленные в Центральный, Поволжский, Сибирский, Северо-Западный округа, могут оказать крайне незначительное влияние на структуру рынка и его цены. К примеру, ежегодные потребности в рыбе и рыбопродуктах одной лишь Москвы оцениваются в 300–350 тыс. тонн.
Тем не менее в целом рыбаки отзываются о новой инициативе правительства положительно. «Рыбные интервенции — хорошее начинание, — уверен Герман Зверев. — Но объемы нынешней лососевой путины — отклонение от нормы. В следующем году рынок вернется к привычным 300 тысячам тонн, и цена на красную рыбу выровняется». Между тем, как считает Герман Зверев, во многом то, что сегодня происходит с ценой на лососевые, вызвано качеством продукции. Существует прямая зависимость между выловом и качеством рыбы: чем больше рыбы, тем она хуже. К примеру, камчатский лосось в этом году вязкий, рыхлый, а сахалинский лучше. Поэтому оптовики и торговля и отреагировали такой низкой ценой. Рыбные интервенции, по мнению Германа Зверева, интересны не столько для лососевых видов рыб, сколько для сельди и минтая, которые в большом количестве отправляются за рубеж. Почти вся выловленная на Дальнем Востоке сельдь уходит в Юго-Восточную Азию, притом что мы импортируем очень много сельди из Норвегии и других стран.
Но главная причина сегодняшнего коллапса рыбной отрасли все же не в качестве продукции (зачастую это спорный момент), а в отсутствии или низком уровне береговой инфраструктуры. Пока в отрасль не удается привлечь серьезные инвестиции для улучшения ситуации. Возможно, вскоре что-то изменится в лучшую сторону. В текущем году планируется внести поправки в закон «О рыболовстве», разрешающие «вторичный оборот долей». Суть этих поправок в следующем: имеющиеся у рыбаков квоты на вылов рыбы теперь можно использовать в качестве залога под кредит. Тогда рыбаки смогут не только готовиться к предстоящим путинам, но и заниматься строительством собственных складов.
Данный материал находится по адресу: http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/37/rybaki_zhdut_intervenciy/