Вопросы дополнительной безопасности и защиты потребителя, ставшие важными для большинства импортеров, явились основанием для принятия комплексной многофункциональной стратегии безопасности и качества, которая учитывает всю производственно-сбытовую цепочку. Неотъемлемым составляющим этой цепочки, конечно, является технологическое и, в частности, перерабатывающее оборудование.
О важности соответствия этой тенденции, а также задачах, решаемых техническими перерабатывающими линиями, корреспонденту РИА Fishnews.ru рассказал региональный представитель компании «Альфа Лаваль» по ДВФО Виталий Ханаш.
- Среди основных задач, решаемых техническими линиями «Альфа Лаваль», стоит не только производство из малоценных продуктов переработки рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью и сохранением в максимальной степени пищевой или кормовой ценности продуктов. Важным требованием также является обеспечение безопасности этих продуктов для конечных потребителей и обеспечение экологичности самого производства.
Именно поэтому соответствие требованиям безопасности и качества не только производимой продукции, но и самого производства для всех ведущих компаний-производителей оборудования и производственных технологий, включая «Альфа Лаваль», сегодня стоит на первом месте.
Все оборудование «Альфа Лаваль», применяемое для производства продуктов пищевого и кормового качества, сертифицировано по ИСО 9001 и ИСО 14001, а также соответствует требованиям ГОСТ и СанПиН. Это подразумевает наличие у нашего оборудования ряда обязательных качеств, которые одновременно являются и его преимуществами. Среди них – простота и компактность линий, позволяющие устанавливать их даже на малых судах; поточное производство; система безразборной мойки; полное управление уровнем производительности; однородность качества выпускаемой продукции; низкие затраты на инвестиции и рабочую силу, а также быстрый возврат вложенных средств.
- Каким образом оборудование «Альфа Лаваль» на практике может влиять на соответствие требованиям ИСО и ХАССП?
- Прежде всего наше оборудование позволяет наладить производство, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Благодаря использованию технологии безразборной мойки обеспечивается повышение уровня гигиеничности производства. С помощью специального модуля, входящего в комплект линии, очистка технологических емкостей, насосов, сепарирующего оборудования может производиться ежедневно в автоматическом режиме.
Немаловажным является и отсутствие влияния человеческого фактора на качество и безопасность продукции. Системы «Альфа Лаваль» полностью компьютеризированы и автоматизированы, что обеспечивает максимальную эффективность при минимальном воздействии человеческого фактора и позволяет производить продукцию неизменно однородного качества.
Несомненно, одним из важнейших свойств нашего оборудования является экологическая безопасность. Полностью закрытые системы производства, 100% использование сырья и системы рекуперации тепла и сточных вод означают, что линии «Альфа Лаваль» представляют собой экологически чистое решение. Благодаря быстрому запуску установки отсутствует необходимость хранения запасов сырья, что в свою очередь устраняет проблемы, связанные с запахом, а также исключает потребление энергии в период хранения.
И, конечно, для соответствия требованиям ИСО и ХАССП необходимо, чтобы само оборудование в ходе эксплуатации не теряло своих высоких характеристик. Это обеспечивается надежностью поставки и сервисного обслуживания оборудования «Альфа Лаваль» в авторизированных сервисных центрах, приближенных к заказчикам. Помимо дистанционного контроля функционирования самого оборудования и его эксплуатации на предприятиях, наши инженеры обеспечивают профилактическое обслуживание, обучение персонала, техническую поддержку, проверку эффективности, ремонт и восстановление оборудования и модернизацию производства.
- «Альфа Лаваль» многие знают по опреснительным установкам, сепарации, очистке топлива, различных масел, но, насколько нам известно, большое внимание в компании уделяется и переработке белков, в том числе рыбных?
- Как ни странно, сегодня в России пока именно этому направлению производители уделяют внимания меньше всего. Вместе с тем стоит учитывать, что если рыбное филе при переработке (филетировании) составляет примерно 22-25% от улова (для примера берем переработку минтая), а на вторую по значимости товарную позицию – икру – приходится порядка 5%, то оставшиеся 70% (!) улова составляют отходы.
В случае простой заморозки и производства б/г данные, конечно, будут отличаться, но мы говорим именно о глубокой переработке, поскольку в настоящий момент даже на российском рынке все больше возрастает потребление рыбопродукции именно в этом виде.
«Альфа Лаваль» способна предложить комплексную систему переработки рыбных отходов в высококачественные товарные позиции. Основными критериями при этом ставятся максимальное извлечение готового продукта из сырья при однородно высоком качестве продуктов и как следствие – максимальная прибыль для производителя.
В основе наших решений лежат следующие базовые технологические модули: «Альфа Плюс» (производство сурими и промытого рыбного фарша), линия «КонДек» (производство т.н. белой рыбной муки и пищевого жира) и линия «Центриливер» (переработка и выделение жира из печени).
Большая часть отходов может быть переработана на рыбомучной установке для получения рыбной муки и жира. К примеру, при использовании установки типа «КонДек» для переработки отходов в объеме 65-67% от улова, можно получить следующие товарные позиции: белая рыбная мука (до 12% от улова) и пищевой рыбий жир (0,5-0,8% от улова). Напомню, что речь идет о рыбьем жире, получаемом из минтая, при переработке других видов рыб выход данной продукции может быть и выше.
Переведем проценты в конкретные цифры на примере судовой переработки при среднем улове на одно судно, к примеру, порядка 100 тонн в день. После переработки филе (разделки на филе и добычи икры) объем отходов составит около 67 тонн (реальное значение может варьироваться в зависимости от типа рыбы). При помощи технологии «КонДек» из данных отходов можно получить белую рыбную муку (11 800 кг) и пищевой рыбий жир (765 кг).
Здесь стоит отметить, что в настоящее время производить технический рыбий жир – это просто сжигать его, притом, что пищевой или кормовой рыбий жир пользуется довольно высоким спросом. Поэтому, по нашему мнению, перерабатывать отходы в технический рыбий жир сегодня уже не представляет смысла.
Наша же установка позволяет бережно вытапливать жир и получать, в том числе, муку высокого качества с высоким содержанием незаменимых аминокислот, что немаловажно для конечного потребителя рыбной муки – прежде всего животноводческих комплексов.
Также можно увеличить выход филе при помощи получения на установках сурими (промытого рыбьего фарша). При подаче на линию «Альфа Плюс» можно увеличить на 5-6% выход белков для питания людей. В этом случае общее извлечение из круглой рыбы составит 27-31%. Соответственно можно повысить и рентабельность всей переработки. Здесь также важно учитывать оперативность производства, поскольку сурими, изготовленное из замороженного сырья, уже не является качественным продуктом.
- И как компания «Альфа Лаваль» оценивает готовность российских производителей к столь важному шагу – модернизации производства на своих предприятиях и, соответственно, приближению к норам качества и безопасности рыбопродукции, разработанным основными мировыми импортерами?
- На мой взгляд, позицию самих рыбаков очень четко обозначил генеральный директор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков, который в своем интервью РИА Fishnews.ru отметил, что «для того, чтобы изменить положение, нужна определенная решимость. Ведь психология такова: мы сегодня работаем, и все хорошо – значит, так будет всегда. Однако мы все равно придем к пониманию необходимости модернизации производства».
Так что рано или поздно это понимание воплотится в конкретные действия рыбаков и рыбопереработчиков, и в России окончательно перейдут от пропаганды принципов устойчивого рыболовства к реальному их воплощению на практике.
Поэтому уже сегодня необходимо заострить внимание не только на внедрении современного высокотехнологичного оборудования на существующих производствах, но заложить это условие при проектировании новых судов, чтобы в дальнейшем максимально уменьшить затраты на установку, дальнейшее использование оборудования, а также на трудовые ресурсы при его эксплуатации и обслуживании.
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru
Ноябрь 2009 г.