От первого лица

23 апреля 2012 года
Эдуард КЛИМОВ, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews

Важно не количество, а качество

Эдуард КЛИМОВ , Председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews

Ежегодные отраслевые отчеты фиксируют рост по целому ряду показателей. К примеру, отмечается увеличение объемов вылова в среднем на 300 тысяч тонн в год, увеличение выпуска товарной продукции, улучшение финансово-экономического состояния предприятий. Все эти успехи появились в результате совместной работы власти и бизнеса, в итоге налаженного конструктивного диалога заинтересованных в развитии рыбохозяйственного сектора сторон. Однако сложившееся равновесие в текущий момент требует дополнительного укрепления конструкции, считает глава медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Иначе произойдет сначала потеря темпа, а затем и потеря позиций.

- Эдуард Владимирович, чем вызвана необходимость пересмотра системы отношений внутри рыбопромышленного сектора?

- Считается, что отрасль получила толчок к развитию после заседания президиума Госсовета в Астрахани. Однако инъекции в виде поручений Президента тогда были сделаны хотя и больному, но вполне жизнеспособному организму – уже вовсю шли процессы консолидации. Собственно, эта консолидация и заставила обратить на себя внимание власти. Сейчас эти процессы затормозились, потому что рыбаки добились главного. Они получили квоты на 10 лет, им обещают продлить право на вылов после 2018 года еще на два десятилетия. Эта стабильность может породить индустриализацию, а может привести к застою. Все будет зависеть от меры осознания характеристик текущего момента, обусловленных в первую очередь переменами во власти и вступлением России в ВТО. Кроме того, до сих пор остались нерешенными наиболее сложные, «застоявшиеся» проблемы в виде, например, серийного строительства рыбопромыслового флота. Закрепление квот хотя и было знаковым, но не являлось технически сложным решением. Чиновникам достаточно было политической мотивации для того чтобы разработать перечень необходимых документов и требований к ним. А технически сложное многоступенчатое решение по условиям строительства флота невозможно реализовать без деятельного участия бизнеса, без постоянных консультаций, диалога. Власти надо понять, кто будет этим консультантом.

- Необходим новый виток консолидации?

- Я не говорю о количестве ассоциаций и союзов, я имею в виду качество их деятельности и меру авторитета как в своем профессиональном кругу, так и среди чиновничества. Кстати сказать, самый простой критерий во всех смыслах состоятельности объединения – это аккуратность его членов по части уплаты взносов. О каком качестве экспертного анализа, юридического или информационного сопровождения можно говорить, если эта деятельность ведется на общественных началах от случая к случаю в свободное от основной работы время!

Конечно, подавляющее большинство ассоциаций создавалось в свое время для решения частных вопросов местечкового характера. Они и сегодня выполняют эту функцию ни на что особо не претендуя. Но мы же говорим о серьезных задачах, стоящих перед отраслью.

- По идее эта роль возлагалась на ВАРПЭ, но по сути, ее функции взяла на себя Ассоциация добытчиков минтая.

- Я не хочу сейчас оценивать эффективность работы ВАРПЭ. Но, по моему мнению, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров не успевает реагировать на изменение ситуации и уж тем более не в состоянии прогнозировать развитие событий в силу целого ряда причин. АДМ, безусловно, взяла на себя роль локомотива и благодаря блестящему менеджменту является самым прогрессивным объединением в отрасли. Трансформироваться в некий общероссийский союз рыбопромышленников ей, на мой взгляд, мешают лишь ограничения, наложенные Уставом организации. Не секрет, что в Ассоциацию добытчиков минтая желают вступить и компании, которые не владеют квотами на добычу минтая.

- В таком случае целесообразно вносить изменения в устав, ведь АДМ так или иначе переросла свой статус корпоративности.

- Однако рыбодобыча даже с судовой и береговой переработкой – это еще не вся отрасль. Но, честно говоря, мне трудно себе представить некую Всероссийскую ассоциацию, которая смогла бы объединить предприятия разных направлений хозяйствования, существующих в рыбопромышленном комплексе, и при этом сохранить дееспособность и свое предназначение – выработку единого мнения. Какие общие интересы могут быть, например, у рыбаков и портовиков? Одни желают заработать на перевалке, а другие – сэкономить. Но все участники рыбного бизнеса от добытчиков и производителей промыслового и иного оборудования и до специалистов, занятых ретейлом и подготовкой кадров для отрасли находятся в одной цепи, настроены на единый результат – развитие рыбопромышленного сектора экономики. Они не могут обойтись друг без друга, какие бы противоречия не возникали внутри этой цепи. Естественно, все эти противоречия и разногласия проще и быстрее гасить за столом переговоров в рамках черновой работы по выработке единого мнения. То есть готового результата, который бизнес-сообщество затем уже будет предлагать власти по той или иной проблеме.

- Все-таки должен быть некий коллегиальный орган. Но каким он может быть, по вашему мнению, если вы говорите, что всероссийская отраслевая ассоциация – это утопия?

- Начинать надо с того, что каждый сегмент бизнеса, входящий в рыбохозяйственный комплекс, должен прийти к четкому осознанию неизбежности консолидации и необходимости создания своей межрегиональной ассоциации. С финансовой дисциплиной ее членов, с профессиональным менеджментом, с ясным пониманием задач и целей на перспективу и, в конце концов, с умением формирования внутри этого объединения единого мнения по любому возникающему вопросу. А высшим коллегиальным органом будет совет таких ассоциаций или, назовем его условно: совет глав ассоциаций. Он будет решать проблемы, возникающие на стыках разных секторов и предлагать исполнительной и законодательной власти устраивающий всех вариант ответа.

Возьмем самый простой пример из недавнего прошлого – проект закона «О спортивном и любительском рыболовстве». Ни у рыболовов, ни у предпринимателей, обеспечивающих любительскую рыбалку, нет своих крепких профессионально организованных союзов, способных выработать единое мнение и найти компромисс. Как только обозначилась проблема, начались скандалы, взаимные обвинения, нелепые перфомансы перед депутатами Госдумы, акции протеста и письма в правительство с обеих сторон. Что в результате? Проблема не решена, документ не принят. Все в проигрыше. Бизнес не имеет перспектив для развития, водоемы как были под браконьерским прессом, так и остались, чиновники начали отыгрывать назад и сокращать количество участков, бюджет (а значит, все население, в том числе и рыболовы) не получил возможных поступлений, ресурс – объект рыбалки – оскудевает. Вопрос ведь не в том, сколько будет стоить билет и сколько килограммов на него можно поймать, а в том что отношения сторон так и неурегулированы. В такой ситуации даже принятие закона будет лишь полумерой. Взаимная неприязнь и противостояние останутся – вот что плохо. Плохо и то, что понятие «рыбопромысловый участок» получило негативный оттенок. И как в такой ситуации делать ставку на развитие аквакультуры в России?

Кстати, к аквакультуре относится одна малосимпатичная история по обсуждаемой нами теме.

В Приморском крае несколько хозяйств, занимающихся выращиванием гидробионтов, начинали свою деятельность еще во времена, когда государство не интересовало развитие этого направления. Эти энтузиасты действовали на свой страх и риск, инвестировали, осваивали технологии, обкатывали их на практике и к настоящему времени накопили уникальный опыт, который, я надеюсь, еще будет по достоинству оценен. 10 лет назад была создана ассоциация хозяйств аквакультуры Приморья, которая затем была названа Дальневосточной, хотя ее состав не сильно увеличился за счет хозяйств из других субъектов Федерации. Если верить информации, размещенной на ее странице в интернете, то помимо приморцев в ассоциацию записались ООО «Союзокеан» из Сахалинской области и ООО «Акватика» из Хабаровского края. О деятельности ассоциации ничего не известно кроме того факта, что ее вдруг возглавил Дмитрий Дремлюга – генеральный директор ООО «ГК Дальморепродукт». Я с трудом допускаю, что успехи Дмитрия Владимировича на ниве морского огородничества или рыборазведения позволили ему стать реальным лидером среди аксакалов аквакультуры. Рыбацкой общественности он больше известен тем, что был исключен однажды из состава Ассоциации добытчиков минтая (простите за подробности) за неуплату членских взносов. И тем, что пытался присвоить себе должность заместителя президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Такие факты, к большому сожалению, дискриминируют саму идею консолидации и упрочения объединений, снижают их авторитет.

Тем не менее создание сильных ассоциаций – это не дань моде, не путь к защите узковедомственных интересов, а общая насущная необходимость.

- Власть тоже часто обращается к этой теме. В принципе, она готова рассматривать возможность передачи объединениям части контрольных функций.

- Да, это будет шаг, соответствующий духу времени.

Совещание по вопросам адаптации рыбохозяйственного комплекса к правилам ВТО, которое провела 5 апреля подкомиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, очень выпукло высветило эту тему. Через ассоциации предприятия могли бы участвовать в создании защитных механизмов в условиях членства России в ВТО, выстраивать отношения с контролирующими органами, объединения могли бы принять на себя часть надзорных полномочий, участвовать в разработке альтернативной системы добровольной сертификации, – и это не весь перечень возможностей. Но для этого необходимо повышать авторитет и ответственность отраслевых объединений.

В чем основная беда, на мой взгляд? Бизнес слабо вовлечен в процессы управления. Он привык все время аппелировать к государству, и этот флер патернализма, в некоторых случаях доходящий до инфантилизма, является тормозом и порождает конфликты. Ведь до сих пор в общей массе считается, что писать правила и законы – это исключительное занятие чиновника. А у бизнеса такой обязанности нет, он оставляет за собой только право критиковать. В этом корни взаимного недоверия и наличия нерешенных вопросов.

- Помимо вступления в ВТО вы упомянули еще одну особенность момента – перемены во власти.

- Да, начало нового политического цикла.

Вне зависимости от названия руководящего органа в новом правительстве – будь то Министерство рыбного хозяйства, Федеральное агентство по рыболовству или Государственный комитет по рыболовству, – вне зависимости от того, кто его возглавит – прежнее руководство или новые назначенцы, – подход к работе должен будет измениться. В первую очередь такие изменения требуются в формировании кадровой политики. Она должна быть прозрачной и понятной. Отрасль не красит наличие руководителей территориальных органов Росрыболовства, которые скрываются от правосудия и ударяются в бега, принимают решения, ставящие коллективы целого региона на грань конфликта с властью, взяточников и малокомпетентных лиц. Рыбацкая общественность должна знать, какие заслуги позволили тому или иному руководителю подведомственной Росрыболовству структуры занять свое кресло.

- Обычно должности получают по конкурсу.

- То есть вы хотите сказать, что люди с кристально чистым прошлым, попав в эту систему, вдруг начинают брать взятки, устанавливать у себя в институте принцип оплаты труда и распоряжения собственностью, которая приводит в изумление Счетную палату, или формируют штат инспекторов, о рейдах которых знают заранее все браконьеры в округе? Если это системный сбой, то эту проблему тем более надо решать.

Буквально на днях Полпред президента в ДФО Виктор Ишаев провел совещание по вопросам рыбной отрасли. По его словам, рыбохозяйственная деятельность дальневосточных предприятий, а также федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и государственное регулирование рыбной отрасли, не является сегодня достаточно эффективной. Отмечался недостаточный профессиональный уровень руководящего состава территориальных управлений Росрыболовства и сотрудников в округе. Полпред пригрозил поставить об этом в известность руководство страны и воздействовать на федеральных руководителей ведомств. Ну, куда уж дальше!

Так что переосмыслить происходящее придется и власти, и, как я уже сказал, бизнесу тоже надо искать новые пути консолидации и взаимодействия. А Fishnews продолжит внимательно следить за всеми процессами, происходящими в отрасли, и будет способствовать дальнейшему развитию диалога между властью и бизнесом.

Елена ФИЛАТОВА, газета «Fishnews Дайджест»

Апрель 2012 г.

Эдуард КЛИМОВ , другие интервью.

21 октября 2008 года
Эдуард КЛИМОВ

Нам удалось достучаться до президента

Эдуард КЛИМОВ, Председатель Совета директоров медиахолдинга «Fishnews»

2007 год, можно сказать, был определяющим для становления РИА Fishnews.ru и журнала «Fishnews – Новости рыболовства». Он должен был показать, удастся ли редакции удержать планку качества материалов на высоком уровне, заданном первыми номерами, сохранить объективность при анализе текущих событий, актуальность и нацеленность на освещение «болевых точек» рыбной отрасли. Что ж, год подошел к концу, самое время оглянуться, подвести итоги и поговорить с председателем Совета директоров медиахолдинга «Fishnews» Эдуардом КЛИМОВЫМ о новых планах и ближайших перспективах.

23 ноября 2008 года
Эдуард  КЛИМОВ

ОДУ – прогнозы на кофейной гуще

Эдуард КЛИМОВ, Руководитель российского информационного агентства «Fishnews»

После того, как стало известно, что величины Общих допустимых уловов (ОДУ) на будущий год уже прошли государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзоре, вопросов вокруг кратного сокращения в этом ведомстве величины изъятия северной креветки стало еще больше. Ко всем прочим добавился, пожалуй, главный из них – о компетентности отраслевой науки. Ситуацию комментирует руководитель Российского информационного агентства «Fishnews» Эдуард Климов.

27 февраля 2009 года
Эдуард КЛИМОВ

Накормить страну – задача Минрыбхоза

Эдуард КЛИМОВ, Глава медиа-холдинга «Fishnews», член Общественного совета при Росрыболовстве

В условиях кризиса продовольственная безопасность России испытывается на прочность. Падение курса рубля делает импортную продукцию недоступной для значительного сегмента населения, дорожают и отечественные продукты, при производстве которых используются завозные компоненты. Тем временем Доктриной продовольственной безопасности РФ, которая должна лечь на стол Президенту со дня на день, предусмотрена 80-процентная доля отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке. Каким образом будет возможно достичь этого показателя - с этой темы мы и начали разговор. На вопросы отвечает глава медиа-холдинга «Fishnews-Новости рыболовства», член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов.