Минтай снимают с корейского крючка - газета "Коммерсант Дальний Восток"
Иностранным добытчикам предложат долевую переработку рыбы.
Корейским бизнесменам, которых антимонопольное ведомство подозревает в незаконном контроле над российскими рыболовными компаниями, будет предложено приобрести доли в компаниях по переработке рыбы на берегу. На данный момент из 20 компаний, названных ранее главой антимонопольного ведомства, как аффилированных корейскому бизнесу, приморское УФАС нашло признаки нарушений закона «Об иностранных инвестициях в стратегические отрасли» сразу у трех. И хотя участники рынка заявляют о своей непричастности, эксперты уверены, что в данном случае правительство будет действовать по аналогии с Pacific Andes, которой пришлось продать акции подконтрольных компаний государству.
Как стало известно «Ъ», Управление федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю усмотрело признаки нарушений федерального закона ФЗ-57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в деятельности трех приморских компаний. «Мы проводили расследование в отношении ООО «Дальтрансфлот», ООО «Уссури» и ЗАО «Дальрыбпром» на предмет нарушения ими ФЗ-57. У всех трех компаний имеются признаки нарушения данного закона»,— заявил «Ъ» руководитель управления Сергей Вялых. Напомним, рыбопромышленные компании ООО «Дальтрансфлот», ООО «Уссури» и ЗАО «Дальрыбпром» попали в поле зрения антимонопольщиков около месяца назад, когда глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что около 20 российских рыболовецких предприятий незаконно попали под контроль корейских бизнесменов. «Они (корейские компании — «Ъ») не получали от РФ квот на вылов водных биоресурсов. Они должны уйти — так же, как это сделала Pacific Andes»,— заявил господин Артемьев. Тогда речь шла о нарушении сразу двух законов — ФЗ N57 «Об иностранных инвестициях» и ФЗ N166 «О рыболовстве», согласно которым иностранные компании не могут приобретать активы в России без специального разрешения, а закон «О рыболовстве» напрямую запрещает (касается рыбодобычи).
Как сообщил господин Вялых, информация о нарушениях будет передана в ФАС. «Затем ее рассмотрит правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева. В их компетенции принимать окончательное решение. Скорей всего корейским бизнесменам будет предложено приобрести доли в компаниях по переработке рыбы на берегу, что не противоречит российскому законодательству»,— предположил господин Вялых. Он отметил, что компании вряд ли будут лишены квот, так как «в законе нет такого механизма».
По информации «Ъ», полученной от участников рынка, 20 российских юридических лиц, упомянутых господином Артемьевым, контролируют вылов 220-250 тыс. тонн минтая, или 12-15% общероссийской квоты на этот вид рыбы. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», лишь четыре из них являлись или являются на данный момент официальными учредителями юридических лиц в РФ, в качестве основного вида деятельности которых указана добыча рыбы. Так, сеульская Silla Co LTD до 2012 года владела приморским ООО «Авангард», после чего компания была перепродана ООО «Парус», единственным владельцем которого является гражданин Хе Ден Хи. Hansung Enterprise является соучредителем сразу трех рыбодобытчиков РФ в Приморском крае — ООО «Антарес», ООО «Уссури» и ОАО ДМП. Корейские Sajo Industries и SajoDaerim Corporation до февраля 2013 года значились учредителями еще шести российских юридических лиц, среди которых ООО «Орион», ООО «Оладон», ООО «Поллукс» и др. Большинство из них в начале года неожиданно получили одного владельца, или перешли под контроль связанных с ним структур, или были ликвидированы.
Сами участники рынка, в отношении которых проводилось расследование, отрицают свою аффилированность с корейским рыбным бизнесом. «В настоящее время учредители ООО «Уссури» - это российские компании ООО «Антарес» и ООО «Новое время»,— заявил «Ъ» источник в руководстве компании, пожелавший остаться неназванным. Похожее заявление сделали и в ЗАО «Дальрыбпром». «Наши учредители — физические граждане России, мы не понимаем, почему нас причислили к корейскому бизнесу. Возможно, мы будем судиться, чтобы отстоять свою деловую репутацию»,— заявил сотрудник компании, представившийся помощником генерального директора. В ООО «Дальтрансфлот» от комментариев отказались, сославшись на то, что руководство находится в Хабаровске.
Между тем по подсчетам журналистов корейского издания «Чунан ильбо», 86% поступающего в страну минтая добыто именно российскими компаниями, фактически принадлежащими южнокорейскому бизнесу. На страницах газеты эти организации названы «совместными компаниями». По информации издания, существует 14 «совместных» рыболовных компаний, которые владеют 23 судами. «Согласно прогнозам специалистов, в 2013 году эти организации должны были поставить на корейский рынок 225 тыс. тонн минтая. Такая рыба считается произведенной в России, но на ее ввоз существует определенная льготная пошлина»,— сообщается в публикации.
По мнению южнокорейских компаний, расследование было инициировано после заседания российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, которое состоялось в прошлом месяце. «Россия потребовала от правительства и деловых кругов Южной Кореи совместного финансирования строительства рыбных рынков и логистических центров вблизи портов Дальнего Востока. Корейская сторона ответила отказом»,— цитирует бизнесмена издание. По словам источника «Чунан ильбо» в Ассоциации океанического рыболовства Республики Корея, сейчас большинство отраслевых организаций находятся в очень трудном финансовом положении, поэтому быстро найти компанию, способную вложиться в столь масштабные проекты, не представляется возможным.
Эксперты полагают, что правительство в данном случае будет действовать как и в случае с китайской Pacific Andes. Ей пришлось акции подконтрольных российских компаний, через которые китайцы контролировали около 60% вылова российского минтая, продать государству. «Государство само создало систему аукционов на водные биоресурсы, и рыбаки были вынуждены кредитоваться у иностранцев, так как не имели реальных средств для торгов. Именно тогда иностранцы и стали фактическими владельцами российских ресурсов»,— напомнил глава медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Сейчас же, когда внедрена и успешно работает совсем другая система распределения ресурсов (в основе лежит исторический принцип — «Ъ»), схема, по которой иностранцы продолжают работать в российских водах, государство не устраивает, полагает эксперт. По его словам, предполагалось, что новый принцип будет работать на благо российского берега, российской экономики. «А вышло, наоборот — иностранные агенты фактически как имели, так и имеют полный контроль над стратегически важным ресурсом — рыбой»,— говорит господин Климов. Именно поэтому эксперт назвал итоги проводимого ФАС расследования «ожидаемыми».
«По факту кампания ФАС должна выявить законопослушных рыбаков и отсечь всех, кто использует серые, нелегальные схемы в бизнесе, вычистить из отрасли иностранцев, чтобы уже в 2018 году закрепить квоты на 20-летний срок действительно за российскими рыбаками»,— заключил господин Климов.
Ксения Писарева
Данный материал находится по адресу: http://kommersant.ru/doc/2265526