Рыба в банке - газета "Коммерсант Дальний Восток"
Правительство не будет препятствовать введению рыночного оборота долей квот.
Глава правительства Дмитрий Медведев не стал отвергать идею использования доли квот в качестве залога для строительства судов. Он предложил поручить Минфину и Минэкономразвития совместно подготовить соответствующий проект закона. Участники рынка и аналитики положительно относятся к возможному введению рыночного оборота долей. Однако эксперты опасаются, что корректно «обсчитать» право на вылов будет достаточно сложно.
На совещании в Москве, на котором были рассмотрены вопросы обновления рыбопромыслового флота, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в качестве решения проблемы рассказал об идее использования долей квот добычи водных биоресурсов в качестве залога для строительства судов. Напомним, ранее этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях рыбопромышленников. «Ситуация, на наш взгляд, решается достаточно просто. Дело в том, что рыбаки на 10 лет получили право на вылов рыбы – долю квот, выраженную в процентах. Если эту долю квот сделать залогом представителей судов, как бы нематериальным активом, тогда банки и лизинговые компании готовы разговаривать с рыбаками, готовы выделять деньги»,— сказал Андрей Крайний.
Дмитрий Медведев оценил данное предложение как «экзотичное, но допустимое». «Я с трудом представляю себе банки, которые будут определять стоимость квот с учетом того, что, откровенно говоря, это не очень стойкое обеспечение, потому что в любой момент государство по тем или иным причинам может принять решение об отмене квоты»,— сказал премьер. Он посчитал «немого странным» то, что данный способ обеспечения исполнения длительного обязательства «в любой момент может превратиться в прах». В то же время премьер добавил, что в том случае, если юридически эта конструкция окажется корректной для банка, возражений со стороны правительства не возникнет. Он предложил поручить Минфину и Минэкономразвития совместно с заинтересованными отраслевыми ведомствами подготовить проект федерального закона об основах инвестиционной деятельности, где данный вопрос будет проработан.
Рыбопромышленники о введении рыночного оборота долей говорят давно, считая это едва ли не панацеей с точки зрения потенциала для развития отрасли. Например, Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) еще в 2011 году подготовила Методические рекомендации по оценке долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. «Этот документ создает рамки оборота долей, не позволяя предприятиям реализовывать доли квоты (если такой рынок будет введен) по заниженной стоимости. Это прививка против теневого перетекания долей квот»,— рассказал «Ъ» президент АДМ Герман Зверев. Саму идею залога долей он называет вполне жизнеспособной. «Она позволяет финансово обсчитывать изначальный производственный ресурс, который есть у рыболовных предприятий»,— говорит господин Зверев. С другой стороны, в отличии от большинства зарубежных правопорядков, в российском законодательстве не создана система стабильных вечных прав на природные ресурсы, куда относится и право на вылов ВБР. «Необходимо разработать базовые модели, которые можно было бы «подстраивать» под конкретные ресурсы, в том числе и водные биологические»,— считает господин Зверев.
Эксперты с участниками рынка соглашаются, но напоминают о том, что мировая практика рыночного оборота долей весьма неоднозначна. «Например, в Исландии, где пошли по самому свободному пути, в итоге произошла сверхконцентрация квоты, а банк, который выдал довольно много кредитов под залог квот, обанкротился»,— говорит председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Более осторожный, по его словам, вариант применяют в США. «Для России будет правильным осторожный подход, при котором право реализации доли квоты может быть реализовано между двумя предприятиями напрямую, без аукционов. Но государство будет вести единый рыбохозяйственный реестр, куда будет вносить записи о переходе прав собственности на долю квоты, а также на основании методики оценки долей квот принимать решение о регистрации или отказе в сделке, если обнаружит занижение стоимости квоты (а значит, теневой оборот квот)»,— уверен эксперт.
Между тем еще в мае прошлого года Сбербанк направил в комитет Госдумы по финансовым рынкам предложения о внесении изменений в действующее законодательство (Федеральный закон 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» — Ъ) для обеспечения возможности оформления квот на вылов ВБР в качестве залога. Законопроект, в частности, предусматривает проведение аукционов на право заключения кредитных договоров, прекращение залога и выплату компенсаций в случае изъятия ВБР для госнужд, процедуру обращения взыскания на находящуюся в залоге долю квоты (планируется, что правом инициации аукциона при продаже квот на вылов, оформленных в залог, будет обладать залогодержатель — банк или судебный пристав), формирование резерва по возможным потерям по ссудам для банков и др. Однако, как стало известно «Ъ», документ не содержит методики оценки долей квот как предмета залога, которая позволила бы охарактеризовать ликвидность данного актива. Документ до сих пор находится стадии разработки и согласований.
Ксения ПИСАРЕВА
Данный материал находится по адресу: http://kommersant.ru/doc/1977855