Приоритет безотходной рыбопереработкиСоздание инновационного комплекса по безотходной рыбопереработке на Камчатке включено в перечень приоритетных проектов ДВФО, реализация которых требует участия государства. Для отраслевиков он может стать примером современной организации переработки, полагают эксперты. |
В числе проектов, которые по оценке минвостокразвития имеют межрегиональное значение и не могут быть воплощены без участия государства, – реализация восточной газовой программы, создание соевого и горно-металлургического кластеров, развитие лесоперерабатывающего комплекса.Так, в Приморском крае предусмотрено строительство нефтехимического комплекса, завода по сжижению природного газа, двух судостроительных верфей по производству высокотехнологичных гражданских судов, а также морской техники для освоения континентального шельфа.
В Камчатском крае помимо прочего планируется создание инновационного экологически чистого производственного комплекса по безотходной переработке рыбы и морепродуктов, сообщили в пресс-службе министра РФ по развитию Дальнего Востока – полпреда президента России в ДВФО.
Инициативу государства по реализации подобного проекта с использованием безотходных технологий эксперты расценивают положительно, но отмечают важность комплексного подхода к этому вопросу.
- Безотходные экологически чистые технологии переработки рыбы в мире известны, более того, повсеместно применяются как на берегу, так и на судах. Но в России ситуация иная, – рассказывает коммерческий директор ОАО «Дальрыбтехцентр» Антон Сухоруких. – Приведу пример из практики: наша компания совместно с партнерами, фирмами «Альфа Лаваль» и «Кабинплант» предлагает весь спектр взаимоувязанных технологий по безотходной и экологически безупречной автоматизированной переработке любых видов рыб. Но если автоматизацией производств российские переработчики сегодня интересуются всерьез, то безотходные технологии у нас на практике, можно сказать, не применяются.
Это, по словам специалиста, приводит к огромным потерям в производительности. Так, еще в 70-е годы прошлого века японские плавбазы производили на борту до 68 видов продукции из минтая, в то время как российские в XXI веке производят максимум с десяток, а чаще – 4–5. Вместе с тем только из отходов переработки рыбы можно получать целый набор продуктов: рыбную и костную муку, жир, продукцию на их основе – от кормов и удобрений до фармацевтических препаратов и биотехнологического сырья.
- Но Россия, как известно, страна крайне богатая, поэтому у нас отходы стараются не перерабатывать, а так или иначе от них избавляться. При этом промышленников, похоже, не волнует ни уменьшение доходности бизнеса, ни проблемы с контролирующими органами, ни ущерб, наносимый экологии и ведущий, в том числе к сокращению сырьевой базы, – продолжает наш собеседник. – Сырье у нас тоже стараются не перерабатывать, а экспортировать «как есть». В результате, вклад рыбной отрасли в ВВП страны ничтожно мал – менее 0,1%.
Неудивительно, что при таких показателях государство практически не видит ни этого вклада, ни этого бизнеса, соответственно, слабо учитывает его интересы, резюмирует представитель компании «Дальрыбтехцентр».
- Понятно, что эта модель ущербна. Бизнес должен стремиться к развитию и консолидации, государство – помогать ему в этом, добиваться от бизнеса большей отдачи, «воспитывать» его и обучать приносить стране и обществу больше пользы, нежели вреда. А один из общепризнанных методов воспитания и обучения, кроме метода кнута и пряника, – это демонстрация собственного примера. Поэтому инициатива государства по созданию инновационного экологически чистого производственного комплекса по безотходной переработке рыбы и морепродуктов представляется весьма разумной и полезной, хотя и слегка запоздавшей, – отмечает Антон Сухоруких.
Однако эксперт полагает, что этот проект не должен быть самоцелью.
- Считаю очевидным, что этот проект не выполнит свою роль, если станет «вещью в себе». На него должен быть завязан целый комплекс мероприятий по разработке и реализации государственной политики в данной области. В том числе мероприятий информационного и PR-характера, направленных на продвижение и популяризацию высоких и экологически чистых технологий рыбопереработки в профессиональном сообществе России, на продвижение и популяризацию продукции из российской рыбы и в стране, и за рубежом, на всякого рода международную экологическую сертификацию промыслов и так далее, – поясняет он.
Не менее важным, по мнению Антона Сухоруких, является перенос основной части глубокой переработки добываемого российскими компаниями рыбного сырья с иностранного на российский берег. В том числе путем создания особой территориальной зоны, кластера с соответствующей инфраструктурой и комфортными условиями для инвесторов, намеренных осуществлять глубокую переработку на российском берегу.
- Предлагаемый минвостокразвития производственный комплекс мог бы стать первым предприятием этого кластера, живым примером и своего рода научно-производственной базой для внедрения высоких технологий в российскую рыбопереработку, их адаптации к российским условиям, разработки инноваций. Правда, для этой цели Приморский край подходит больше, нежели Камчатский, хотя бы по критериям наличия рабочей силы, стоимости энергоносителей и обеспеченности ими, развитости транспортной и прочей инфраструктуры, близости научных и учебных учреждений, а соответственно, себестоимости разработки инноваций. Но кто сказал, что такой инновационный комплекс может быть только один? – рассуждает Сухоруких.