- Накануне общего собрания ВАРПЭ в средствах массовой информации развернулась острая дискуссия относительно эффективности работы этого объединения и недостаточного внимания руководства ВАРПЭ к интересам дальневосточного рыбацкого сообщества. Как Вы прокомментируете эту дискуссию?
- Дискуссию комментировать – занятие неблагодарное, потому что всякая дискуссия является отражением как долговременных интересов, так и сиюминутных настроений. В пылу полемики градус высказываний часто начинает расти, и комментировать такие острые высказывания – значит подливать масло в огонь.
- Надо ли это понимать так, что Вы не разделяете негативных оценок в адрес руководства ВАРПЭ?
- А я пока не видел ОЦЕНОК руководства ВАРПЭ со стороны дальневосточников – членов ВАРПЭ. Я видел оценки экспертов. И видел официальные обращения крупнейших российских рыболовных предприятий и авторитетных фигур в рыбацком мире. Уважаемые люди указали на факт официального обращения президента ВАРПЭ в Государственную Думу без предварительного согласования с Советом ВАРПЭ. Про это я читал.
- Но ведь любой факт может быть оценен?
- Оценка единичного действия того или иного руководителя (т.е. факта) и общая оценка деятельности руководства (т.е. совокупности фактов), а тем более общая оценка всей деятельности общественного объединения – это разные вещи. На мой взгляд, высказывания дальневосточников нацелены не на негативность оценок, как Вы выразились. Рыбаков интересует другое: эффективность работы ВАРПЭ и переформатирование внутреннего устройства этого общественного объединения.
- Можно, подробнее пояснить, что Вы имеете в виду?
- Поправлю: что МЫ имеем в виду. Это не моя личная точка зрения, это мнение многих крупных предприятий отрасли. В отрасли есть 10-15 крупнейших предприятий, на которые приходится 80% вылова и 70% товарной продукции. Некоторые из этих предприятий – прямо или опосредованно – входят в ВАРПЭ. По нашему мнению, они выполняют в этом общественном объединении ту же роль, что и постоянные члены ООН в этой международной организации, а значит – их права должны быть схожими. Прежде всего, это право вето: ни один ключевой, затрагивающий систему правового регулирования рыболовной отрасли вопрос не может быть принят без согласия постоянного члена. Только в этом – залог долголетия любого объединения. Продолжая аналогию, отмечу, что ООН переживала в своей истории не лучшие времена, но она их пережила, и сейчас ее авторитет в международном урегулировании достаточно высок.
- Коль Вы заговорили о международных делах, ответите на вопросы о Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке. Как вы оцениваете подготовку к этому мероприятию? Вообще, насколько нужен этот конгресс отрасли?
- Международный конгресс рыбаков – это перспективная площадка для обсуждения актуальных тем, которые интересуют бизнес, власть и науку. Другой такой площадки в России нет. Это данность. Действенность Конгресса на порядок выше, чем действенность многочисленных экономических и инвестиционных форумов, которые размножаются в последние годы с умопомрачительной быстротой. Причем действенность и для бизнеса, и для власти, и для науки.
Приведу несколько фактов. Первый факт. В 2004 году на первом конгрессе (он тогда назывался по другому, Рыбным форумом) было принято решение о скорейшем принятии базового закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Через три месяца, в декабре 2004 года закон был принят.
Второй факт. На конгрессе-2007 была высказана идея о десятилетних квотах. Летом-осенью 2008 года эта идея получила свое юридическое оформление.
Третий факт. В 2007 году на конгрессе была обозначена задача международной сертификации рыбных промыслов. Прошло два года… Ассоциация добытчиков минтая получила предварительную сертификацию на охотоморский и беринговоморский минтай, ЗАО «Гидрострой» близок к получению окончательной сертификации на лов лососевых на Курилах.
Четвертый факт. В 2008 году на Конгрессе Ассоциация добытчиков минтая заявила об амбициозной программе увеличения выпуска филе минтая. В этом году производство филе осуществляли уже 17 судов, а выпуск филе с начала года превысил 50 тысяч тонн (за весь прошлый год, он составил 30 тысяч тонн).
- А что Вы можете сказать о подготовке к нынешнему конгрессу?
- Могу сказать, что она могла быть и лучше. Понятно, что оператор этого мероприятия пока не может похвастаться солидным опытом работы. Отсюда досадные оплошности и несообразности. До сих пор не понимаю, почему не пригласили в деловую программу конгресса руководителей Пограничной службы, почему не пригласили представителей Россельхознадзора? Если бы не вице-губернатор Игорь Улейский, который очень внимательно отслеживает ход подготовки конгресса, как принято говорить в проектном менеджменте, управляет по отклонениям, мое беспокойство было бы куда больше. Но поскольку контроль администрации Приморского края за ходом подготовки приобрел вполне осязаемый вид, драматизировать ситуацию не стоит. Но главное в другом: Конгресс становится самостоятельным явлением, поэтому даже недостаточный профессионализм некоторых его организаторов не повредит общему делу. Рыбакам нужна и такая площадка и общественные объединения. Это главнее!
Александр ИВАНОВ, РИА Fishnews.ru
Июль 2009 г.