Нашей рыбы много, но нам её не дадут? - радиостанция Вести ФМ
Губернатор Приморья Владимир Миклушевский предлагает ограничить экспорт сырой рыбы. Заградительные пошлины должны стимулировать её переработку на российской территории, считает глава региона. Пока дальневосточная рыба не доезжает до Центральной России даже в сыром виде: рыбаки ждут максимальной цены и снижения транспортных расходов. Тем временем норвежские производители нашли обходные пути для своей продукции, которую запрещено поставлять в Россию: сёмгу, лосось и форель завозят в Белоруссию. Там рыба получает новый таможенный код и отправляется на российский рынок. С подробностями - экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Павел Анисимов.
Завершение лососёвой путины практически во всех регионах страны вновь поставило вопрос: почему российский лосось так и не появился на прилавках магазинов. Рыбзаводы рапортуют: холодильные камеры на Дальнем Востоке забиты красной рыбой. Но отправлять её в другие регионы страны слишком долго, обременительно и дорого. Железнодорожный тариф не изменился - доставка одного килограмма рыбы до Москвы обходится около 10 рублей. Но из-за дефицита рефрижераторов стоимость самой перевозки выросла за последний месяц в полтора раза, говорит член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов:
"Когда РЖД говорят, что снизили тариф на железнодорожные перевозки, они умалчивают, что цена рефрижераторных секций увеличивается в разы. Потому что это абсолютно разные вещи - цена рефсекций и тариф, по которому они их пропускают".
Кроме того, только на ветеринарное оформление рыбаки тратят более 3 миллиардов рублей в год. Проще и выгоднее отправить улов в порты Китая: местные предприниматели за доллары принимают качественную рыбу без бюрократических проволочек.
Чтобы поддержать отечественного производителя, власти Приморья предлагают ввести заградительные сборы на экспорт рыбы. По мнению главы региона Владимира Миклушевского, нынешний уровень пошлин в 5 процентов недостаточен. Ограничение вывоза сырой рыбы и будет стимулировать её переработку на российском берегу. Без новых технологий это невозможно, отмечают эксперты. А заградительные пошлины ещё больше усугубят ситуацию в отрасли. Вся рыба хлынет на внутренний рынок, цена на неё резко упадёт. Это поставит рыбаков в ещё более тяжёлое положение, полагает президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев:
"К сожалению, Дальний Восток производит то же самое, что и в советское время - в большей степени мороженую блочную рыбу, которую без последующей переработки использовать для продажи нельзя. Здесь решение находится в несколько другой плоскости. Надо производить прямо на суднах, которые эту рыбу добывают, тот продукт, который был бы не сырьём, а готовой продукцией. Хотя бы ту же самую мороженую блочную рыбу, но проложенную плёнкой, чтобы её можно было разделить, не размораживая. Так производят, например, испанцы или аргентинцы".
Пока дальневосточная рыба лежит без движения в Приморье, на столичные прилавки стали возвращаться норвежские сёмга и лосось. О контрабанде речи не идёт - европейцы обходят введённые ограничения через Белоруссию. По словам Эдуарда Климова, норвежскую рыбу в Россию поставляет белорусская компания Santa Bremor, которая владеет брендом "Русское море". У компании есть завод в Бресте. После переработки попавшая под запрет рыба получает новый таможенный код и поступает на российский рынок без нарушения соглашений, утверждает исполнительный директор российского "Рыбного союза" Сергей Гудков:
"Белорусская сторона делает филе, делает из него продукт с высокой добавленной стоимостью - солёную, копчёную рыбу, нарезку, упаковывает под брендом и отправляет в розничные сети (в том числе, в Российской Федерации). Цены от этого выросли приблизительно на 15-20 процентов".
Желание норвежцев вернуться на российский рынок понятно. В 2013 году на нашу страну пришлось 3/4 норвежского экспорта морепродуктов, которые сегодня буквально некуда девать. С прошлой недели для поставщиков из Норвегии закрыт китайский рынок. Местные власти ввели запрет на ввоз северной сёмги из-за возможного заражения рыбы вирусом.
Тем временем, дальневосточные рыбаки готовятся к сельдевой путине и решительно настроены заменить выпавшие для российских переработчиков объёмы атлантической сельди. Вопрос только в том, когда улов попадёт на наши прилавки.
Данный материал находится по адресу: http://radiovesti.ru/article/show/article_id/148042