Мы - поколение патриотов!У каждого времени есть свои идеалы, верность которым люди сохраняют порой до конца жизни, хотя и времена, и нравы могли измениться так, что от прежнего уже ровным счетом ничего не остается, кроме ПАМЯТИ. Вот и Александр Николаевич Якунин трепетно хранит память обо всем, что связано с великой рыболовной державой мира – рыбной промышленностью Союза Советских Социалистических Республик и людьми, которые эту державу создавали. Сегодня мы предлагаем нашим читателям его эссе о встрече с тремя ветеранами рыбной промышленности Камчатки. |
1 мая 2012 года. В Москве это был погожий солнечный день. Проснулся, как всегда, рано. Настроение бодрое. Еще бы – только-только, 4 мая, я получил первую половину тиража, изданного нами (группой товарищей) в Херсоне, историко – биографического альманаха «Азчеррыба» – о создании и развитии Азово-Черноморского рыбопромышленного объединения. И это, что еще более отрадно, было очень кстати: ведь на 8 мая намечалась встреча ветеранов в Севастополе, на которой мы и мечтали вручить памятную книгу всем, кто придет на эту встречу. Так все и произошло. А вернувшись в Москву я привез с собой десятка два томов этого альманаха для подарков друзьям…
Правда, надо признать, настроение у меня было хотя и бодрое, но не такое уж и радужное. И были для того причины.
Я вспомнил 2006 год, свой первый разговор с Георгием Васильевичем Мещеряковым, Героем Социалистического Труда, заработавшего эту большую награду у нас на Камчатке, о том, как организовать и собрать воспоминания о советских капитанах рыбопромыслового флота, вообще о создании хорошей книги о рыбаках. И, конечно, первая мысль была собрать материал о создании и развитии моего Камчатского тралового флота, куда я пришел в далеком 1965 году еще на практику. Он поддержал идею. Я с охотой взялся за работу. Помогли мне «штурманские тетради» хранившиеся у Б.И. Чанцева а также хоть и редкие, но теплые встречи с соратниками по работе в УТРФ: Квилюнасом Ю.Н., Лазько В.П., Гимильштейном О.А., Резником В. З., Чанцевым Б.И., Гусаровым М.М., а также с нашим бессменным руководителем Потапенко Виктором Петровичем, который и по сей день остался преданным своему делу и продолжает помогать советом своему младшему сыну Владимиру управлять предприятием с гордым названием «Камчатрыбпром». Помогли, конечно, и личные воспоминания. Работа продвигалась медленно, но все-таки в октябре 2010 года я сдал в издательство на Камчатке черновой материал по историко-биографическому альманаху «Дальрыба» – «Камчатрыбпром», продолжая по мере поступления нового материала, добавлять его в книгу.
Собрал биографии 550 капитанов и около 100 организаторов промышленного рыболовства на Камчатке. Книга получилась большой – около 1300 страниц, т.е. состояла из двух томов. Альманах «Азчеррыба» состоял из одного тома (200 биографий), но рукопись была сдана в херсонское издательство на год позже «Камчатрыбпрома», а вышла значительно (до сих пор не знаю еще насколько значительно) раньше. Это, конечно, не смертельно для того дела, которое задумывалось, но хотелось бы наоборот. Вот эта «мелочь» и была той занозой, которая не давала полного удовлетворения от издательского успеха в Херсоне, и я был в душе недоволен ходом дела. Но когда я вручил книгу «Азчеррыба» Г.В. Мещерякову – он был страшно рад этому и его реакция на мое неудовлетворение по поводу задержки «Камчатрыбпрома» была совсем не той, которую я ожидал. Он сказал: «Не беда, зато в камчатском альманахе учтешь замечания, которые будут даны по азово-черноморскому». И это меня успокоило. «Кстати, – добавил Георгий Васильевич, – только что вышла книга воспоминаний Дмитрия Ивановича Качина, и я ее уже прочитал. У меня идея: до твоего отъезда на Камчатку (а я вылетал 24 мая) надо встретиться с Дмитрием Ивановичем, а заодно и проведать Олега Антониновича Заварина в Мытищах (это недалеко)»
Я одобрительно кивнул.
«Как раз Дмитрий Иванович подарит свою книгу тебе и Олегу Антониновичу, а ты свою – Дмитрию Ивановичу и Олегу Антониновичу, а заодно пообещаешь и подарить свой будущий «Камчатрыбпром».
Так и порешили.
Дмитрий Иванович встретил наш план одобрительно. И вот 21 мая 2012 года: я за рулем, а в салоне у меня два камчатских промрыбака. Дмитрий Иванович, до того как пошел по партийной линии и стал впоследствии первым секретарем Камчатского обкома КПСС, еще в 1954 году начинал тралмастером на паровом РТ (рыболовном траулере). А Георгий Васильевич Мещеряков в 1952 году был самым молодым капитаном, как тогда говорили, демидовского набора. Это потом он уже, в 1966 году, капитан – директор БМРТ «Узбекистан» и Герой Социалистического Труда.
Я усмехнулся про себя: первый секретарь Камчатского обкома КПСС, впоследствии чрезвычайный и полномочный посол СССР во Вьетнаме с одной стороны и Герой Социалистического Труда – с другой. Таких пассажиров в моей машине еще не было. Я чувствовал ответственность и вел машину аккуратно. А необычные мои пассажиры тихо разговаривали, и их воспоминания пробуждали мои собственные.
В 1959 году наша семья приехала в Петропавловск с восточного побережья Камчатки, в связи с учебой отца. Родители купили небольшой домик на улице Озерная, и мы с братом (а нам было 13-12 лет) начали изучать окрестности и сам город в целом.
Это был город «барачного» типа.
На причалах ЖБФ дымили бывшие «угольщики» – РТ «Гага», «Лебедь», «Дальневосточный», ПХ «Якут», ПХ «Щорс», ПХ «Барнаул». В ковше морского рыбного порта стояло около десятка СРТ – 300. Сейчас, уже глубоко вникнув в историю развития флота, я пришел к выводу, что отряхнувшись от тягот войны в первое послевоенное десятилетие (1948 – 1958), Камчатку одарила счастливая судьба, а именно, пришли люди- специалисты.
С самого начала 30-х годов на судах Камчатского транспортного флота поднимался и рос из кочегара и матроса капитан Анода Петр Илларионович – будущий начальником УТРФ (1957 – 1967).
1946 – на Камчатку направляется выпускник Тобольского рыбопромышленного техникума, технолог рыбной продукции Кривошеев Петр Карпович, с 1965 года – инженер-технолог, будущий хранитель качества рыбной продукции Камчатки.
1948 – после работы директором РЗ в Астраханской области на Камчатку был направлен начальником Северо-восточного рыбопромыслового треста Каленов Василий Никифорович – будущий начальник Главкамчатрыпрома.
1951 (май) В траловый флот прибывают выпускники «Владморрыбтехникума» Рязанов Павел Александрович и Заварин Олег Антонинович – будущие капитаны-промысловики и руководители. В октябре 1951 – тралмастер Мещеряков Г.В., будущий первый начальник «Океанрыбфлота», Герой Социалистического Труда, капитан СРТР «Командор», КМД БМРТ «Узбекистан».
В октябре 1951 года на Камчатку поступают десять первых СРТ – 300, построенных в ГДР для организации дрифтерного и тралового лова.
В 1952 году по распоряжению минрыбхоза на Камчатку прибыл П.А. Демидов – начальником УТРФ (1952 – 1957). Ему принадлежит инициатива доверить суда и экипажи молодым капитанам. Так появились 20-летнние КМ Рязанов П.А., Заварин О.А., Арестов А.М., Лисицын В.М. и т. п.
В апреле 1953 года в УТФ принят молодой штурман Серга А.И. – будущий начальником «Океанрыбфлота» и «Камчатрыпрома».
В мае 1954 года в УТФ принят молодой выпускник Клайпедской морской школы Потапенко Виктор Петрович (начальник УТРФ (1973-1980) и начальник Камчатрыбпрома (1980-2004).
В июле 1954 года с борта ПХ «Ильич» на камчатскую землю ступает молодой инженер промрыболовства Качин Д.И. выпускник Мосрыбвтуза.Пройдя промысловую палубу тральщика, партийную работу в УТРФ, горком и обком, через 17 лет – 1-й секретарь Камчатского обкома КПСС – и в течение следующих 15 лет – бессменный партийный руководитель, возглавивший эпоху развития рыболовного флота и бурного жилищного строительства на Камчатке.
В июне 1955 года сапоги молодого помощника механика РКЗ-73 Старцева А.П. впервые коснулись камчатского берега, когда он спрыгнул с кунгаса, доставившего сюда будущего директора Олюторского РКЗ и одного из руководителей Камчатрыбпрома.
1956 – (весна) молодой инженер-механик Бирюков В.А. высаживается на берег на участке рыбозавода № 2 Митогинского РК и начинает стремительную карьеру производственного и партийного руководителя, впоследствии первого губернатора Камчатской области (1990 – 2000).
Июнь 1958 – после выпуска ПКМУ молодой механик Панин Евгений Владимирович начинает осваивать СРТ – 300, а с 1961 – БМРТ. Это будущий главный инженер Камчатрыпрома.
Список можно продолжить, но именно этой, по сути, горстке людей суждено было преобразовать и развить промышленный потенциал Камчатки, в корне изменить сам облик рыбака, быт жителя полуострова, вдохнуть в него новую жизнь, дать в управление новый флот, освоить сначала близлежащие моря, а затем увести их за горизонт – в океан. Это было великое время созидания. В отличие от многих тысяч специалистов, прибывавших на Камчатку, как сезонные работники, временщики, за большими деньгами – эти трудились на совесть, не боялись перегружать себя ответственностью и отдавали себя полностью Камчатке. И в этом было главное отличие тех, кто своими руками возводил главный «рыбный цех» страны.
…Что-то на дороге отвлекло мое внимание, я переключился на настоящее и опять услышал негромкий разговор Дмитрия Ивановича и Георгия Васильевича, который рассказывал, как он принимал СРТР – 540 «Командор» у П.А. Рязанова и как по 1959 году судно показало лучший результат по вылову для судов этого типа по всей «Дальрыбе».
А я в это самое время только еще пошел в 6-й класс средней школы № 10. Но хорошо помню, что уже тогда видел себя не только моряком, но и обязательно капитаном.
В 1962 году я поступил в ПКМУ на судоводительское отделение и уже все дальнейшее развитие флота происходило на моих глазах.
1959 – поступила ПБ «Ламут».
1961 – ПБ «Чукотка», БМРТ «Браслав».
1962 – ПБ «Советская Камчатка».
1964 год – пошла серия СРТМ, СРТР – 800.
1968 – ПБ «50 лет Октября».
До образования УОР – (1.04.1968) – В Тралфлоте уже было 17 БМРТ и ежегодно поступало по 4-6 единиц.
1969 – ПБ «Северный полюс».
1970 – ПБ «Новая Каховка».
1971 – ПБ «Авача».
1972 – ПБ «Арктика» («Орочон»).
1973 – ПБ «Советская Сибирь».
1974 – пошла серия СТР – 1320 типа «Альпинист».
1975 – ПБ «Комсомольск-на-Амуре».
1976 – ПБ «Советская Бурятия».
1978 – Пошла серия больших автономных траулеров-морозильщиков типа БАТМ «А. Стаханов».
Строится ДСК и комбинаты крупнопанельного домостроения, идет бурное строительство жилья для рыбаков на 5 и 6 километрах елизовской трассы, позже на 8 километре в районе улицы Чубарова. Борьба с бараками – вот это была по-настоящему политическая задача!
Александр ЯКУНИН.
Материал взят с сайта fishkamchatka.ru.
(Окончание следует)