Интервью

30 апреля 2010 года
Антон СУХОРУКИХ

О мнимой и явной государственной поддержке

Антон СУХОРУКИХ, Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование»

На совещании в Мурманске премьер-министр России Владимир Путин поднял вопрос о современном состоянии и развитии береговой инфраструктуры рыбной отрасли. Прежде всего, это касается транспортно-логистической цепочки и мощностей по переработке рыбы. Можно утверждать со всей ответственностью – состояние этой инфраструктуры очень и очень скверное. О том, какие действия предпринимают российские власти, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, о роли российских компаний в решении существующих проблем беседуют генеральный директор ООО «Фишньюс» Яна Яшина и директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование» Антон Сухоруких.

- Компания «Технологическое оборудование» является крупнейшим предприятием на Дальнем Востоке, которое как раз и занимается развитием береговой инфраструктуры рыбной отрасли.

- Крупнейшим, пожалуй, даже в масштабах России. Во-первых, мы производим практически всю линейку оборудования, используемого для переработки рыбы, икры, морепродуктов. Мы проектируем, строим, реконструируем и модернизируем, оснащаем «под ключ» рыбоперерабатывающие предприятия любой мощности и глубины переработки. Во-вторых, мы проектируем и строим холодильные склады, являющиеся важнейшей частью береговой транспортно-логистической инфраструктуры.

Компания «Технологическое оборудование» занимает более половины этого рынка на Дальнем Востоке России, который, как известно, дает стране более 70% рыбопродукции. Только за первые шесть месяцев 2010 года нашей компанией будут серьезно реконструированы и переоснащены десять крупных рыбоперерабатывающих заводов, среди которых береговые производства таких камчатских предприятий, как колхоз им. В. И. Ленина, «Командор», «Устькамчатрыба». На Сахалине и Курилах это «Фирма «Морепродукт» и «Фабрика орудий лова», в Хабаровском крае – колхоз им. В. И. Ленина. Мы занимаемся этим уже 12 лет. Так что мы хорошо знаем все проблемы состояния береговой инфраструктуры и имеем серьезный опыт реального решения этих проблем в российских условиях.

- Можно ли сказать, что у вашей компании нет конкурентов, и вы работаете в весьма благоприятных условиях?

- Мы работаем в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными производителями, которым их правительства всемерно помогают в продвижении на российский рынок. Эта помощь настолько ощутима, что японские и южнокорейские компании могут позволить себе продавать в России свою продукцию в убыток, поскольку эти убытки им компенсируются из бюджета, и определенная норма прибыли также выплачивается за счет государственных средств – хорошая, кстати, норма, – вдвое выше нашей.

И даже в таких условиях наша компания развивается быстрыми темпами, каждый год наращивает производство, увеличивает свою долю рынка. Потому что мы лучше знаем российские условия, лучше ориентируемся в потребностях отрасли, предлагаем лучшие компоновочные, конструкторские, инженерно-технические решения, чем наши иностранные конкуренты, можем обеспечить более высокий уровень технического сервиса и не проигрываем в качестве. Хотя это дается с каждым годом все труднее и труднее.

По итогам прошлого года наша прибыль в производстве составила около 5%. А из этих средств нам приходится еще финансировать НИОКР, производство экспериментальных образцов новых машин, которые нужны российским рыбопереработчикам. За границей подобные расходы компаниям также компенсируются разными способами: предоставляются гранты, налоговые льготы, существует институт государственного заказа на проведение НИОКР. В России никаких преференций ведущим такую деятельность предприятиям не предусмотрено. Разве что в области нанотехнологий. Однако нанорыбу наши рыбаки пока добывать не научились, так что мы к этой области не относимся.

- А какие меры предпринимает в этой связи российское правительство?

- Наше правительство тоже активно и с душой поддерживает иностранные компании, усиленно продвигая их интересы на российском рынке. Свежайший пример – с 26 по 28 апреля во Владивостоке пребывала весьма представительная делегация Росрыболовства совместно с не менее представительной делегацией чиновников и бизнесменов Южной Кореи. Были организованы встречи с российскими рыбопромышленниками, на которых представители Росрыболовства настойчиво советовали нашим рыбакам сотрудничать с южнокорейскими производителями. Схожие мероприятия Росрыболовства постоянно организовывает на Дальнем Востоке и для представителей других государств – Японии, Норвегии, КНР и иных стран. Только за первые 4 месяца 2010 года их прошло уже несколько. Российские производители о таком внимании и таком содействии со стороны российского правительства могут только мечтать. Не то, что за границей – в своей собственной стране хотя бы.

- В Мурманске премьер-министр Владимир Путин заявлял о том, что развитие рыбной отрасли находится среди приоритетных направлений экономической политики государства, и именно силами российских компаний-производителей оборудования, судостроителей, – должна осуществляться модернизация отрасли.

- Как видите, заявления Путина игнорируют даже его собственные прямые подчиненные. Соответственно, и нам нет смысла воспринимать их всерьез. Хотя слышать их, безусловно, приятно.

- Какова, на Ваш взгляд, программа российского правительства по развитию береговой инфраструктуры рыбной отрасли?

- Каких-либо конкретных и осмысленных действий, сколько-нибудь внятной государственной политики по модернизации береговой инфраструктуры рыбной отрасли нет. Дистиллированная горбачевщина: «Начать с тем, чтобы продолжить, а затем углубить, и, в конечном счете, расширить».

- Возможно, у власти и бизнеса просто нет уверенности в долгосрочной перспективе отрасли?

- Российская рыбная отрасль – одна из немногих, показавших серьезный рост в кризисные годы при практически нулевых государственных финансовых вложениях. Как следствие, иностранные компании, организованные и поддержанные своими правительствами, при всемерном содействии правительства российского, резко активизировались в работе с нашими рыбаками.

Иностранцы, которых первая волна кризиса задела гораздо сильнее, чем Россию, накрепко усвоили урок – широко разрекламированная постидустриальная, потребительская экономика представляет собой мыльный пузырь, и в любой момент может просто сдуться, исчезнуть вместе с вложенными деньгами, а рыба будет ловиться, перерабатываться и потребляться людьми всегда, при любых биржевых индексах и даже в отсутствии самих бирж. И зарубежные деньги стремятся в Россию, чтобы зацепиться за реальные активы, под которыми есть реальный, необходимый людям продукт и гарантированный спрос на этот продукт, в то самое время, как российские деньги, выжатые из реальных активов, бегут за границу вкладываться в активы виртуальные. Мы постоянно получаем интересные предложения о сотрудничестве от иностранных компаний. А от российских компаний и органов власти мы получаем только уведомления о повышении налогов, цен и тарифов на материалы, комплектующие, аренду, электроэнергию, ЖКХ и все остальное.

Это никак не свидетельствует об отсутствии уверенности в долгосрочной перспективе рыбной отрасли. Скорее о том, что у российских власти и бизнеса нет понимания, что с этой уверенностью делать.

- Какие действия власти могли бы свидетельствовать о реальной, а не показной заинтересованности в развитии глубокой рыбопереработки в России?

- Это те действия, которые были бы направлены на решение реально существующих задач. В первую очередь, люди, желающие заняться глубокой переработкой рыбы и морепродуктов, сталкиваются со следующими типичными проблемами.

Первая – это отсутствие помещений, пригодных для размещения в них пищевых производств, и чудовищная дороговизна приведения изначально неприспособленных для этого помещений в соответствие с требованиями.

Вторая – это отсутствие квалифицированных технологов и инженеров-производственников. В самых рыбных регионах вообще огромная проблема с кадрами, даже и неквалифицированными. Очень мало людей.

Третья – высокая стоимость разработки проекта цеха глубокой переработки, технологических линий для него, острый недостаток квалифицированных и объективных предложений от проектировщиков.

Четвертая проблема – дороговизна таких линий в производстве, поскольку каждая из них проектируется практически «с нуля», под конкретное помещение, и нет возможности запускать их в серию. В итоге, запуск такого производства очень и очень дорого обходится. Это, кстати, в полной мере относится и к первичной рыбопереработке.

Сейчас много желающих заниматься глубокой переработкой рыбы и морепродуктов. Количество людей, заказывающих у нас проекты линий и цехов для глубокой переработки, обращающихся к нам за консультациями по связанным с этим вопросам, в последний год намного увеличилось. Однако поскольку вход на рынок дорогой, дальше проектов дело продвигается редко.

Действенное лекарство тут одно – стандартизация и серийное производство. Если поставить производство таких линий, спроектированных под конкретное помещение, на поток, они будут обходиться в разы дешевле. Если бы государство заказало серию проектов типовых цехов по глубокой переработке, организовало строительство типовых зданий под их размещение в регионах и серийное производство оборудования для них, предоставляло бы землю под эти здания на льготных условиях, недорогие кредиты на организацию предприятий по глубокой переработке, то количество людей, занимающихся ею, резко возросло бы. Это помогло бы решить и проблему квалифицированных кадров – научить людей работать на конкретной линии и обслуживать ее гораздо проще и быстрее, чем готовить специалистов широкого профиля, а серьезное техобслуживание и поддержку можно возложить на производителя.

Это не требует значимых в масштабах государства финансовых вложений. Необходим только ряд ответственных решений, которые будут выполняться, и организационных мероприятий, причем в рамках уже принятых законов и программ. Вот эти и подобные действия в смежных областях однозначно свидетельствовали бы о реальной заинтересованности органов власти в развитии отрасли. А никак не широкомасштабное строительство заведомо избыточных мощностей.

- Да, всем памятен скандал прошлого года, когда некоторые уважаемые люди, желая поднять стоимость перевозки рыбы и снизить закупочные цены на лососевые, организовали небольшой транспортный коллапс. Все помнят, почему этот коллапс рассосался как по волшебству. Как из этих событий можно было сделать вывод, что нам, чтобы это не повторилось, нужны новые причалы, гигантские склады и железнодорожные рефсекции в огромных количествах – умом не понять.

- Именно так. Зачем наращивать портовые мощности, когда в портах хронически недозагружены даже уже имеющиеся? Зачем строить по всей стране новые мощные холодильники, когда действующие стоят пустыми (я не говорю об относительно небольших, операционных складах и собственных складах рыбодобывающих компаний и крупных оптовиков)? Зачем тащить иностранцев туда, где отлично справляются российские компании? Вы видели хоть одну страну, кроме нашей, которая не то что сдает, а прямо-таки навязывает на уровне правительства свой собственный перспективный и растущий рынок зарубежным фирмам? «Министерство государственных умопомрачений» Салтыкова-Щедрина в действии.

- Если просто облегчить вход на рынок для всех желающих, на него будут выходить и неэффективные предприниматели, которые не справятся с производством и реализацией продукции.

- Неэффективный предприниматель разорится, а предприятие останется. Останется здание, останется оборудование, останутся рабочие места. На место неэффективного придет эффективный, только и всего. Сделанные вложения будут окупаться, нужная продукция будет производиться, рабочие места будут появляться, налогооблагаемая база будет расти, строители, металлурги, машиностроители будут получать заказы, внутренний спрос на рыбу вырастет, у рыбаков и предприятий аквакультуры будет стимул для опережающего развития. С точки зрения коммерсанта, которому все вложения нужно окупить за счет того юридического лица, в чей адрес они произведены, конечно, такой подход не оправдан, а с точки зрения государства – более чем.

Fishnews.ru

Апрель 2010 г.

Антон СУХОРУКИХ, другие интервью.

04 июня 2009 года
Антон СУХОРУКИХ

В отрасли назрело масштабное техническое перевооружение

Антон СУХОРУКИХ, Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование»

Провозгласив курс «Рыба на берег!», государство поставило целью развивать переработку продукции морского промысла на российской территории. Закон вступил в силу, и рыба мало-помалу потянулась в родные порты. По логике, оттуда ей прямой путь в цеха рыбоперерабатывающих предприятий. Однако возросшая загрузка береговых мощностей потребует обновления производственной базы, ведь устарел не только флот, техническое состояние большинства отечественных заводов далеко от идеального. Как модернизировать производство в кризис? Какие новинки могут предложить рыбопромышленникам производители оборудования? Какой технике отдать предпочтение: отечественной или зарубежной? Эти вопросы корреспондент РИА Fishnews.ru задал директору по маркетингу и развитию дальневосточной компании «Технологическое оборудование» Антону СУХОРУКИХ.

25 августа 2010 года
Антон СУХОРУКИХ

Процесс пошел!

Антон СУХОРУКИХ, Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование»

Интерес рыбопромышленников к технологиям переработки сырья, строительству и модернизации береговых рыбоперерабатывающих предприятий не просто перешел в практическую плоскость, а реализуется повсеместно и мощными темпами. Во всяком случае об этом свидетельствуют данные специалистов ООО «Технологическое оборудование». Однако создание индустрии береговой рыбопереработки могло бы происходить быстрее и на качественно более высоком уровне, если бы инициатива бизнеса организационно поддерживалась государственной властью. Так считает директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование» Антон СУХОРУКИХ. В интервью, данном журналу «Fishnews – новости рыболовства», Антон Леонидович также предостерег переработчиков от ряда, увы, распространенных ошибок.

11 июля 2011 года
Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование» Антон СУХОРУКИХ

Индустриализация отрасли может оставить рыбаков за бортом

Антон СУХОРУКИХ , Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование»

С 3 по 5 мая в Брюсселе прошли два крупнейших мероприятия: European Seafood Exposition и Seafood Processing Europe. Объединившись, эти два события образуют крупнейшую выставку морепродуктов в мире и привлекают посетителей более чем из 140 стран. Здесь представлены все основные категории участников рыбного рынка: импортеры и экспортеры, посредники и агенты, переработчики, производители и поставщики оборудования, рыбодобывающие компании и аквакультура, услуги, оптовая и розничная торговля, предприятия общественного питания. Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование» Антон Сухоруких рассказал корреспонденту журнала «Fishnews-Новости рыболовства» о том, чем привлекателен Брюссель именно для его компании и поделился мнением о судьбе глубокой переработки применительно к российским реалиям.

30 марта 2012 года
Антон СУХОРУКИХ

Безотходная рыбопереработка стала реальностью

Антон СУХОРУКИХ , Директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование»

Владивостокская инжиниринговая компания «Технологическое оборудование», в сотрудничестве с компанией «Alfa Laval», менее чем за год разработала производственную линию, позволяющую сделать любой рыбоперерабатывающий завод, на берегу или на судне, экологически чистым и безотходным. Впервые в России спроектировано и производится оборудование, позволяющее перерабатывать рыбные отходы любой жирности, не загрязняя окружающую среду. Об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал директор по маркетингу и развитию компании «Технологическое оборудование» Антон Сухоруких.