К примеру, такая неотъемлемая составляющая любого пищевого производства как отходы не всегда является его уязвимым местом. Рыбной отрасли в этом плане повезло. Здесь отходы переработки однозначно можно назвать ценным продуктом: они находят спрос во многих отраслях, от химической, сельскохозяйственной, до пищевой и даже фармацевтической. Особенно если качеству рыбной муки и рыбьего жира было уделено должное внимание при производстве.
Однако для начала стоило бы выяснить, в чем же интерес для самих рыбопромышленников инвестировать еще и в отходы? И есть ли уверенность в окупаемости таких вложений? На эти и другие вопросы РИА Fishnews.ru ответил региональный представитель компании «Альфа Лаваль» Виталий Ханаш.
- Для того чтобы показать, насколько актуален вопрос отходов при переработке рыбы, стоит лишь привести пару цифр (сами рыбаки о них прекрасно знают) – 20-30% от улова составляют отходы при потрошении товарной рыбы, а при производстве филе они достигают все 70%. Те же немногие, кто уделяет внимание их переработке, в большинстве случаев сводят процесс исключительно к выпуску муки. К сожалению, производство такого ценного продукта как рыбий жир у нас в стране сегодня незаслуженно забыто.
Между тем сфера использования этого продукта очень широка. В зависимости от его сорта, т.е. степени очистки, рыбий жир может быть использован как для технических целей (изготовления смазочных материалов и даже топлива, для обработки кожи и т.д.), так и для пищевых (в том числе производства питательных добавок для отраслей животноводства, аквакультуры) и медицинских (изготовление лекарственных препаратов, биодобавок, косметических средств и др.). В конце концов, все мы практически с детства знаем о полезных свойствах для человеческого организма самого правильного, рыбьего жира.
Но на выгоду от работы с этим направлением не обращают внимания ни производители, ни государство.
- Но так ведь было не всегда?
- Конечно. В советские времена потребление, а значит и производство отечественного рыбьего жира было поставлено на поток. Была развита вся необходимая инфраструктура для его сбора (приемки) на промысле, переработки, доведения до потребителя. Все это делалось в масштабах страны и с подачи государства.
Сегодня вопрос стоит диаметрально противоположно: переработчик вынужден решать сам, как ему избавляться от этого побочного продукта побыстрее и подешевле, умудряясь не нарушать при этом природоохранное законодательство.
- А о чем говорит современная статистика: насколько велик спрос на этот продукт сегодня и отвечает ли этим запросам производство?
- Статистика опирается на данные вылова и переработки мировых лидеров в этом секторе производства: Чили, Перу, Норвегии, Дании, Исландии, США. К сожалению, Россия в этот список не входит.
Что касается состояния мирового рынка рыбьего жира, то в 2000-х годах его объем находился в диапазоне 0,8-1 млн. тонн и в последние пару лет держался на максимальной отметке, порой превышая верхнюю границу. Судя по всему, тенденция сохранится, так как к середине 2011 года, по данным Международной организации рыбной муки и рыбьего жира (IFFO), страны-производители в среднем на 50% увеличили использование сырья для выпуска рыбьего жира.
Если говорить о ценах на рыбий жир, то рекордного показателя они достигли в начале прошлого года – 1,8 тыс. долларов – и после некоторых колебаний установились на отметке 1,3 тыс. долларов за тонну. В целом столь большие колебания цен сделали рынок «осторожным», но не снизили спрос. А с учетом растущей потребности в рыбьем жире со стороны аквакультуры (особенно с возвращением Чили на рынок производителей лосося) и достаточно сильной позицией рынка пищевых добавок аналитики предсказывают дальнейший рост цен в этом секторе.
Что касается отечественного рынка рыбьего жира, то по некоторым данным, к 2010 году спрос на этот продукт превысил 300 тыс. тонн. С большой долей вероятности можно предположить, что с учетом того внимания, которое сегодня уделяется развитию аквакультуры и животноводства в нашей стране, эта цифра будет стремительно расти. Однако пока существующая потребность удовлетворяется в значительной степени за счет продукции импортного производства, доля которого в общем объеме предложения доходит до 89%.
- Что же получается: спрос есть, переработка рыбы в России тоже осуществляется, а значит, есть и жир, причем полученный из «дикой», морской рыбы. Почему же он не находит своего покупателя?
- Естественно, отходы при переработке рыбы есть всегда, и если вы производите из них муку, то и жир у вас есть по определению. Но без должной обработки продукт такого качества в лучшем случае можно продавать за копейки либо сжигать как топливо на собственном производстве. Рынок же ждет продукт более высокого сорта. В результате на предприятиях мы постоянно наблюдаем, как люди мучаются, пытаясь создать какие-то каскадные системы очистки, чтобы привести этот жир в надлежащее состояние. Самостоятельно пробуют решать эти проблемы, в то время как все технологии для этого уже давно разработаны производителями оборудования и применяются во всем мире. И могу с уверенностью сказать, что «Альфа Лаваль» занимает в этом деле весьма сильные позиции, так как первооснова очистки жира – это сепарация, которая является одной из ключевых технологий для нашей компании.
- Тогда, возможно, производителей рыбопродукции останавливает цена вопроса?
- Оборудование для переработки отходов – это не дорогостоящие нанотехнологии, а стандартные решения, производство которых поставлено на поток.
Например, скребковые теплообменники «Контерм». Обработка продукта в них осуществляется в условиях полной герметичности и при оптимальной температуре плюс 92-95 градусов, что позволяет получать жир высокого качества. Альтернатив этому оборудованию в мире нет – это абсолютно эксклюзивная технология «Альфа Лаваль». Кстати, в нашей практике есть пример, когда иностранный покупатель рыбьего жира ставил перед российским производителем обязательное условие, чтобы переработка осуществлялась на линиях, оснащенных именно оборудованием «Альфа Лаваль».
Достаточно просто при помощи определенных агрегатов, произведенных нашим концерном, модернизировать и уже имеющиеся на предприятии, но устаревшие установки для выпуска качественного жира – все элементарно.
Более того, в настоящее время благодаря сотрудничеству «Альфа Лаваль» с российской компанией «Технологическое оборудование» мы стали еще доступнее для рыбопроизводителей. На это, в частности, указывает и растущее число запросов на установки по переработке отходов.
Так что потребность в переработке рыбьего жира действительно есть, просто для решения этих вопросов у производственников не хватает либо опыта, либо знаний.
- А от кого чаще поступают запросы на такое оборудование, где сильнее потребность и больше возможности в переработке рыбьего жира – в море или на берегу?
- В основном обращается берег. Есть, конечно, и запросы от судовладельцев, которые хотят установить такие агрегаты на перерабатывающих судах, но практика показывает, что производство высококачественного рыбьего жира непосредственно в море довольно проблематично.
Причем вопрос не в качестве сырья – там оно как раз самое подходящее, так как рыба попадает на переработку сразу из сетей, – или в условиях переработки, а в логистике. Сегодня судовая переработка ориентирована в первую очередь на заморозку: соответствующим образом продумываются и условия хранения продукции на борту, и схема ее доставки покупателю. К хранению и транспортировке рыбьего жира предъявляются особые требования: полностью герметичная упаковка (поскольку жир очень легко взаимодействует с кислородом и быстро окисляется), определенный температурный режим, в конце концов, отдельные площади для его хранения на борту до отправки на берег. В России в настоящее время нет специализированных жировых танкеров, которые бы вывозили рыбий жир из районов промысла, как это было в СССР.
На береговых предприятиях гораздо проще решить все эти вопросы. К тому же, если говорить о дальневосточном регионе, у берега есть огромный потенциал в этом плане еще и благодаря отличному сырью – лососю. Кстати, более 50% рыбьего жира в мире добывают именно из красной рыбы.
Популярным объектом промысла у нашей «прибрежки» являются и камбалы, а они – лучший источник омега-3 жирных кислот, если сравнивать с минтаем, тихоокеанской треской или макрурусом.
Так что, на мой взгляд, в России есть все условия и возможности для обеспечения в рыбьем жире потребностей рынка, и не только внутреннего. А развивающиеся химическая, сельскохозяйственная отрасли, аквакультура и другие направления реального сектора экономики, уверен, обеспечат необходимый спрос для того, чтобы инвестиции переработчиков в развитие своего производства окупились сполна.
И конечно, не стоит забывать о такой проблеме, как ограниченность ресурсов. Производство рыбьего жира способно заметно увеличить доход предприятий отрасли без наращивания объемов вылова.
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru
Март 2012 г.